Убеждения как самоисполняющиеся пророчества

Знаете, почему работа с убеждениями как бы венчает «судьбоносное» перепрограммирование в контексте модели «Мерседес-SK»? Да потому, что именно эти многочисленные наши веры (не столь уже важно, маленькие или большие), выступают этакими конечными субстанциями, дающими разрешение на изменение чего-угодно. То есть любые изменения и свершения могут стать реальностью только в том случае, если хоть как-то соответствуют вашим убеждениям. И наоборот: все то, что не пролазит, как пресловутый верблюд, в игольное ушко наших верований, скорее всего (в вообще-то — точно) не изменится и не свершится. А это значит, что ежели что-то в вашей судьбе (и обеспечивающих ее психологических механизмах) все еще вас же не устраивает (и это при том, что вы уже сделали новые свои Образы Себя, почистили окружение, оптимизировали состояния и улучшили поведение), то значит вы наткнулись на какие-то свои ограничивающие или ослабляющие убеждения.

Почему это так? Да потому, что именно «верования» (эти самые убеждения) в весьма значительной степени задают и даже просто создают так называемую «вторую реальность» нашей жизни. И являются, как это справедливо утверждал П. Вацлавик, са- моисполняющимися пророчествами или, иначе, самореализующимися предсказаниями. То есть в жизни вы и видите, и делаете, и обретаете только то, что соответствует вашим убеждениям.

Так уж устроена эта жизнь, что библейское «каждому по его вере» (что в современном переводе значит «каждому в соответствии с его убеждениями»), действительной является абсолютной — вне- пространственной и вневременной — истиной, которую даже многие верующие христиане не понимают до конца и, собственно, смысла (этой истины). А ведь все очень и очень просто. Вы получаете в этой жизни то, во что верите. То, в чем убеждены. Ибо именно убеждения резче и четче всего селектируют вашу действительность и деятельность на «возможно» и «невозможно». Что порождает ее подразделение на «будет, состоится» и «не будет, не состоится». И если вы твердо говорите себе «это возможно», сколь бы головоломным не было то, к чему вы приступаете, оно действительно окажется возможным. А если вы, наоборот, твердите «это невозможно», любое, самое пустяшное дело окажется трудным и неосуществимым...

Теперь скажите, а насколько вы уверены, что ваши убеждения соответствуют действительности? И что они действительно помогают, а не мешают вам жить и совершенствоваться? Ведь ежели убеждения ваши не верны или даже верны, но неэкологичны (да-да, я не оговорился: ваши убеждения могут быть весьма близкими к истине, но при том совершенно неэкологичными — так вполне обоснованная вера в то, что мир плох, не только не облегчит вам жизнь, но еще и не даст сделать этот самый мир хоть немного лучше...), то они вполне попадают в разряд тех, которые энэлперы называют ограничивающими или, иначе ослабляющими. То есть теми, которые не дают вам возможности раздвинуть границы и действовать в полную силу (а еще и просто жить — эффективно и счастливо...).

Хотите понять, как именно наши убеждения превращаются в самореализующиеся предсказания? Ну, вообще-то для этого вам достаточно заглянуть в начало книги и прочитать то, что J1. Орр (точнее Р. Уилсон) писал. Но если вы хотите большего, то тогда сообщу, что весьма доступно и понятно это важнейшее — и для НЛП и просто «по жизни» — положение было раскрыто Д. Леонардом и Ф. Лаутом в их книге «Ребефинг» «Если Вы — пишут данные авторы — имели твердое убеждение, что люди изначально злы и склонны к обману, то встретив кого-нибудь, кто обойдется с вами доброжелательно, Вы, естественно, предположите, что он обманул Вас и имел какое-то плохое намерение. Эта интерпретация поведения человека побудит Вас вести себя таким образом, что заставит этого человека стать злым по отношению к Вам. Если Вы считаете себя плохим водителем. Вы, естественно, среагируете на эту мысль плохим вождением. Если Вы думаете, что у Вас есть тенденция стать бедным, то Вы будете делать все, чтобы привести себя к бедности. Есть много отличных способов объяснить феномен превращения мыслей в реальность, включая некоторые мистические толкования, но утверждение, что мысль создает поведение, а поведение производит результаты — это точно, четко и легко для понимания».

Дело в том, что убеждения относятся к одному из высших уровней регуляции человеческого поведения и деятельности. Сие было бы совсем хорошо и здорово, если бы не одно «но». К сожалению, основной функцией убеждения является стимулирование человека на непрерывный поиск их (убеждений) подтверждения. То есть на яростное (особенно — если заденут «за живое») стремление еще раз подтвердить, что это вот убеждение — истинно. А вовсе не проверка того, истинно ли оно. Результат — удивительно странная жизнь большинства из нас. «Вглухую», когда человек не вслушивается (просто не допускает до сознания) в аргументы других людей и даже доводы собственного рассудка или бессознательного. И «вслепую», когда он начисто не замечает ничего, что опровергало бы его убеждение, но зато тут же «узревает» все, что это убеждение подтверждает — даже если там нет ничего подтверждающего...

Так что же это такое — убеждение? По своей сути оно представляет собой просто обобщение. О себе самом, о мире или о себе и о мире — включая других и их взаимоотношения. Убеждение — это некая «генерализация»: о причинах, смыслах и границах. Генерализация эта помогает нам справляться с превышающим уровень нашего восприятия количеством деталей и сделать мир предсказуемым. Так, имея убеждение об опасности крупных собак, вы не анализируете породу приближающегося к вам мохнатого чудовища, а просто даете деру. Главное же заключается в том, что если мы уж в чем-то убеждены, мы будем вести себя так, чтобы это убеждение подтвердилось. Т.е. если мы, например, искренне верим, что нас не любят, то и вести себя будем так, чтобы это верование подтвердилось — капризно, враждебно, подозрительно и т.д. и т.п.

Сами по себе убеждения могут как бы классифицироваться и здесь вам, право же, будет полезно уз- накть, что, например, Ф. Фанч обозначивший наши верования как фиксированные идеи, подразделял их на следующие типы или виды.

Фиксированные предположения. Это информация, которую человек считает истинной, не задумываясь об этой самой истинности. Информация, которая никогда не проверяется.

Фиксированные необходимости. Это то, что должно быть только так, или никак не может быть так. Внутренняя уверенности в том, что возможны некие неуточненные, но негативные последствия, если не соблюдать определенные правила.

Фиксированные шаблоны поведения. Это определенные шаблоны ролей, действий и отношений, которые человек автоматически, не задумываясь, сохраняет.

Фиксированные убеждения. А вот это и есть основные правила о мире и о себе, по которым человек живет, не осознавая, что они у него есть, и не зная, где, когда, как и почему он их выбрал.

Фиксированная правота. Ну а это, последнее, представляет собой навязчивую потребность считать себя правым, а других неправыми.

Однако для того, чтобы изменить ограничивающие или ослабляющие убеждения любого класса фиксированных идей, его сначала нужно обнаружить. И именно этим мы сейчас с вами и займемся.

Основные способы определения убуждений. Первым (и самым простым) способом обнаружить убеждение из какой-то области является следующий*. Задать вопрос «По каким правилам или принципам

ты живешь относительно»

(техника «правила»), а далее, «уцепившись» за то, что появилось, раз за разом, последовательно или даже «вперемешку» спрашивать:

Почему?

Как это так?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: