Интересной и перспективной формой одновременного получения оценок значительного числа специалистов выступает ситуационный анализ. В число безусловных достоинств этого метода входят возможности оперативной организации обсуждения острых проблем, в котором могут принимать участие как лица, традиционно связанные с их изучением, так и представители других исследовательских направлений. Такой подход позволяет смягчать издержки рутинного ведомственного восприятия новых вызовов и облегчает разработку инновационных решений в условиях значительной неопределенности политической обстановки. При компетентной организации ситуационный анализ может превзойти по своим результатам привычное производственное совещание, поскольку условия формулирования экспертных заключений создают эффект «мозгового штурма» даже в случаях, когда техника проведения ситуационного анализа не ориентируется непосредственно на такой вариант методики экспертных оценок.
Данная методика реализуется в три этапа:
1. Разработка сценария ситуации. В рамках этого этапа происходит установление основных проблемных блоков, системных связей между ними и связей, выделяющих конкретную проблемную ситуацию из всей совокупности политических отношений. Кроме того, определяется круг вопросов, который будет предложен для обсуждения экспертам, а также списочный состав участников экспертного совещания.
2. Получение большого объема разноплановых мнений, которое может быть представлено как в вербальной, так и в тестовой формах. При этом экспертам задается по одному специальному вопросу, на который должны быть даны один ответ и его аргументация. Ответ рассматривается как личная позиция специалиста, которая выражается абсолютно свободно. Эксперт является единственным докладчиком, но может участвовать как критик в обсуждении других вопросов. Время выступления жестко ограничивается;
3. Подготовка итогового документа.
Особая роль на всех этапах принадлежит руководителю ситуационного анализа и так называемой сценарной группе, состоящей из 3–5 участников совещания, которые не только разрабатывают программу обсуждения, но и помогают экспертам вести диалог, задают уточняющие вопросы, а затем берут на себя обязанности по редактированию текстовой документации проекта.