По вопросам социального обеспечения

 

Хотя отношения в области социального обеспечения носят пуб­лично-правовой характер и в этой связи не охватываются предметом международного частного права, они тесно связаны с международны­ми трудовыми отношениями, и поэтому целесообразно их совместное рассмотрение.

В 2000 г. Россия подписала (но пока не ратифицировала) Евро­пейскую социальную хартию (пересмотренную) 1996 г. В числе про­чего, Хартия предусматривает обязанность государств-участников при­нимать меры путем заключения соответствующих международных соглашений, с тем чтобы обеспечить равенство граждан государств-участников в области социального обеспечения в случае миграции работников из одной страны в другую.

В рамках ЕС действует Европейская конвенция о социальном обеспечении 1972 г., согласно которой для получения социальных пособий (по безработице, болезни, материнству) требуется стаж работы в стране пребывания сроком не менее шести месяцев, а для получения пенсии по старости требуется пятилетний стаж. Положе­ния Конвенции носят в основном рамочный характер, то есть реше­ние вопросов выплаты иностранцам из государств ЕС пособий по безработице, старости и т.д. зависит от последующих соглашений между государствами.

Право на получение пенсий и социальных пособий возникает, как правило, только после определенного периода времени в данной стране: пенсионные фонды выплачивают пенсии из отчислений от работающих граждан, которые впоследствии сами будут получать пенсии от отчислений молодого работающего поколения. Поэтому иностранные граждане в России и российские граждане за рубежом, очевидно, могут претендовать на получение пенсии в соответствующем государстве, если они в нем какой-то период времени работали и платили соответствующие отчисления.

В России согласно ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. (в ред. от 14 февраля 2005 г.) постоянно проживающие в РФ иностранцы имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных законом или междуна­родным договором РФ (ст. 3). Это означает, что для получения, скажем, пенсии по старости иностранцы должны удовлетворять требованиям Закона: достичь определенного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и иметь не менее 5 лет страхового стажа. При этом в страховой стаж включается время работы на территории РФ, при условии, что за это время уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Работа, которая выполнялась за пределами территории РФ, включается в страховой стаж в случаях, предусмот­ренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Согласно другому федеральному закону - «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10 декабря 1995 г. (в ред. от 22 августа 2004 г.) постоянно проживающие в РФ иностранные граждане имеют равные с гражданами РФ права на социальное обслуживание, если иное не установлено международным договором РФ (п. 4 ст. 7). В соот­ветствии с постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. иностранцам, в том числе беженцам, выплачиваются пособия на детей (п. 1).

Во многих странах установлены такие же правила. Разумеется, иностранное государство по собственному почину может предостав­лять иностранцам пенсии и пособия и без каких-то условий (напри­мер, без требования выполнения всего трудового стажа на территории данного государства), если это государство, скажем, проводит поли­тику активного привлечения этнического населения в свою страну. Ряд высокоразвитых стран Западной Европы и США предоставляют иностранцам так называемые «пособия по бедности». Однако ино­странному пенсионеру в этой ситуации необходимо решить проблему с получением вида на жительство в соответствующей стране.

Российское государство предпринимает меры для защиты пенси­онных прав своих граждан за рубежом. В частности, в соответствии с ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы РФ» от 6 марта 2001 г. по желанию россий­ских пенсионеров перед их отъездом за рубеж на постоянное жительство выплачиваются суммы назначенных государственных пенсий в российских рублях за 6 месяцев вперед. Сумма назначенной пенсии или ее части может также выплачиваться на территории РФ в рублях по доверенности или зачисляться на счет пенсионера в банке либо может переводиться за границу в иностранной валюте по курсу рубля, установленному ЦБ РФ (ст. 24 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).

У России со времен существования СССР остались международ­ные соглашения с бывшими социалистическими странами, в соответ­ствии с которыми государства-участники предоставляют социальное обеспечение гражданам друг друга на условиях национального режи­ма в соответствии с принципом взаимности. Такие соглашения есть с Болгарией, Венгрией, Монголией, Румынией, Чехословакией (теперь Чехией и Словакией), и они предусматривают: во-первых, взаимное признание стажа - стаж, приобретенный на территории этих стран, засчитывается в стаж в России, и наоборот, что имеет значение для получения пенсии в своем государстве; во-вторых, провозглашение права граждан одного государства на получение пенсии в другом государстве наравне с местными гражданами. Например, пенсионер из России, переехавший на постоянное место жительства в Венгрию, вправе получать там пенсию на тех же условиях, что и венгерские граждане, даже если он всю свою жизнь проработал в России (СССР). Многие подобные соглашения до сих пор не денонсированы и, сле­довательно, должны соблюдаться государствами-участниками, хотя их применение уже не отвечает современной ситуации.

Близкие по сути положения содержатся в соглашениях со стра­нами СНГ. Так, в соответствии с уже упоминавшимся Соглашением СНГ о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной за­щиты трудящихся-мигрантов 1994 г. государства-участники, во-пер­вых, договорились взаимно признавать трудовой стаж, а во-вторых, постановили, что трудящиеся-мигранты (лица, постоянно прожива­ющие на территории одного государства-участника, но работающие в другом государстве-участнике) пользуются социальным страховани­ем и социальным обеспечением (кроме пенсионного) в соответствии с действующим на территории страны трудоустройства законодатель­ством. Их медицинское обслуживание осуществляется за счет рабо­тодателя (нанимателя) страны трудоустройства на одинаковом уровне с ее гражданами.

В соответствии с Соглашением о гарантиях прав граждан госу­дарств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения 1992 г. назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пен­сию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу данного Соглашения. Все расходы, связанные с осуществле­нием пенсионного обеспечения по Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение.

 

Контрольные вопросы

1. Как соотносятся коллизионный и материально-правовой методы в регулировании международных трудовых отношений?

2. Каков порядок привлечения и использования иност­ранной рабочей силы в РФ?

3. Какие вопросы, касающиеся трудовых отношений, ре­гулируются в международных соглашениях?

4. В чем специфика регулирования труда в международ­ных организациях?

5. Каковы основные препятствия для получения отече­ственными гражданами социальных пособий и пенсий за рубежом?


Глава XIX


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: