Расходы на оплату труда

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ

СООБЩЕНИЯ (МИИТ)

____________________________________________________________

 

 

Кафедра экономики и управления на транспорте

 

 

Н. Г. СМЕХОВА

Ю. Н. КОЖЕВНИКОВ

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

 

По дисциплине

 

" СЕБЕСТОИМОСТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК "

 

 

Москва - 2011


 

 

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ

СООБЩЕНИЯ (МИИТ)

____________________________________________________________

 

 

Кафедра экономики и управления на транспорте

 

 

Н. Г. СМЕХОВА

Ю. Н. КОЖЕВНИКОВ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

 

По дисциплине

 

" СЕБЕСТОИМОСТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК "

 

 

Москва - 2011

 

 

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)

______________________________________________________________

 

Кафедра экономики и управления на транспорте

 

 

Н. Г. СМЕХОВА, Ю. Н. КОЖЕВНИКОВ

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

по дисциплине

"СЕБЕСТОИМОСТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК"

 

для экономических специальностей

 

Москва - 2011


УДК 656.224/.225.003.13(075.8)

С - 50

 

 

Смехова Н. Г., Кожевников Ю. Н., Смехова Н.Г. Методические указания к практическим занятиям. По дисциплине “Себестоимость железнодорожных перевозок”. - М.: МИИТ. 2011 - 76 с.

 

 

Приведены задачи для практических занятий по вариантам и методические указания к их решению. Методические указания и задачи предназначены для студентов дневного и вечернего факультетов, изучающих дисциплину “Себестоимость железнодорожных перевозок”.

 

 

Табл. 27, рис. 2.

 

ã Московский государственный университет

путей сообщения (МИИТ), 2011

 


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Стр.

Введение 4

1. Расчет эксплуатационных расходов по основным элементам

затрат 5

2. Себестоимость перевозок грузов и пассажиров 31

3. Влияние объема перевозок на эксплуатационные расходы и

себестоимость 33

4. Методы расчета себестоимости перевозок в конкретных

условиях 39

5. Зависимость себестоимости перевозок от качественных

показателей использования подвижного состава 48

6. Влияние изменения производительности труда, норм (цен)

расхода материалов, топлива (электроэнергии) на себестои-

мость перевозок и эксплуатационные расходы 53

7. Расчет себестоимости перевозок отдельных родов грузов 55

8. Метод укрупненных расходных ставок 59

Приложения 67

Литература 71


ВВЕДЕНИЕ

 

Методические указания составлены в соответствии с программой дисциплины "Себестоимость железнодорожных перевозок". За последние годы произошли значительные изменения в составе затрат, меняется структура расходов по хозяйствам, статьям номенклатуры и элементам затрат. Принята новая "Номенклатура доходов и расходов по видам деятельности ОАО "РЖД" (2007 г.). Изменяется система учета расходов и отчетности. Рост цен на технику, топливно-энергетические и материаль­ные ресурсы, повышение уровня заработной платы отражается на стоимостных показателях работы транспорта, которые необходимо периодически пересчитывать. В МИИТе разработана методика индексации единичных и укрупненных расходных ставок с использованием персональных компьютеров.

Цель данных методических указаний - помочь студентам изучить и освоить методы расчета себестоимости перевозок и оценки влияния на нее различных факторов в современных условиях работы железнодорожного транспорта.


1. РАСЧЕТ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ ПО ОСНОВНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ ЗАТРАТ

 

 

В соответствии с "Номенклатурой доходов и расходов по видам деятельности ОАО "РЖД" эксплуатационные расходы железнодорожного транспорта учитываются раздельно по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ открытого акционерного общества "Российские железные дороги". В зависимости от отношения к производственному процессу расходы по обычным видам деятельности делятся на непосредственно вызываемые этим процессом (производственные) и общехозяйственные, т.е. расходы по обслуживанию производства и управлению. В свою очередь расходы, непосредственно вызванные процессом производства, подразделяются на специфические (прямые производственные) и общепроизводственные расходы. Специфические (прямые производственные) расходы в классификаторе группируются по видам деятельности, отраслевым хозяйствам, укрупненным видам работ (УВР), которые представляют собой группы статей, объединенных по функциональному признаку.

Общехозяйственные расходы подразделяются на две группы:

1. Общехозяйственные расходы без расходов по содержанию аппарата управления;

2. Расходы по содержанию аппарата управления.

Статьи специфических (прямых производственных) расходов разделены на две группы:

1. статьи-ресурсы - статьи, отражающие затраты на возобновление основных средств (амортизацию), уплату налогов, арендные и лизинговые и прочие платежи;

2. статьи-функции - статьи, отражающие затраты на выполнение определенных работ, являющихся частью производственных вспомогательных процессов.

Кроме того, в отдельную группу статей выделяются общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Вся совокупность статей-ресурсов и статей-функций специфических (прямых производственных) расходов в Номенклатуре разделена по укрупненным видам работ (УВР).

Выделены следующие укрупненные виды работ:

1. Оказание услуг по грузовым перевозкам;

2. Содержание и эксплуатация инфраструктуры железнодорожного транспорта;

3. Локомотивная тяга;

4. Оказание услуг по пассажирским перевозкам в дальнем следовании;

5. Оказание услуг по пассажирским перевозкам в пригородном сообщении;

6. Ремонт подвижного состава;

7. Строительство объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта;

8. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

9. Содержание объектов социальной сферы;

10. Прочие виды работ.

К элементам затрат относятся - фонд оплаты труда, топливо, электроэнергия, материалы, амортизация и прочие расходы. В состав прочих расходов входят также отчисления на социальные нужды, уплата процентов за кредит и другие расходы.

 

Расходы на оплату труда

 

Расходы на оплату труда рассчитываются по контингенту работников, среднемесячной ставке заработной платы и величине начислений на нее. Контингент рассчитывается тремя способами:

- по годовому объему работы и нормам затрат рабочей силы на единицу измерителя;

- по числу объектов и нормам затрат рабочей силы на 1 объект;

- по числу предприятий и штатному расписанию.

 

фот = Ез/плмес * Чэ * 12 * котч,

где Ез/плмес - среднемесячная заработная плата, руб.;

Чэ - численность эксплуатационного контингента (с учетом

замещения на отпуск);

котч - коэффициент, учитывающий отчисления в фонд занятости,

социального и медицинского страхования, в пенсионный фонд.

 

Задача 1.

 

Определить расходы на оплату труда локомотивных бригад в грузовом движении.Исходные данные:

годовой объем работы SPLбр = 9 млрд. ткм бр.;

масса поезда брутто Qбр = 3000 т;

процент вспомогательного линейного пробега локомотива от пробега во главе поездов bлин = 15%;

время работы бригады за одну поездку qбр = 12 час.;

длина участка, обслуживаемого бригадой Lуч = 200 км;

среднемесячное рабочее время Тмес = 169,2 час.;

среднемесячная заработная плата бригады (машиниста локомотива и его помощника) ЗП = 55000 руб.

 

Методические указания

 

Явочный контингент работников локомотивных бригад Ч ялок бр рассчитывается по годовому объему работы, выраженному в локомотиво-километрах линейного пробега, и по нормам выработки локомотивной бригады за месяц по формуле

SМSлин

Ч ялок бр= ¾¾¾¾¾;

12 * mSбр

где SМSлин - локомотиво-километры линейного пробега в среднем за

год;

mSбр - месячная норма выработки одной бригады, лок-км.

Списочный контингент работников локомотивных бригад

 

Ч сплок бр = Ч ялок бр * Кзам,

где кзам - коэффициент, учитывающий замещения на отпуска, болезнь, выполнение общественных обязанностей

замотпбоб).

SPLбр

SМSлин = ¾¾¾¾¾ * (1+bлин),

Qбр

где SPLбр - тонно-километры брутто;

Qбр - вес поезда брутто, т;

bлин - удельный вес вспомогательного линейного пробега локомотива в пробеге во главе поездов.

9 * 109

SМSлин = ¾¾¾¾ * 1,15 = 3,45 * 106 лок-км;

Тмес

mSбр = 2 * Lуч * ¾¾¾,

qбр

где Lуч - участок обращения локомотивной бригады, км;

Тмес - среднемесячная норма рабочих часов;

qбр - время работы бригады за одну поездку.

169,2

mSбр = 400 * ¾¾¾ = 5639 лок-км

Время работы бригады за одну поездку определяется по формуле

2 * Lуч

qбр = ¾¾¾¾¾ + Stпр,

Vуч

где Vуч - участковая скорость локомотива, км/ч;

Stпр - простой в основном, оборотном депо и в пунктах смены

бригад, час/пару поездов.

Тогда явочный контингент работников локомотивных бригад

3,45 * 106

Ч ялок бр= ¾¾¾¾¾ = 50 бриг.

12 * 5639

Годовой фонд оплаты труда на явочный контингент работников

ФОТяв = ЗП * Ч ялок бр * 12 = 55000 * 50 * 12 = 33,0 млн. руб.

 

 

Задача 2.

 

Определить расходы на оплату труда рабочих по ремонту ТР-3 электровозов серии ВЛ10.Исходные данные:

годовой объем работы SPLбр = 12 млрд. ткм бр.;

масса поезда брутто Qбр = 3000 т;

процент общего вспомогательного пробега локомотивов

bобщ =16% от пробега во главе поездов;

нормы пробега между ремонтами, тыс. км:

капитальными II объема Nкр - II = 2100,

капитальными I объема Nкр - I = 700,

текущими ремонтами ТР-3 Nтр-3 = 350;

трудоемкость единицы ремонта Трем = 3100 чел.-час.;

средняя продолжительность рабочего дня tраб. = 8,2 час.;

среднемесячная заработная плата работника по ремонту ТР-3

ЗП = 15700 руб.;

количество рабочих дней за год Трабгод = 245.

 

Методические указания

 

Контингент работников по ремонту тепловозов (К) определяется по программе ремонта (n), нормам затрат рабочей силы на один ремонт (трудоемкость ремонта) - Трем и количеству рабочих часов в среднем за год.

Программа ремонта электровозов рассчитывается по локомотиво-километрам общего пробега за год SМS годобщ и нормам межремонтного пробега (N). При этом из числа ремонтов менее сложного вида вычитаются все более сложные ремонты.

Локомотиво-километры общего пробега электровозов составляют

SPLбр 12 * 109

SМS годобщ = ¾¾¾ * (1+bобщ) = ¾¾¾ * 1,16 = 4,64* 106 лок-км

Qбр 3000

Годовая программа ремонта электровозов:

- капитальных ремонтов второго объема:

SМS годобщ 4,64 * 106

nкр - II = ¾¾¾¾¾ = ¾¾¾¾¾ = 2,21 ед.;

Nкр - II 2100 * 103

- капитальных ремонтов первого объема:

SМS годобщ 4,64 * 106

nкр - I = ¾¾¾¾¾ - nкр - II = ¾¾¾¾¾ - 2,21 = 4,42 ед.;

Nкр - II 700 * 103

- текущих ремонтов ТР-3

SМS годобщ 4,64 * 106

nтр-3 = ¾¾¾¾¾ - nкр - II - nкр - I = ¾¾¾¾¾ - 2,21 -4,42= 6,63 ед.;

Nтр-3 350 * 103

Явочный контингент работников по текущему ремонту ТР-3

nтр-3 * Трем 6,63* 3100

Кя = ¾¾¾¾¾¾ = ¾¾¾¾¾¾ = 10 чел.

Трабгод * tраб 245 * 8,2

Годовой фонд оплаты труда рабочих по ремонту ТР-3 электровозов в расчете на явочный контингент работников

ФОТяв = ЗП * Кя * 12 = 15700 * 10 * 12 = 1884,0 тыс. руб.

Задачи для самостоятельной работы

 

Рассчитать расходы на заработную плату локомотивным бригадам в грузовом движении по следующим исходным данным

(табл. 3)

Таблица 3.

Исходные данные для задачи

  Варианты
Показатели            
Тонно-километры брутто, млрд. 6,5 - 8,9 - - 15,0
Локомотиво-км линейного пробега, млн.   -   7,26   -   6,45   5,90   -
Масса поезда брутто, т   -   - -  
Количество поездок бригады за месяц, ед.   -   17,3   -   16,1   -   -
Длина участка обращения бригады, км.            
Участковая скорость, км/час 36,0 - - - - 38,5
Норма простоя локомотива в основном, оборотном депо и в пунктах смены бригад, час/пару поездов     4,0     -     -     -     -     3,7
Норма рабочих часов за месяц, час 169,2
Месячная заработная плата бригады, тыс. руб.   52,0   48,5   49,0   51,2   54,0   51,0
Вспомогательный линейный пробег от пробега во главе поез­дов, %   11,0   -   15,0   -   -   18,0
Время на одну поездку, час. - - 10,5 - 10,0 -

 


Топливо. Электроэнергия. Материалы.

 

Расходы на топливо, материалы, электроэнергию и прочие расходы планируются 4 способами:

по заданному объему работы и нормам на единицу измерителя;

по потребному контингенту отдельных групп работников и нормам затрат на одного работника;

по количеству устройств и оборудования и нормам затрат на единицу оборудования;

по числу предприятий и укрупненным нормам затрат на каждое из них.

 

Задача 1.

 

Определить расходы на электроэнергию для тяги поездов при следующих исходных данных:

годовой объем работы SPLнт = 20 млрд. ткм бр.;

масса поезда брутто Qбр = 3200 т;

нагрузка груженого вагона Ргр = 44 т/ваг.;

масса тары Рт = 22,8 т/ваг.;

процент порожнего пробега вагонов от груженого aпоргр = 60%;

норма расхода электроэнергии на 10000 ткм бр. вагонов

nэ = 130 кВт*ч;

цена 1 кВт*ч Цэ = 116,78 коп.

коэффициент, учитывающий потери электроэнергии в линиях электропередач, Кпотэ = 1,15.

 

Методические указания

 

Расходы на электроэнергию для тяги поездов могут быть рассчитаны по средней норме затрат электроэнергии, установленной на 10000 тонно-километров брутто, объему работы в тонно-километрах брутто вагонных и цене 1 кВт*ч электроэнергии на тягу поездов.

_

nэ

э = ¾¾¾¾ * SPLбр * Ц э * кпотэ,

 

 

_

где n э - средняя норма расхода электроэнергии (кВч) на 10000 тонно-километров брутто вагонных;

Ц э - цена 1 кг условного топлива или 1 кВч электроэнергии;

кпотэ - коэффициент, учитывающий потери электроэнергии в линиях электропередач (кпотэ = 1,15)

Тонно-километры брутто вагонные определяются по формуле

 

SPLбр = SPLнт + SPLт,

где SPLт - пробег тары вагонов,

 

SPLт = Рт * nSваг ,

где nSваг - общий пробег вагонов

 

SPLнт

nSваг = ¾¾¾ * (1 + aпоргр ),

Ргр

где Ргр - нагрузка груженого вагона, т/ваг.;

aпоргр - процент порожнего пробега вагонов от груженого.

Общий пробег вагонов составит

20 * 109

nSваг = ¾¾¾ * (1 + 0,60 ) = 0,73 * 109 вагоно-км

Пробег тары вагонов

SPLт =22,8 * 0,73 * 109 = 16,64* 109 ткм

Тонно-километры брутто вагонные

SPLбр = 20 * 109 + 16,64* 109 = 36,64 * 109 ткм

Расходы на электроэнергию для тяги поездов

э = ¾¾¾¾ * 36,64 * 109 * 1,1678 * 1,15 = 639,68 млн. руб.,

 

Задача 2.

 

Определить как изменятся расходы на топливо при увеличении массы поезда (брутто) с 3000 до 3200 т.Исходные данные:

тонно-километры брутто SPLбр = 68 млрд. ткм;

норма расхода условного топлива при массе поезда 3000 т nТ = 43 кг на 10000 ткм бр.;

цена 1 кг условного топлива Цт = 9,3284 руб.

 

Методические указания

 

Влияние веса поезда брутто на расход топлива (электроэнергии) для тяги поездов: _

при увеличении Qбр на 1%, nт(э) уменьшается на 0,2%;

при изменении Qбр на D%, nт(э) изменится на + (0,2 * D)% и составит

 

_ _ 0,2 * D

nт(э)“ = nт(э) * (1 + ¾¾¾¾), (кг; кВч).

 

nт(э)

Sт(э)” = ¾¾¾¾ * SPLбр ваг, (кг; кВч).

Масса поезда увеличилась на

3200 - 3000

¾¾¾¾¾¾¾ * 100 = 6,25%

Норма расхода топлива уменьшится на 0,2 * 6,25 = 1,25%

или на

43 * 1,25

¾¾¾¾¾ = 0,54 кг

Расходы на топливо (Ет ) при массе поезда брутто 3200 и норме расхода топлива n'Т = 43 - 0,54 = 42,46 кг составят

 

n'Т 42,46

э = ¾¾ *SPLбр * Цт * кпотт = ¾¾ * 68 * 109 * 9,3284 = 2693,4 млн. руб.

10000 10000


Задача 3

 

Определить величину расходов на топливо для тяги поездов отдельно по составляющим: на передвижение вагонов, на передвижение локомотивов, на простой локомотивов в рабочем состоянии.

Исходные данные:

тонно-километры брутто SPLбр = 51 млрд. ткм;

масса поезда брутто Qбр = 3000 т;

процент вспомогательного линейного пробега локомотива от пробега во главе поездов bлин = 18%; процент вспомогательного условного пробега локомотива от пробега во главе поездов bусл. = 2%;

норма расхода условного топлива:

на передвижение вагонов nдв = 34 кг/10000 ткм бр.;

на передвижение локомотивов nдвлок = 200 кг/ 100 лок-км линейного пробега;

на простой локомотивов в рабочем состоянии nпрлок = 96 кг/1 час простоя;

коэффициент использования мощности двигателя при простое локомотива Км = 0,5;

цена 1 кг условного топлива Цт = 9,3284 руб./кг.

 

Методические указания

 

При расчете топлива (электроэнергии) на тягу поездов по отдельным составляющим - на передвижение вагонов, локомотивов и на простой локомотивов в рабочем состоянии нормы расхода устанавливаются на разные измерители: тонно-километры брутто, локомотиво-километры линейного пробега, часы простоя локомотивов в рабочем состоянии.

На передвижение вагонов норма устанавливается в кг (кВтч) на 10000 тонно-км брутто; на передвижение локомотивов - на 100 локомотивов линейного пробега; при простое локомотивов в рабочем состоянии - на 1 час простоя. Локомотиво-часы простоя в рабочем состоянии равны локомотиво-километрам условного пробега, т.к. 1 час простоя = 1 км условного пробега.

 

т = (т(э)двваг + т(э)двлок + т(э)прлок) * Цт(э) * кпотэ =Sт(э) * Цт(э) * кпотэ,

 

где т(э) - расходы топлива (электроэнергии) соответственно на передви­жение вагонов (поезда), локомотивов и на простой локомотивов в рабочем состоянии, кг (кВч).

nт(э)ваг

т(э)двваг = ¾¾¾¾ * SPLбр ваг,

 

nт(э)двлок

т(э)двлок = ¾¾¾¾ * SМSлин ,

 

nт(э)прлок * Км

т(э)прлок = ¾¾¾¾¾¾ * МSусл,

где nт(э)ваг, nт(э)двлок, nт(э)прлок - нормы расхода топлива (электроэнергии)

на измерители соответственно на: 10000 тонно-км брутто, 100 лок-км линейного пробега, 1 час простоя локомотива в рабочем состоянии;

Км - коэффициент, учитывающий использование мощности двигателя локомотива при простое в рабочем состоянии, км=0,5-0,6;

МSусл - локомотиво-километры условного пробега.

 

МSусл = NSгл.п. * bусл,

где NSгл.п. - локомотиво-километры во главе поезда.

Средняя норма расхода топлива (электроэнергии)

 

Sт(э)

nт(э) = ¾¾¾¾ * 10000,

SPLбр ваг

Расходы на топливо:

- на предвижение вагонов

Едвваг = ¾¾¾ * 51 * 109 * 9,3284 = 1617,5 млн. руб.

104

- на передвижение локомотивов

 

Едвлок = ¾¾ *SМSлин * Цт = 2*20,06 * 106 * 9,3284 = 374,3 млн. руб.

 

SPLбр

SМSлин = ¾¾¾ * (1 + bлин) = 17 * 106 * 1,18=20,06 млн. лок-км

Qбр

 

- на простой локомотивов в рабочем состоянии

nт

Епр = ¾¾ * Км * МТраб.сост.* Цт=96*0,5*0,34*106*9,3284 =152,2 млн.руб.

1 час

 

МТраб.сост.=МSусл.пр;

МSусл.пр =NSгл.п. * bусл. =17 * 106 * 0,02=0,34 млн. лок-км.

 

Общая сумма расходов на топливо:

Ет = (1617,5 + 374,3 + 152,2) *106 = 2144,0 млн. руб.

 

 

Задачи для самостоятельной работы

 

 

Таблица 4.

Влияние качественных показателей на удельный расход

топлива и электроэнергии

 

Показатель Изменение удельного расхода, %
  топлива электроэнергии
А    
Повышение на 1% массы грузового поезда -0,20 -0,22
Повышение на 1 км/ч технической скорости в грузовом движении   +0,97   +1,0

 

Продолжение табл.4.

А    
Уменьшение порожнего пробега вагонов по отношению к общему на 1%   -0,44   -0,45
Снижение вспомогательного пробега локомотивов на 1%: в одиночном следовании и двойной тяге     -0,23     -0,24
в маневровой работе -0,67 -0,77
в простое в депо или на станционных путях в рабочем состоянии   -1,3   -0,60

1. По данным табл. 5. определить расходы на топливо для тяги поездов.

Таблица 5.

Исходные данные

 

  Варианты
Показатели            
А            
Грузооборот, млрд. ткм. 45,0 - 60,0 55,5 48,0 50,0
Тонно-километры брутто, млрд.   -   76,5   -   -   -   -
Коэффициент брутто, ед. - - 1,70 1,65 - -
Вагоно-километры общего пробега, млрд.   1,52   -   -   1,32   -   -
Процент порожнего пробега вагонов от груженого, %   -   -   -   -   60,0   -
Вес тары вагона, т. 22,5 - - 23,0 22,6 22,0
Норма расхода топлива, кг/10000 ткм брутто   43,0   44,5   47,0   42,8   45,0   46,2
Цена 1 кг условного топлива, руб.   9,328   8,875   9,850   9,838   9,830   9,055
Динамическая нагрузка груженого вагона, т.   -   -   -   -   44,5   -
То же рабочего вагона, т. - - - - - 32,6

2. По данным табл.6. определить базовые расходы на электроэнергию для тяги поездов и их изменение при изменении качественных показателей использования подвижного состава.

Таблица 6.

Исходные данные для задачи

 

  Варианты
Показатели            
Грузооборот, млрд. ткм. 30,0 40,0 60,0 35,0 55,0 70,0
Коэффициент брутто, ед. 1,65 1,70 1,56 1,68 1,72 1,65
Норма расхода электроэнергии, кВт-ч/10000 ткм бр.   115,0   120,0   134,0   125,0   118,0   130,0
Цена 1 кВт-ч, руб. 1,17 1,41 1,36 1,40 1,38 1,34
Базовая величина показателей: - вес поезда брутто, т.     -   -     -  
- нагрузка груженого вагона, т. - 48,0 - 45,0 - -
- процент порожнего пробега вагонов, %   -   -   45,0   -   50,0   48,0
Изменение базовой величины показателя, %   +5,0   +10,0   -3,0 Q>5,0 P<2,0   +4,0 Q>7,0 a<5,0
Коэффициент, учитывающий потери электроэнергии в линиях электропередач, ед.     1,15

3.По данным табл.7. рассчитать общую величину расходов на топливо или электроэнергию для тяги поездов.

 

4.По условию задачи 3. определить среднюю норму расхода топлива и электроэнергии для тяги поездов. Определить влияние изменения веса поезда брутто на + 5-10% на среднюю норму расхода топлива или электроэнергии и на общую величину топливно-энергетических затрат.

 


Таблица 7.

Исходные данные для задачи

 

  Варианты
Показатели Тепловозная тяга Электрическая тяга  
             
А            
Тонно-километры брутто, млрд. 25,0 38,0 45,0 60,0 65,5 50,6
Вес поезда брутто, т.            
Удельный вес вспомогательного пробега локомотива от пробега во главе поезда, %     22,0     21,5     23,0     18,0     18,5     19,0
То же линейного вспомогательного, %   17,2   16,0   18,5   15,5   15,7   16,0
То же условного пробега, % 4,8 5,5 4,5 2,5 2,8 3,0
Нормы расхода топлива, электроэнергии на, (кг, кВт-ч): - передвижение вагонов     35,0     33,0     34,5     90,0     87,0     92,0
- локомотива            
- простой локомотива в рабочем состоянии            
Цена 1 кг усл. топлива или 1 кВт-ч электроэнергии, руб.   9,33   1,27   1,34   1,45   1,21   1,37
Коэффициент, учитывающий использование мощности двигателя локомотива при простое, ед.   0,5   0,6   0,5   0,6   0,5   0,6
Коэффициент, учитывающий потери электроэнергии в линиях электропередач, ед.     -     -     -     1,15     1,20     1,17

 

 

Амортизационные отчисления

 

В состав амортизационных отчислений Еам входят расходы на восстановление изношенного оборудования.

Определяется величина амортизационных отчислений по годовым нормам амортизационных отчислений qам (квотам) и полной стоимости оборудования å Ап.

å Ап * qам

å Еам = ¾¾¾¾

Амортизационная квота зависит от балансовой, остаточной стоимости оборудования, срока его службы Т, расходов по реализации остаточной стоимости Ер.

Еам

qам = ¾¾¾ *100

Ап

Величина амортизационных отчислений может определяться и по величине фактических затрат.

Фактические затраты на амортизацию определяются с учетом конкретных условий эксплуатации оборудования и степени его износа по формуле:

å Ап - å Ал + Ер А

Ефам = ¾¾¾¾¾¾¾ = ¾¾,

Т Т

где å Ап, Ер, Т - соответственно фактические (не средние) величины остаточной стоимости оборудования, расходов по ее реализации и срока службы.

 

Задача 1.

 

Определить годовые амортизационные отчисления - фактические и по квотам на 1 локомотив и на выполненный годовой объем работы. Исходные данные:

цена локомотива Ап = 42000 тыс. руб;

остаточная стоимость Ал - 10 % от балансовой;

расходы по реализации остаточной стоимости локомотива -

Ер = 150 тыс. руб.;

срок службы - Т = 25 лет;

годовая норма амортизационных отчислений - 3,8 %;

годовой объем тонно-км брутто Plбр = 70 млрд. ткм.;

производительность локомотива Fлок = 1400 тыс. ткм бр / сут.

 

Методические указания

 

1. Фактические затраты на амортизацию

- в расчете на 1 локомотив:

(42000 - 42000 * 0,1 + 150,0) * 103

Елокам = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾ = 1518 тыс. руб.

- на заданный годовой объем работы:

рабочий парк локомотивов - М

Plгодбр 70 * 109

М =¾¾¾¾ = ¾¾¾¾¾¾¾¾ = 137 ед.

365 * Fл 365 * 1400 * 103

- величина амортизации на годовой объем работы

å Ефам = Елокам * М = 137 * 1518* 103 = 207966 тыс. руб.

2. Затраты на амортизацию по квоте:

- балансовая стоимость рабочего парка локомотивов

 

åАп = М * Ап = 137 * 42000 * 103 = 5754 млн. руб.

-годовые отчисления на амортизацию на выполненный объем работы

 

5754* 106 * 3,8

åЕqам = ¾¾¾¾¾¾¾ = 218652 тыс. руб.

100*1000

 

 

Задача 2

 

Определить годовые амортизационные на выполненный годовой объем работы по тепловозам 2ТЭ10. Исходные данные:

линейный пробег МSгодлин = 3,4 млн. лок-км.;

цена тепловоза 2ТЭ10 Ап = 52000 тыс. руб.;

среднесуточный пробег Sл = 500 км;

норма амортизационных отчислений qам = 5,0 %.

 

Методические указания

 

Годовые отчисления на амортизацию:

- рабочий парк тепловозов

МSгодлин 3.4 * 106

М = ¾¾¾¾ = ¾¾¾¾ = 18,6 ед.

365 * Sл 365 * 500

- стоимость парка тепловозов

å Ап = М * Ап = 18,6 * 52000 * 103 = 9672 млн. руб.

- годовые отчисления на амортизацию

åАп * qам 9672 * 5,0

å Еам = ¾¾¾¾ = ¾¾¾¾¾ = 48,36 млн. руб.

100 100

 

Задача 3.

 

Определить годовые амортизационные отчисления - фактические и рассчитанные по квоте, а также фактическую квоту по крытым вагонам при следующих данных:

число вагонов в парке Nв = 2500 ваг.;

цена одного вагона Ап = 2300 тыс. руб.;

квота на амортизацию qам = 3,1%;

ликвидная стоимость(с учетом расходов на ее реализацию) - 15% от полной стоимости вагонов;

срок службы крытого вагона Т = 30 лет.

 

Методические указания

 

1. Сумма годовых амортизационных отчислений, рассчитанных по квоте:

Nв * Ап * qам 2500 * 2300 * 3,1

å Еам = ¾¾¾¾¾¾ = ¾¾¾¾¾¾¾¾ = 178,25 млн. руб.

100 100*1000

2. Фактические годовые амортизационные отчисления:

2500 * 2,3 * 0,85

å Ефам = ¾¾¾¾¾¾¾¾ = 162,9 млн. руб.

3. Фактическая годовая квота на амортизацию:

å Ефам * 100 162,9 * 100

qам = ¾¾¾¾¾¾ = ¾¾¾¾¾¾ = 2,83%

Nв * Ап 2500 * 2,3

 

 

Задачи для самостоятельной работы

 

1. Определить расходы на амортизацию поездных локомотивов по данным, приведенным в табл. 8.

Таблица 8.

Исходные данные для задачи.

  Варианты
Показатели            
А            
Тонно-километры брутто, млрд.   90,0   75,0   60,0   85,0   55,0   70,0
Производительность локомотива тыс. ткм бр/лок в сутки     -     -     -
Локомотиво-километры линейного пробега, млн.   -   28,75   -   34,50   -   30,00
Среднесуточный пробег локомотива, км.   -     -     -  
Коэффициент, учитывающий парк локомотивов, находящихся в резерве, (% от рабочего парка)     1,15     1,09     1,12     1,20     1,18     1,25
Цена локомотива, млн. руб. 39,8 42,7 37,8 44,3 41,8 43,2
Норма годовых амортизационных отчислений (квота), %   3,1   3,6   3,0   3,5   3,1   3,3
Ликвидная стоимость локомотива в % от балансовой цены            
Расходы по реализации в % от ликвидной стоимости            
Срок службы локомотива, лет            

 

2. По данным табл.9. рассчитать величину годовых амортизационных отчислений по грузовым вагонам по квоте и по фактическим затратам. Определить фактическую квоту.

Таблица 9.

Исходные данные для задачи.

 

  Варианты
Показатели            
А            
Цена вагона, млн. руб. 2,1 2,6 2,51 2,23 2,17 2,41
Срок службы, лет            
Ликвидная стоимость в % от цены вагона            
Расходы по реализации в % от ликвидной стоимости   2,0   1,5   3,0   5,0   3,5   4,5
Среднесуточная производительность вагона, тыс. ткм.   14,5   -   13,2   -   12,8   -
Среднесуточный пробег вагона, км   -     -     -  
Годовой грузооборот, млрд. ткм. 60,0 58,0 55,0 70,0 50,0 62,5
Динамическая нагрузка груженого вагона, т.   -   -   -   46,5   -   48,0
То же рабочего вагона, т. - 35,0 - - - -
Процент порожнего пробега вагонов от груженого   -   -   -   60,0   -   55,0
Коэффициент, учитывающий парк вагонов в резерве, (% от рабочего парка)     1,25     1,20     1,15     1,22     1,18     1,20

 

Определение расходов на деповской ремонт грузовых вагонов и отчислений в резерв на капитальный ремонт подвижного состава

 

Расходы на деповской ремонт грузовых вагонов рассчитываются централизованно в МПС РФ по типам вагонов, количеству ремонтов в среднем за год по каждому типу вагона, ценам на деповской ремонт и структуре вагонного парка. Сумма расходов на деповской ремонт грузовых вагонов, рассчитанная в целом по сети железных дорог, распределяется по дорогам пропорционально величине рабочего парка вагонов. Такой порядок расчета расходов на деповской ремонт грузовых вагонов (также на их амортизацию) объясняется тем, что вагоны, находящиеся на балансе отдельных железных дорог, обращаются по всей сети дорог. Ниже рассмотрены примеры расчета расходов на деповской ремонт грузовых вагонов и на капитальный ремонт поездных локомотивов.

 

Задача 1.

 

Определить расходы на деповской ремонт крытого вагона (зерновоза) в среднем за год. Срок службы (Т) - 30 лет. Период между капитальными ремонтами (tкр) - 15 лет, между деповскими (tд ) - 2 года, но первый деповской ремонт производится через 3 года после постройки вагона (t'д ). После выполнения капитального ремонта вагон ставится на деповской ремонт через 2 года. Цена деповского ремонта Цд = 110 тыс. руб.

Методические указания

 

Приведенная в задаче периодичность капитальных и деповских ремонтов различна по типам грузовых вагонов, их назначению (зерновозы, цементовозы и т.д.), по годам постройки.

1. Количество деповских ремонтов в среднем за год (программа ремонта) определяется с учетом их периодичности в течение срока службы (табл. 10).

Количество деповских ремонтов в среднем за год рассчитывается в следующей последовательности:

- количество капитальных ремонтов за весь срок службы вагона (Т =30 лет) Т

nкр = ¾¾¾ - 1

tкр

(- 1) - последний ремонт не производится

nкр = ¾¾¾ - 1 = 1 (рем.)

- а) за весь срок:

Т - t'д - nкр * 2 - 1

nд = ¾¾¾¾¾¾¾¾

tд

где t'д - период от постройки вагона до первого деповского ремонта.

30 - 3 - 1 * 2 - 1

nд = ¾¾¾¾¾¾¾¾ = 12 (рем.)

- б) в среднем за год:

_ nд 12

nд = ¾¾¾ = ¾¾¾ = 0,4 (рем.)

Т 30

2. Годовые расходы на деповской ремонт одного крытого четырехосного вагона (зерновоза)

Едепгод = Цд * nд = 110 * 0,4 = 44 тыс. руб.

 

 

Задача 2.

 

Определить величину расходов на деповской ремонт грузовых вагонов. Исходные данные:

Грузооборот SPL = 50 млрд. ткм;

в составе парка грузовых вагонов - 70% платформ и 30% полувагонов;

сроки службы: платформ Тслпл = 30 лет, полувагонов - Тслп/в = 20 лет;

цена деповского ремонта (Цд ) платформ -90 тыс. руб., полувагонов - 105 тыс. руб.;

среднесуточная производительность вагона в среднем 13500 ткм;

остальные данные - табл.10.

 

Методические указания

 

1. Годовая программа деповского ремонта платформ и полувагонов рассчитывается на рабочий парк вагонов.

При объеме работы SPL = 50 млрд. ткм, производительности вагона Fw = 13500 ткм рабочий парк вагонов:

 

SPL 50 * 109

Nв = ¾¾¾¾¾ = ¾¾¾¾¾¾ = 10147 ед.

365 * Fw 365 * 13500

в том числе

- платформ Nпл =10147 * 0,7 = 7103 ед.

- полувагонов Nп/в = 10147 * 0,3 = 3044 ед.

2. Количество деповских ремонтов в расчете на 1 вагон (по их типам) в среднем за год при периодичности ремонтов, приведенных в табл.10 составит для:

- платформ:

первый капитальный ремонт производится через 15 лет, второй - через 12 лет. Всего за весь срок службы платформы будет выполнено 1,8 капитальных ремонта.

Число деповских ремонтов платформы за 30 лет службы

30 - 3 - 1,8 * 2 - 1

nдпл = ¾¾¾¾¾¾¾¾ = 11,2 (рем.)

в среднем за год

_ 11,2

nд пл = ¾¾¾ = 0,37 (рем.)

- для полувагонов:

при сроке их службы - 20 лет и периодичности между капитальными ремонтами - 11 лет

nк п/в = ¾¾¾ - 1 = 0,82 (рем.)

Число деповских ремонтов за весь срок службы

20 - 3 - 0,82 * 2 - 1

nдп/в = ¾¾¾¾¾¾¾¾ = 7,2 (рем.)

в среднем за год

_ 7,2

nд п/в = ¾¾¾ = 0,36 (рем.)

3. Расходы на деповской ремонт вагонов

депгод = 0,37*7103 * 90 + 0,36 * 3044 * 105 =351,6 млн. руб.

 

Задача 3.

 

Определить годовые расходы на капитальный ремонт электровоза.

Исходные данные:

пробег между капитальными ремонтами (Nкр );

второго объема Nкр - II =2100 тыс. лок-км;

первого объема Nкр - I = 700 тыс. лок-км;

срок службы (Т) 30 лет;

среднесуточный пробег (Sл) - 480 км;

условный пробег (bусл) - 2% от линейного пробега;

простой в ремонте (tр) - 10% от срока службы;

цена одного капитального ремонта (Цкр);

второго объема – 15,7 млн. руб., первого – 8,2 млн. руб.

 

Методические указания

 

1. Общий пробег локомотива за весь срок службы

SМS тобщ = Sл * (1 + bусл ) * Тсл * 365 * (1 - tрем)

SМS тобщ = 480 *1,02 *30 * 365 * 0,9 =48250 тыс. лок-км

 

2. Программа капитальных ремонтов локомотива за срок службы

- капитальных ремонтов второго объема:

SМS тобщ

nкр - II = ¾¾¾¾¾ - 1

Nкр - II

48250 * 103

nкр - II = ¾¾¾¾¾ - 1 = 22 рем.;

2100 * 103

- капитальных ремонтов первого объема:

SМS тобщ

nкр - I = ¾¾¾¾¾ - nкр - II - 1

Nкр - I

 

48250 * 103

nкр - I = ¾¾¾¾¾ - 22 - 1 = 46 ед.;

700 * 103

Расходы на капитальный ремонт одного локомотива в среднем за год

 

22 46

Екргод = (¾¾ * 15,7 + ¾¾ * 8,2) * 106 = 24,1 млн. руб.

30 30

 

Задачи для самостоятельной работы

 

По данным, приведенным в табл. 10-11, рассчитать годовые расходы на деповской ремонт грузовых вагонов (по вариантам).

 

Таблица 10.

 

Периодичность видов ремонта грузовых вагонов

 

  Периодичность видов ремонта
  Типы вагонов Деповской ремонт после Капитальный ремонт после
  постройки деповского капитального пост- ройки капитального
Постойка с 1985 г. - крытые 4х-осные -зерновозы -цементовозы - минераловозы - платформы - полувагоны -цистерны (нефтебензиновые)                         - -

 


Таблица 11.

Исходные данные для решения задач

    Варианты
               
    Тип вагона
Показатели Ед. изм. кры-тый 4-х осн. цемен товоз кры-тый 4-х осн. зерно воз цистер на (нефте бенз) кры- тый 4-х осн. минераловоз платформа 4-х осн. полу вагон 4-х осн.
А Б            
Срок службы год            
Годовой объем работы млрд. ткм   10,0   21,0   15,0   8,5   15,5   12,0
Производитель ность вагона, в среднем за сутки ткм/ваг.       -     -    
Динамическая нагрузка рабочего вагона   т/ваг.   -   50,0   -   52,0   -   -
Среднесуточный пробег вагона км -   -   - -
Цена деповского ремонта тыс. руб.            
                 

 

 

2. СЕБЕСТОИМОСТЬ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ И ПАССАЖИРОВ

 

Для расчета себестоимости перевозок грузов и пассажиров общую сумму расходов необходимо распределить по видам перевозок. Затем, расходы, отнесенные на грузовые перевозки, разделить на тарифные тонно-километры, а расходы, отнесенные на пассажирские перевозки - на пассажиро-километры.

Распределение расходов по видам перевозок производится по данным отчета формы 7у на уровне предприятий железнодорожного транспорта следующими тремя способами:

- часть расходов непосредственно относится на тот или иной вид перевозок;

- часть расходов распределяется по видам перевозок пропорционально соответствующим измерителям работы подвижного состава;

- часть расходов распределяется по видам перевозок пропорционально ранее распределенным суммам расходов, в основном - ранее распределенной заработной плате.

Расчет себестоимости производится по следующим формулам:

- себестоимость приведенных тонно-километров

Е

Спр= ¾¾¾ *10, коп/10 прив. ткм

PLприв

 

Е = Егр + Епасс; Е = Е * gгр+ Е * gпасс

 

PLприв = PLгр + PLпасс

- по видам перевозок

Егр

Сгр= ¾¾¾ *10, коп/10 ткм

PLгр

 

Епасс

Спасс= ¾¾¾ *10, коп/10 пасс-км

PLпасс

 

Спр = С гр * gгр” + С пасс * gпасс”, коп/10 прив. ткм

 

где Е – общая сумма эксплуатационных расходов;

Егр , Епасс , Сгр , Спасс - эксплуатационные расходы и себестоимость

соответственно по грузовым и пассажирским перевозкам;

PLприв - приведенные тонно-километры (нетто);

PLгр , РLпасс - грузооборот, пассажиро


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: