double arrow

Учимся задавать вопросы

Методы воспитания

– способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели.

Методы обучения

– совокупность путей, способов достижения целей.

Приём обучения

– часть метода, отдельный шаг в реализации метода.

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

Методы

1. Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.

Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.

2. Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ).

Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.

Приемы

• показ способов

действий;

• показ образца.

 

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

Методы

1. Рассказ педагога.

Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.

2. Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы).

3. Беседа.

По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).

По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.

4. Чтение художественной литературы.

Приемы

• вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности);

• указание (целостное и дробное);

• пояснение;

• объяснение;

• педагогическая оценка;

• беседа (после экскурсии, прогулки,

просмотра диафильмов и т. п.).

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

Методы

1. Дидактическая игра

2.Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.

Приемы

• внезапное появление объектов;

• выполнение воспитателем игровых

действий;

• загадывание и отгадывание загадок;

• введение элементов соревнования;

• создание игровой ситуации.

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

1. Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие).

2. Элементарные опыты, экспериментирование.

Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

3. Моделирование – это процесс создания моделей и их использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.

УЧИМСЯ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ

1. У точняющие, например «Верно ли, что… Надо ли создавать… Должен ли…». Они могут быть простыми и сложными. Последние состоят из нескольких простых («будешь ли ты играть с ребятами или тебе больше нравиться играть одному?»). Простые вопросы можно поделить на условные («Верно ли, что если щенок отказывается от еды и не играет, то он болен?») и безусловные («Правда ли, что у тебя дома живёт котёнок?»).

2. Восполняющие (неопределённые, непрямые). Они обычно включают слова «где, когда, кто, что, почему, какие» и др. Эти вопросы также могут быть простыми («Где можно построить нарисованный тобой дом?») и сложными («Кто, когда и где может построить этот дом?»).

3. Каузальные вопросы (кауза в переводе с древнегреческого – причина) «Почему? Отчего?». Этот уровень требует понимания и установления связей (ассоциаций).

4. С убъективные вопросы: «Что я об этом знаю? Что я при этом чувствую?». Как мы видим, на этом этапе дети опираются на аналогии и ассоциации. Это не только помогает пониманию проблемы, но и развивает мышление, содействует вовлечению в проблему.

5. Воображаемый вопрос. Он обычно звучит так: «Что было бы, если? Что случилось бы, если?»

6. Оценочные вопросы следуют за воображаемыми «Что лучше? Что правильнее?».

Кажется, что оценочный уровень должен венчать иерархию, но решение одной задачи для творческого человека не окончание работы, а лишь начало новой. Мы должны готовить детей к тому, что настоящее всегда продолжается в будущем, а потому необходимо приучать их к дальнейшим вопросам: «Что ещё тебя может интересовать в этой проблеме? Что ты ещё можешь предложить или сделать?» Они пробуждают любопытство, бросают вызов воображению ребёнка, заставляют проверить, как далеко простираются границы его креативности.

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 375 г. ЧЕЛЯБИНСКА»

454078 г. Челябинск, ул. Гражданская 10 «Б»

тел: 256-70-69 / факс: 256-70-80,

E-mail mdoy375@mail.ru

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: