ИНТЕРЬЕР И ОБОРУДОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ОБЩЕСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Часть II
Методические указания
для студентов направления подготовки
54.03.01 – Дизайн
Составитель
Р. Й. Швабаускас
Санкт-Петербург
Утверждено
на заседании кафедры
21 апреля 2016 г.,
протокол № 8
Рецензент А. Н. Фешин
Методические указания разработаны по материалам кафедры «Дизайн пространственной среды» в соответствии с требованиями ФГОС на основе лекционного материала, а также с рекомендациями для выполнения практической и самостоятельной работы.
Предназначены для студентов очной и очно-заочной форм направления подготовки 54.03.01 – Дизайн.
Оригинал-макет подготовлен составителем
Подписано в печать 04.07. 2016 г. Формат 60х84 1/16.
Усл. печ. л. 1,6. Тираж 100 экз. Заказ 485/16.
http://publish.sutd.ru
Отпечатано в типографии ФГБОУВО «СПбГУПТД»
191028, С.-Петербург, ул. Моховая, 26
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………....4
1. РАЗМЕЩЕНИЕ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
|
|
В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ……………………………………………………….……5
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ………………….………6
3. ОРГАНИЗАЦИЯ МАГАЗИНОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ……………......6
4. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ИНТЕРЪЕРА………………….…..12
5. МЕБЕЛЬ, ОБОРУДОВАНИЕ, ИНВЕНТАРЬ………………………………….18
6. ИНЖЕНЕРНОЕ ОСНАЩЕНИЕ…………………………………………….….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…25
Библиографический список………………………………………………………..26
ВВЕДЕНИЕ
С зарождением общинного образа жизни связано появление торговых отношений между людьми. Торговля, как процесс обмена материальными ценностями или умениями, возникла уже в каменном веке. Участники обмена всегда стремились к выгодным сделкам. Получения выгоды в процессе обмена и является сутью торговли. С развитием торговых отношений возникла необходимость универсального средства обмена, посредника в товарообороте, которым стали деньги. Деньги- специфический товар максимальной ликвидности, эквивалент стоимости других товаров и услуг, удобный для использования в процессе обмена, перемещения, хранения. В современных условиях в качестве денег используют бумажные банкноты, которые, по сути, являются обязательствами государства, центрального банка и самостоятельной стоимости не имеют.
Результатом многовекового развития торговых отношений стало появление многообразия форм торговых пространств.
В настоящее время мы наблюдаем новые тенденции в сфере торговли. Строятся новые торговые здания, представляющие собой торгово-общественные кварталы, насыщенные развлекательной, деловой, оздоровительной функциями. Функциональные блоки в таких торговых центрах объединены между собой общим коммуникационным пространством: атриумами, переходами, торговыми улицами, галереями.
|
|
С градостроительной точки зрения реализация нового типа торговых центров-комплексов связана с укрупнением общего масштаба градостроительных объектов, среди которых торговые центры играют роль важных градостроительных доминант – центров притяжения крупных людских потоков, которые необходимо обеспечивать комфортными условиями для времяпрепровождения, удовлетворения потребностей в отдыхе и развлечениях. В этой ситуации мелкие и средние торговые центры становятся нерентабельными, тесными и быстро устаревающими.
Социально-экономические изменения ускоряют процессы жизнедеятельности в обществе. В связи с этим у людей остается все меньше свободного времени. В результате появляется необходимость получения комплексных услуг. Наряду с этим происходит изменение отношения горожан к месту потребления. Многочисленные примеры демонстрируют, что основной ценностью в торговом пространстве становится не продукция, продаваемая в торговых центрах, а процесс взаимодействия человека с пространством для торговли и отдыха. Торговые центры приобретают свойства выставочных, досуговых, оздоровительных комплексов, в которых процесс товарно-денежного оборота маскируется под процессы обмена информацией, игры для всех возрастов и социальных групп.
1. РАЗМЕЩЕНИЕ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ
Одной из главных составляющих городской инфраструктуры является сеть торговых предприятий, обслуживающих население.
Решая задачи размещения торговых предприятий в городской среде необходимо учитывать следующие факторы:
· градостроительные особенности;
· транспортные магистрали;
· социальные факторы;
· экономические факторы.
Градостроительные особенности. Необходимо учитывать масштаб города, особенности его планировочной структуры, функциональное зонирование городской территории, размещение административной, производственной, жилой, рекреационной зон, как существующих, так и с учетом перспективного развития города.
Транспортные магистрали. Сложившаяся городская транспортная сеть существенно влияет на размещение торговых предприятий в структуре города. Для оптимизации снабжения горожан товарами важно учитывать основные транспортные потоки, интенсивность движения общественного, личного транспорта. Эффективность работы торговых центров напрямую зависит от их транспортной доступности.
Социальные факторы. К данным факторам относятся особенности социально-общественной структуры города, учитывая которые необходимо создать доступную, разновидную и развитую сеть городских торговых предприятий.
Экономические факторы. К экономическим факторам относятся вопросы, связанные с эффективностью капитальных вложений в развитие сети торговых предприятий и достижением оптимального уровня доходности.
Существует ряд основных принципов рационального размещения торговых предприятий в городской среде: равномерность размещения, групповое размещение, ступенчатое размещение.
Равномерность размещения предполагает расположение магазинов равномерно по всей территории города с учетом плотности населения. Он применим к торговым предприятиям, обеспечивающим покупателей товарами повседневного спроса и обслуживающим в основном постоянных клиентов.
Групповое размещение означает необходимость создания групп торговых предприятий разного товарного профиля. Альтернативой может стать появление универсальных магазинов с ассортиментом и продовольственных, и непродовольственных товаров.
|
|
Ступенчатое размещение означает иерархическую структуру сети городских торговых предприятий. Первой ступенью можно считать магазины шаговой доступности. Далее, квартальные, районные, общегородские торговые предприятия.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
В основу классификации торговых предприятий положены следующие признаки:
· тип и вид торгового предприятия;
· форма обслуживания покупателей;
· объемно-пространственные и конструктивные особенности.
По типу торговые предприятия подразделяются на продовольственные магазины, предприятия непродовольственных товаров, специализированные магазины и смешанные (универсальные магазины). К особому типу нужно отнести сетевые торговые предприятия.
Различают торговые предприятия по виду: киоски, торговые павильоны, автомагазины, магазины в торговых центрах, гостиничных комплексах и др.
По форме обслуживания различают торговые предприятия с индивидуальным обслуживанием покупателей через прилавок или с участием продавца-консультанта, предприятия самообслуживания, торговый сервис дистанционной продажи (заказ товаров, интернет- магазины).
С учетом объемно-пространственных и конструктивных особенностей зданий предприятия розничной торговли подразделяются на отдельно стоящие, встроенно-пристроенные, выполненные из облегченных ограждающих конструкций или из каменных конструкций (кирпича, газобетона и др.).
3. ОРГАНИЗАЦИЯ МАГАЗИНОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ
В настоящее время широкое распространение получили магазины самообслуживания. Отличительной особенностью магазинов самообслуживания является возможность покупателей самостоятельно осматривать и выбирать товары. Весь ассортимент товаров находится в открытом доступе. Отбор товаров ведется в специальные корзинки или тележки. Оплата за покупки осуществляется разово при проходе через расчетно-кассовый узел.
По функциональному назначению магазин самообслуживания состоит из следующих групп помещений:
|
|
· торговые помещения;
· помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже;
· подсобные помещения;
· административно-бытовые помещения;
· технические помещения.
Торговые помещения являются главными в магазине и занимают 55 ̶ 65% общей площади. К таким помещениям относятся: торговые залы, отделы заказов, пространства для рекламы новых товаров и др.
К помещениям для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже относят разгрузочные, кладовые для хранения товаров, холодильные камеры, фасовочные и др.
Подсобные помещения включают помещения для хранения тары и контейнеров, мастерские по ремонту оборудования и инвентаря, оформительские мастерские, моечные, коридоры, тамбуры и др.
К административно-бытовым помещениям относят служебные помещения администрации магазина, бытовые комнаты персонала, санитарные узлы, медпункт.
Технические помещения – вентиляционные камеры, тепловые узлы, машинные отделения холодильных установок, электрощитовые, лифтовые
и др.
Торговый зал
Торговый зал служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям. В торговом зале организованы рабочие места продавцов, кассиров, продавцов-консультантов, кассиров-контролеров и других работников магазина.
Наиболее рациональной формой планировки торгового зала является прямоугольник, приближенный к квадрату, т. е. соотношение сторон 1:1 при максимальном шаге колонн. Эта планировка характерна для новых предприятий, особенно универсамов. В таких залах покупатели легко ориентируются, здесь благоприятные условия для расстановки оборудования, организации кратчайших путей движения покупательских потоков и товаров. На практике чаще встречаются торговые залы с соотношением сторон 1:2, 1:3, 1:4 и более.
Пространство торгового зала магазина по своему назначению подразделяется:
· пространство для выкладки и демонстрации товаров;
· проходы для покупателей;
· пространство, занимаемое узлами расчетов;
· пространство для дополнительного обслуживания покупателей.
Пространство, занимаемое оборудованием для размещения и демонстрации товаров, состоит из установочной площади торгового оборудования под непосредственное размещение товаров, а также площади, занятой оборудованием, обеспечивающим процесс их выбора (примерочные кабины, зеркала и т. п.).
Пространство, занимаемое узлами расчетов, включает в себя площадь для установки кассовых кабин и организации рабочего места кассиров.
Площадь проходов для покупателей включает пространство между оборудованием, а также зону, прилегающую ко входу в торговый зал и выходу из него.
Установочная площадь магазина – это часть площади торгового зала, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей. В нее включается и площадь, занятая основаниями крупногабаритных товаров, размещенных на полу. Обычно для этих целей отводится 27-30 % площади торгового зала.
Показателем, характеризующим степень использования площади торгового зала под выкладку товаров, является коэффициент экспозиционной площади. Он определяется как отношение экспозиционной площади (площади размещения товаров) к площади торгового зала. Наиболее приемлемым отношением между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазинах самообслуживания является значение 0,7-0,75.
Ширина проходов устанавливается строительными нормами и правилами. Однако при определении ширины проходов в каждом конкретном магазине следует учитывать плотность покупательского потока, т. е. число покупателей, приходящихся на единицу площади. Для создания комфортных условий перемещения покупателей необходимо от 4 до 10 м2 торговой площади на покупателя.
Проходы для покупателей подразделяют на магистральные (основные) и внутренние (второстепенные). Магистральные проходы связывают все зоны торгового зала и идут вдоль стен. Их ширина должна обеспечивать беспрепятственное перемещение основных покупательских потоков.
Площадь под узлами расчета должна занимать примерно 15-20 % площади торгового зала магазина.
В зависимости от площади и конфигурации торгового зала применяется несколько вариантов его планировки. Варианты планировок изображенына рис. 1.
Линейная планировка ̶ планировка, при которой торговое оборудование располагают вдоль стен или в виде нескольких параллельных рядов в торговом зале. Линейная планировка торгового зала является наиболее рациональной для продажи товаров в магазинах самообслуживания.
Линейная планировка может быть трех видов: продольная, поперечная и смешанная.
3 4
Рис.1. Варианты планировок. 1, 2 ̶ линейная планировка; 3 ̶ боксовая планировка; 4 – смешанная планировка
При боксовой планировке всю площадь торгового зала разбивают на изолированные друг от друга боксы (отделы). Каждый бокс имеет самостоятельный узел расчета.
Обычно боксовая планировка применяется в крупных магазинах с большой торговой площадью. По сравнению с линейной, она менее удобна, так как покупатель вынужден обращаться в различные отделы и производить оплату за отобранные товары в нескольких узлах расчета.
Смешанная планировка предусматривает расстановку оборудования в торговом зале с использованием принципов линейной и боксовой планировок.