Кафедра дизайна пространственной среды

 

 

ИНТЕРЬЕР И ОБОРУДОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ОБЩЕСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Часть II

Методические указания

для студентов направления подготовки
54.03.01 – Дизайн

 

 

Составитель

Р. Й. Швабаускас

 

 

Санкт-Петербург


Утверждено

на заседании кафедры

21 апреля 2016 г.,

протокол № 8

Рецензент А. Н. Фешин

Методические указания разработаны по материалам кафедры «Дизайн пространственной среды» в соответствии с требованиями ФГОС на основе лекционного материала, а также с рекомендациями для выполнения практической и самостоятельной работы.

Предназначены для студентов очной и очно-заочной форм направления подготовки 54.03.01 – Дизайн.

Оригинал-макет подготовлен составителем

 

Подписано в печать 04.07. 2016 г. Формат 60х84 1/16.

Усл. печ. л. 1,6. Тираж 100 экз. Заказ 485/16.

http://publish.sutd.ru

Отпечатано в типографии ФГБОУВО «СПбГУПТД»

191028, С.-Петербург, ул. Моховая, 26

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………....4

1. РАЗМЕЩЕНИЕ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ……………………………………………………….……5

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ………………….………6

3. ОРГАНИЗАЦИЯ МАГАЗИНОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ……………......6

4. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ИНТЕРЪЕРА………………….…..12

5. МЕБЕЛЬ, ОБОРУДОВАНИЕ, ИНВЕНТАРЬ………………………………….18

6. ИНЖЕНЕРНОЕ ОСНАЩЕНИЕ…………………………………………….….22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…25

Библиографический список………………………………………………………..26

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

С зарождением общинного образа жизни связано появление торговых отношений между людьми. Торговля, как процесс обмена материальными ценностями или умениями, возникла уже в каменном веке. Участники обмена всегда стремились к выгодным сделкам. Получения выгоды в процессе обмена и является сутью торговли. С развитием торговых отношений возникла необходимость универсального средства обмена, посредника в товарообороте, которым стали деньги. Деньги- специфический товар максимальной ликвидности, эквивалент стоимости других товаров и услуг, удобный для использования в процессе обмена, перемещения, хранения. В современных условиях в качестве денег используют бумажные банкноты, которые, по сути, являются обязательствами государства, центрального банка и самостоятельной стоимости не имеют.

Результатом многовекового развития торговых отношений стало появление многообразия форм торговых пространств.

В настоящее время мы наблюдаем новые тенденции в сфере торговли. Строятся новые торговые здания, представляющие собой торгово-общественные кварталы, насыщенные развлекательной, деловой, оздоровительной функциями. Функциональные блоки в таких торговых центрах объединены между собой общим коммуникационным пространством: атриумами, переходами, торговыми улицами, галереями.

С градостроительной точки зрения реализация нового типа торговых центров-комплексов связана с укрупнением общего масштаба градостроительных объектов, среди которых торговые центры играют роль важных градостроительных доминант – центров притяжения крупных людских потоков, которые необходимо обеспечивать комфортными условиями для времяпрепровождения, удовлетворения потребностей в отдыхе и развлечениях. В этой ситуации мелкие и средние торговые центры становятся нерентабельными, тесными и быстро устаревающими.

Социально-экономические изменения ускоряют процессы жизнедеятельности в обществе. В связи с этим у людей остается все меньше свободного времени. В результате появляется необходимость получения комплексных услуг. Наряду с этим происходит изменение отношения горожан к месту потребления. Многочисленные примеры демонстрируют, что основной ценностью в торговом пространстве становится не продукция, продаваемая в торговых центрах, а процесс взаимодействия человека с пространством для торговли и отдыха. Торговые центры приобретают свойства выставочных, досуговых, оздоровительных комплексов, в которых процесс товарно-денежного оборота маскируется под процессы обмена информацией, игры для всех возрастов и социальных групп.

 

 

1. РАЗМЕЩЕНИЕ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ

 

Одной из главных составляющих городской инфраструктуры является сеть торговых предприятий, обслуживающих население.

Решая задачи размещения торговых предприятий в городской среде необходимо учитывать следующие факторы:

· градостроительные особенности;

· транспортные магистрали;

· социальные факторы;

· экономические факторы.

Градостроительные особенности. Необходимо учитывать масштаб города, особенности его планировочной структуры, функциональное зонирование городской территории, размещение административной, производственной, жилой, рекреационной зон, как существующих, так и с учетом перспективного развития города.

Транспортные магистрали. Сложившаяся городская транспортная сеть существенно влияет на размещение торговых предприятий в структуре города. Для оптимизации снабжения горожан товарами важно учитывать основные транспортные потоки, интенсивность движения общественного, личного транспорта. Эффективность работы торговых центров напрямую зависит от их транспортной доступности.

Социальные факторы. К данным факторам относятся особенности социально-общественной структуры города, учитывая которые необходимо создать доступную, разновидную и развитую сеть городских торговых предприятий.

Экономические факторы. К экономическим факторам относятся вопросы, связанные с эффективностью капитальных вложений в развитие сети торговых предприятий и достижением оптимального уровня доходности.

Существует ряд основных принципов рационального размещения торговых предприятий в городской среде: равномерность размещения, групповое размещение, ступенчатое размещение.

Равномерность размещения предполагает расположение магазинов равномерно по всей территории города с учетом плотности населения. Он применим к торговым предприятиям, обеспечивающим покупателей товарами повседневного спроса и обслуживающим в основном постоянных клиентов.

Групповое размещение означает необходимость создания групп торговых предприятий разного товарного профиля. Альтернативой может стать появление универсальных магазинов с ассортиментом и продовольственных, и непродовольственных товаров.

Ступенчатое размещение означает иерархическую структуру сети городских торговых предприятий. Первой ступенью можно считать магазины шаговой доступности. Далее, квартальные, районные, общегородские торговые предприятия.

 

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

В основу классификации торговых предприятий положены следующие признаки:

· тип и вид торгового предприятия;

· форма обслуживания покупателей;

· объемно-пространственные и конструктивные особенности.

По типу торговые предприятия подразделяются на продовольственные магазины, предприятия непродовольственных товаров, специализированные магазины и смешанные (универсальные магазины). К особому типу нужно отнести сетевые торговые предприятия.

Различают торговые предприятия по виду: киоски, торговые павильоны, автомагазины, магазины в торговых центрах, гостиничных комплексах и др.

По форме обслуживания различают торговые предприятия с индивидуальным обслуживанием покупателей через прилавок или с участием продавца-консультанта, предприятия самообслуживания, торговый сервис дистанционной продажи (заказ товаров, интернет- магазины).

С учетом объемно-пространственных и конструктивных особенностей зданий предприятия розничной торговли подразделяются на отдельно стоящие, встроенно-пристроенные, выполненные из облегченных ограждающих конструкций или из каменных конструкций (кирпича, газобетона и др.).

 

3. ОРГАНИЗАЦИЯ МАГАЗИНОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ

 

В настоящее время широкое распространение получили магазины самообслуживания. Отличительной особенностью магазинов самообслуживания является возможность покупателей самостоятельно осматривать и выбирать товары. Весь ассортимент товаров находится в открытом доступе. Отбор товаров ведется в специальные корзинки или тележки. Оплата за покупки осуществляется разово при проходе через расчетно-кассовый узел.

По функциональному назначению магазин самообслуживания состоит из следующих групп помещений:

· торговые помещения;

· помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже;

· подсобные помещения;

· административно-бытовые помещения;

· технические помещения.

Торговые помещения являются главными в магазине и занимают 55 ̶ 65% общей площади. К таким помещениям относятся: торговые залы, отделы заказов, пространства для рекламы новых товаров и др.

К помещениям для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже относят разгрузочные, кладовые для хранения товаров, холодильные камеры, фасовочные и др.

Подсобные помещения включают помещения для хранения тары и контейнеров, мастерские по ремонту оборудования и инвентаря, оформительские мастерские, моечные, коридоры, тамбуры и др.

К административно-бытовым помещениям относят служебные помещения администрации магазина, бытовые комнаты персонала, санитарные узлы, медпункт.

Технические помещения – вентиляционные камеры, тепловые узлы, машинные отделения холодильных установок, электрощитовые, лифтовые

и др.

 

Торговый зал

Торговый зал служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям. В торговом зале организованы рабочие места продавцов, кассиров, продавцов-консультантов, кассиров-контролеров и других работников магазина.

Наиболее рациональной формой планировки торгового зала является прямоугольник, приближенный к квадрату, т. е. соотношение сторон 1:1 при максимальном шаге колонн. Эта планировка характерна для новых предприятий, особенно универсамов. В таких залах покупатели легко ориентируются, здесь благоприятные условия для расстановки оборудования, организации кратчайших путей движения покупательских потоков и товаров. На практике чаще встречаются торговые залы с соотношением сторон 1:2, 1:3, 1:4 и более.

Пространство торгового зала магазина по своему назначению подразделяется:

 

· пространство для выкладки и демонстрации товаров;

· проходы для покупателей;

· пространство, занимаемое узлами расчетов;

· пространство для дополнительного обслуживания покупателей.

 

Пространство, занимаемое оборудованием для размещения и демонстрации товаров, состоит из установочной площади торгового оборудования под непосредственное размещение товаров, а также площади, занятой оборудованием, обеспечивающим процесс их выбора (примерочные кабины, зеркала и т. п.).

Пространство, занимаемое узлами расчетов, включает в себя площадь для установки кассовых кабин и организации рабочего места кассиров.

Площадь проходов для покупателей включает пространство между оборудованием, а также зону, прилегающую ко входу в торговый зал и выходу из него.

Установочная площадь магазина – это часть площади торгового зала, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей. В нее включается и площадь, занятая основаниями крупногабаритных товаров, размещенных на полу. Обычно для этих целей отводится 27-30 % площади торгового зала.

Показателем, характеризующим степень использования площади торгового зала под выкладку товаров, является коэффициент экспозиционной площади. Он определяется как отношение экспозиционной площади (площади размещения товаров) к площади торгового зала. Наиболее приемлемым отношением между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазинах самообслуживания является значение 0,7-0,75.

Ширина проходов устанавливается строительными нормами и правилами. Однако при определении ширины проходов в каждом конкретном магазине следует учитывать плотность покупательского потока, т. е. число покупателей, приходящихся на единицу площади. Для создания комфортных условий перемещения покупателей необходимо от 4 до 10 м2 торговой площади на покупателя.

Проходы для покупателей подразделяют на магистральные (основные) и внутренние (второстепенные). Магистральные проходы связывают все зоны торгового зала и идут вдоль стен. Их ширина должна обеспечивать беспрепятственное перемещение основных покупательских потоков.

Площадь под узлами расчета должна занимать примерно 15-20 % площади торгового зала магазина.

В зависимости от площади и конфигурации торгового зала применяется несколько вариантов его планировки. Варианты планировок изображенына рис. 1.

Линейная планировка ̶ планировка, при которой торговое оборудование располагают вдоль стен или в виде нескольких параллельных рядов в торговом зале. Линейная планировка торгового зала является наиболее рациональной для продажи товаров в магазинах самообслуживания.

Линейная планировка может быть трех видов: продольная, поперечная и смешанная.

 

3 4

Рис.1. Варианты планировок. 1, 2 ̶ линейная планировка; 3 ̶ боксовая планировка; 4 – смешанная планировка

 

При боксовой планировке всю площадь торгового зала разбивают на изолированные друг от друга боксы (отделы). Каждый бокс имеет самостоятельный узел расчета.

Обычно боксовая планировка применяется в крупных магазинах с большой торговой площадью. По сравнению с линейной, она менее удобна, так как покупатель вынужден обращаться в различные отделы и производить оплату за отобранные товары в нескольких узлах расчета.

Смешанная планировка предусматривает расстановку оборудования в торговом зале с использованием принципов линейной и боксовой планировок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: