ЦГДБ имени Пушкина в городе Санкт-Петербурге

Видовые открытки могут иметь различную тематику, историческую и

художественную ценность, разный уровень полиграфического исполнения. Недостаток? Отнюдь. Эти отличия обеспечивают живость и многоаспектность раскрытия выбранной темы выставки, придают ей необходимую глубину и панорамность. Наряду с единичными открытками существуют тематические циклы. Выставляя любой набор целиком (готовый материал для целой экспозиции), его следует дополнить отдельными фотографиями разных лет, чтобы избежать визуальной монотонности.

Замечательным местом для организации подобных выставок являются

общедоступные библиотеки. В них имеются специальные помещения, выставочные зоны (иногда с профессиональным оборудованием) или обычные витрины и застекленные стенды. Экспонирование открыток как типа печатной продукции в библиотеках естественно и закономерно. Персонал может оказать коллекционеру содействие информационного характера. Общедоступные библиотеки предоставляют возможность для экспонирования совершенно бесплатно.

Материал для экспонирования подобран, самое время задуматься о его

оформлении и размещении в витринах. Это важный шаг, именно конфигурация конкретной витрины оказывается решающим фактором, влияющим на содержание экспозиции, формирование содержательных блоков, их количество и размещение. Витрина не должна находиться под воздействием прямых солнечных лучей, а в помещении необходимо соблюдать температурно – влажностный режим. Несоблюдение этих правил приводит к деформации (короблению) или выгоранию открыток.

Видовые открытки, изданные в разное время, различаются выбором

сюжета, продуманностью композиции, качеством полиграфического исполнения, степенью сохранности. Совокупность этих факторов может привести к тому, что одна или несколько открыток будут визуально доминировать над остальными, что неправильно, за исключением случаев, когда это допускает общая концепция.

Выставки видовой открытки будут различными в зависимости от

принципа представления материала-экспозиционного или репрезентативного. На примере выставок «Городские перемены» и «Город четырех стихий» (Ленинград-Санкт-Петербург в открытках из коллекции семьи искусствоведов Синкевичей), подготовленных Центральной городской детской библиотекой имени А.С. Пушкина и осуществленных в 2015-2016гг. на площадках детских общедоступных библиотек Санкт-Петербурга.

Пример экспозиционного принципа-выставка «Городские перемены» с

подзаголовком «Для самых внимательных»: виды Ленинграда-Санкт-Петербурга с одной или близкой точки, ракурса, но выполненные в разное время (в 1900-2010-х гг.), с целью сравнения, поиска отличий и деталей. Экспонированы открытки, изданные в 1956-2015гг. Дореволюционные виды представлены репринтами. Это достаточно для соблюдения общего замысла выставки. Сведено к минимуму использование многочастных открыток. Не использовались коллажи.

(Общее число открыток на выставках варьировалось от 30 до 50), в

хронологическом порядке были представлены основные архитектурные стили города (барокко, классицизм, эклектика, модерн и частично сталинский ампир), и общие тенденции и принципы изменений, происходивших в 20 и 21 веков. Среди них- трансформация внешнего вида фасадов зданий и прилегающих территорий в ходе капитальной реконструкции.

На открытках запечатлены утраченные в советское время и

восстановленные сегодня элементы декора зданий.

С помощью открыток была продемонстрирована еще одна важная

тенденция «Городских перемен» - включение доминирующего элемента в ранее сложившихся архитектурный ансамбль или его утрата. Например, вид сквера на площади Искусств до установки в нем памятника А.С. Пушкину (открытка 1956 г.) и уже с памятником в центре (открытка 1990 г.); вид на Стрелку Васильевского острова с фонтанным комплексом в акватории Невы (открыт в 2006 г., демонтирован в 2009 г.) и без него. Обе открытки изданы в 2013 г., но для первой использовано фото 2008 г. В случае с Невской оградой Летнего сада это часовня Собор князя Александра Невского, демонтированная в 1930 г. (открытка 2015 г., репринт, фото 1900 г.), затем на ее месте-мраморная мемориальная доска Д.В. Караковову, установленная в 1932 г. и демонтированная в 1994 г. (открытка 1986 г.), и вид Невской ограды после реконструкции с измененным навершием Центральных ворот (открытка 2012 г.).

Для наилучшего рассмотрения мелких деталей на открытках на

выставке были применены лупы, установленные на нужном расстоянии и соответствующем уровне с помощью детского конструктора («Лего»), который придал экспозиции дополнительные цветовые акценты.

В планах библиотекарей-развитие данной тематики, пополнение материала и скорейшая организация специальной выставки, просвященной пригородам Санкт-Петербурга, -«Городские перемены-2», где перечисленные тенденции также найдут свое отражение.

Подготовка к выставке «Городские перемены» выявила ряд проблем:

тиражирование видов (фотографий), не соответствующих современным реалиям, что затрудняет датировку фото, если она не указана на открытке, и как следствие, смысловые пропуски; встречающиеся зеркальные изображения достопримечательностей; излишняя декоративность, «лубочность» (при использовании графических редакторов типа Photoshop и другие).

Пример репрезентативного подхода к экспонированию видовой

открытки-выставка «Город четырех стихий». В отличие от «Городских перемен», побуждающих к сравнению, она направлена на развитие у зрителя ассоциативного мышления. Виды, запечатленные на открытках, приобретают здесь значение символа, информационного кода, который зрителю необходимо раскрыть (разгадать). Четыре стихии (огонь, вода, земля и воздух)- смысловые разделы, размещенные в четырех одинаковых витринах небольшого размера (репрезентативная выставка подходит для витрин с любыми параметрами, экспозиционная требует много аспектного раскрытия темы, и в витринах, ограниченных по площади, расположить ее сложнее).

Раздел «Огонь» представлен следующими сюжетами: ростральные

колонны с зажженными факелами, праздничный салют над Невой и иная иллюминация, Вечный огонь (на Марсовом поле или Пискаревском мемориальном кладбище) и др. «Вода»- это ледоход на Неве, городские фонтаны, наводнение, Никольский (Морской) собор (памятник, связанный с мореплаванием), праздники на воде. «Земля» раскрывается видами садов и парков Санкт-Петербурга, в особенности открытками, где на переднем плане выразительно запечатлены цветы, цветущий кустарник, осенние листья, а достопримечательности (тематическая декоративная скульптура) просматриваются сквозь листву деревьев. «Воздух»- это атмосферные явления (радуга, туман, облачность), игра света- восход и закат, звук, разносящийся в пространстве (полуденный выстрел пушки Петропавловской крепости), изображения высотных доминант, шпилей, виды города с птичьего полета и др. Внутри каждого раздела возможно варьирование материала по мере необходимости.

Если в «Городских переменах» главными достоинствами видовой

открытки являются ее визуальная информативность и достоверность изображения, то в «Городе четырех стихий»- художественные (изобразительные) качества, декоративность. Этикетаж к такой выставке должен не только содержать название объекта или явления, но и сообщать краткую информацию о том, почему этот вид находится в конкретном разделе.

Рассмотренные примеры выставок направлены на мотивацию зрителя

любого возраста к интеллектуальному и эстетическому саморазвитию, творческому мышлению, культурной коммуникации. Работа с видовой открыткой способствует патриотическому воспитанию подрастающего поколения, укрепляет связь поколений в семье. Пример с видовыми открытками указанной тематики может быть адаптирован и использован в любом городе (как крупном, так и не очень), обладающем собственным запечатленным изобразительным рядом.

Организация выставок открыток в библиотеках- перспективное направление взаимодействия общедоступных библиотек с населением. Дополнительно на сопутствующих мероприятиях- книжных выставках, обзорах, беседах- по-новому раскроется библиотечный, в том числе мультимедийный, фонд. Открыть «окна в историю» в общедоступных библиотеках- значит сделать подарок друзьям, знакомым, коллегам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: