Модуль 2 «я бы в химики пошел (пусть меня научат)»

 

Развитие химической науки, всё возрастающее её значение требуют привлечения к практической деятельности большого числа людей. Данный предметно-ориентированный экспериментальный курс на­целен на создание условий для более глубокого изучения учащимися химии посредством химического эксперимента. Содержание курса раскрывает основы аналитической химии – науки о методах исследования состава вещества, знакомит с методами качественного анализа, помогающими установить, какие химические элементы содержатся в изучаемом объекте. Практические работы курса дополняют теоретические знания учащихся по неорганической химии по теме «Теория электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена. Признаки необратимости химических реакций. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы», и по органической химии по теме «Качественные реакции на органические вещества и функциональные группы».

Восприятие результатов химических опытов, основанное на ощущениях и работе органов чувств, способствует лучшему усвоению сведений о свойствах исследуемых веществ. Выполняя химические опыты в процессе практических работ, ученики убеждаются в справедливости требований к технике безопасности и охране труда, осознанно усваивают знания о физиологическом действии веществ на человека, о правилах обращения с веществами разных классов опасности и правилах хранения. Сформированная в процессе многочисленных экспериментов правильная техника выполнения химических операций позволяет изменить отношение к химии, вместо страха перед веществами и работе с ними появляется неподдельный интерес к изучаемому предмету. Эксперимент вводит учащихся в сферу научных интересов, знакомит их не только с научными фактами и закономерностями химической науки, но и с тем, как они добываются. При помощи эксперимента учащиеся получают конкретные, а не формальные знания о веществах и их изменениях, накапливают факты для сравнений, обобщений и выводов. Учащийся, проводящий опыты и наблюдающий химические превращения в различных условиях, убеждается, что сложными химическими процессами можно управлять, что в явлениях нет ничего таинственного, они подчиняются естественным законам, познание которых обеспечивает возможность широкого использования химических превращений в практической деятельности человека

Задачи модуля:

1. Сформировать личностны е универсальные учебные действия:

- мотивация учения, занятий экспериментальной химической деятельностью;

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор в будущем химической профессии.

2. Сформировать познавательные и регулятивные универсальные учебные действия:

- сформулировать цель предстоящей работы;

- составить план эксперимента, определить последовательность проведения химических опытов;

- уточнить условия выполнения реального эксперимента;

- спрогнозировать результат планируемых опытов;

- сравнить предполагаемые и полученные результаты с заданным эталоном;

- скорректировать при необходимости последовательность, условия проведения химических опытов;

- оценить собственные знания и умения.

3. Формировать предметные умения:

- насыпать, вещества, наливать растворы;

- собирать приборы, укреплять приборы в штативе, в держателе, нагревать вещества в пробирках;

- различать физические и химические явления;

- описывать условия и признаки химических реакций;

- планировать, подготавливать и проводить качественные реакции;

- описывать результаты наблюдений.

Виды занятий:

- Практические работы учащихся

- Занятия с демонстрацией занимательных опытов

Методы обучения:

- словесные: объяснение преподавателя, инструктаж по охране труда, беседа;

- словесно-наглядные: демонстрация занимательных опытов, демонстрация электронных презентаций;

- словесно-наглядно-практические: ученический эксперимент: индивидуальная экспериментальная самостоятельная работа.

В результате успешного освоения модуля слушатель должен:

знать:

- методы химического исследования: качественный анализ веществ;

- понятие качественной реакции, реагента и определяемого вещества;

- качественные реакции на катионы и анионы неорганических веществ;

- качественные реакции органических веществ;

- окислительно-восстановительные реакции, вещества окислители и восстановители;

- генетические связи веществ.

уметь:

- распознавать неорганические вещества с помощью качественных реакций;

- распознавать катионы и анионы с помощью качественных реакций;

- распознавать органические вещества с помощью качественных реакций;

- осуществлять генетические превращения веществ;

- исследовать качественный состав веществ.

владеть:

- химическими терминами; приемами работы с химическим оборудованием и веществами.

Форма контроля освоения модуля: отчет.

Условия реализации программы: Для проведения учебных занятий необходимы: химическая лаборатория, доска, видеопроектор, ноутбук, учебные пособия, раздаточный материал, химические реактивы, химическая посуда и приборы.

Рекомендуемая литература:

1. Алгоритмы решения задач на распознавание веществ. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Издательство: «Дрофа ООО» 2006 г.

2. Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 1995.

3. Генетическая связь между классами неорганических веществ. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Издательство: «Дрофа ООО» 2008 г.

4. Гроссе Ж, Вайсмантель X. Химия для любознательных: Основы химии и занимат опыты: Пер с нем. — 3-е изд., стер — Л.: Химия, 1987. — 344 е.- ил.

5. Ольгин О. Опыты без взрывов. — 2-е изд., перераб. — М.: Химия, 1986. — 192 с: ил. — (Науч.-попул. б-ка школьника).

6. Ольгин О. М. Чудеса на выбор, или Химия опыта для новичков: Для сред возраста. — М.: Дет. лит., 1986. — 128 с.: ил — (Знай и умей)

7. Степин Б.Д. Самые эффектные и красивые опыты / Б.Д. Степнин // Химия. Изд. дом «Первое сентября». – 2000. – № 42. – URL: http://him.1september.ru/article.php?ID=200004203 (дата обращения: 20.11.2013).

8. Злотникова Э.Г. «Урок окончен – занятия продолжаются». – М.: Просвещение, 1992.

9. Г.А. Шипарева Мир глазами химика. Домашний эксперимент 140 к пропедевтическому курсу химии 7 класса / Шипарева Г.А. // Химия. Изд. дом «Первое сентября». – 2000. – № 8. – URL: http://him.1september.ru/article.php?ID=200000804 (дата обращения: 22.11.2013)

10. Простая наука. Удивительные опыты для детей. Химия. – URL: http://simplescience.ru/video/about:chemistry/

11. Химический эксперимент в школе. 8, 9, 10, 11 класс О.С. Габриелян, Н.Н. Рунов 0.000 Издательство: «Дрофа» 2005 г

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МОДУЛЯ

№ п/п Наименование тем учебных занятий Всего часов В том числе Форма контроля
Лекции Практ. занятия Самост. работа
  Качественные реакции на неорганические вещества и ионы          
  Качественные реакции на анионы и катионы          
  Распознавание неорганических веществ с помощью качественных реакций          
  Генетические связи неорганических веществ          
  Занимательные опыты с неорганическими веществами          
  Качественные реакции на органические вещества и ионы          
  Качественные реакции на органические вещества          
  Распознавание органических веществ с помощью качественных реакций          
  Занимательные опыты с органическими веществами          
  Окислительно-восстановительные реакции неорганических и органических веществ          
  Свойства солей-окислителей          
  Свойства кислот-окислителей          
  Итоговый контроль         отчет
  Итого          

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: