Требования к ее содержанию

КАЛУЖСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)

АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ университет

(АНО ВО МГЭУ)

Утверждаю

Ректор АНО ВО МГЭУ

профессор___________Л.А.Демидова

«» __________________ 2016 г.

Методические рекомендации

по НАПИСАНИЮ И ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

По направлениям подготовки

ПСИХОЛОГИЯ»

Профиль «Индивидуальное психологическое консультирование»\

«Клиническая психология»

 

 

Квалификация (степень) «бакалавр»

 

Калуга 2016

Назначение выпускной квалификационной работы (ВКР) и общие

требования к ее содержанию

1. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 237-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ВО ( Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2014 г. N 946 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата)" ) государственная итоговая аттестация выпускников МГЭУ по направлению подготовки

37.03.01 «Психология» в Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, а также подготовка и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).

 

Выпускная квалификационная работа (ВКР) является самостоятельной составной частью итоговой государственной аттестации бакалавров психологов по направлению подготовки 37.03.01 «Психология» и направлена на формирование следующих компетенций:

способностью к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);

способностью к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией (ПК-2);

способностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3);

способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4);

способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5);

способностью к постановке профессиональных задач в области научно- исследовательской и практической деятельности (ПК-6);

способностью к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно- практических областях психологии (ПК-7);

способностью к проведению стандартного прикладного исследования в

определённой области психологии (ПК-8);

способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9);

способностью к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий (ПК-10);

способностью к использованию дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-11).

 

ВКР представляет собой законченную разработку, включающую результаты теоретического или эмпирического исследования (обоснованный проект диагностической работы с рекомендательной моделью коррекционной или психотерапевтической помощи по проблеме).

2. ВКР должна:

– представлять собой теоретическое и практическое исследование одной из актуальных тем в области психологии, в которой выпускник демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими ему самостоятельно решать профессиональные задачи;

– показывать уровень освоения выпускником методов научного анализа сложных психологических явлений, умение делать теоретические обобщения и практические выводы, обоснование предложений с использованием модели коррекционной или психотерапевтической помощи по проблеме;

– отражать умение студента-выпускника пользоваться рациональными приемами сбора, обработки и систематизации информации;

– носить самостоятельный творческий характер;

– написана четким, ясным, литературно грамотным языком, изложение материала должно удовлетворять основным логическим требованиям: определенности, последовательности, доказательности, выводы и предложения должны быть четко сформулированы и обоснованы фактическими данными.

– быть правильно оформлена (иметь четкую структуру, завершенность, правильное оформление библиографических ссылок и самой библиографии, научной, учебной литературы и справочного материала).

 

2. Выбор темы выпускной квалификационной работы

1. Тема ВКР должны быть актуальной, учитывать потребности теории и практики, применение норм материального и процессуального права. Выбор темы происходит на основе примерной тематики выпускных работ, разрабатываемой кафедрой, или тема может быть предложена самим студентом с учетом его научно-практических интересов с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.

2. При выборе темы ВКР студент может обращаться за консультациями к заведующему кафедрой, заместителям заведующего кафедрой.

3. После выбора темы исследования студент-выпускник обращается к специалисту деканата своего учебного корпуса с заявлением об утверждении темы. Если тема ВКР требует корректировки, то заявление отклоняется, с указанием причины. Запрещается дублирование тем в одной учебной группе.

4. Для подготовки выпускной квалификационной работы студенту назначается научный руководитель.

5. Изменение темы ВКР или руководителя разрешается в исключительных случаях по заявлению студента, согласованному с заведующим выпускающей кафедры и отделом тестирования и поданному не позднее, чем за месяц до срока защиты. Все изменения

утверждаются приказом ректора.

 

 

3. Контроль кафедры за подготовкой ВКР

1. После утверждения темы студент обращается к научному руководителю для согласования плана, порядка и сроков подготовки работы. Составление примерного плана ВКР – прямая обязанность студента.

Научный руководитель ВКР:

а) дает оценку и вносит коррективы в предложенный студентом проект плана работы, разбивки на разделы и подразделы, определяет их примерные объемы, сроки представления в первом варианте;

б) проверяет, насколько обстоятельно подобраны студентом научная литература, нормативные правовые акты и другие источники по теме, помогает выделить наиболее важные из них; ориентирует студента на составление полной библиографии по теме, изучение практики и т.д.;

в) проводит консультации не реже 1 раз в месяц (по необходимости и чаще), на которых обсуждает со студентом проделанную работу, возникшие трудности, дает рекомендации по их преодолению;

г) представляет отзыв на выпускную квалификационную работу.

2. Кафедра периодически заслушивает сообщения научных руководителей о ходе подготовки студентами ВКР. При необходимости студенты могут приглашаться на заседание кафедры или на беседу к ее заведующему.

 

1. Подготовка ВКР. Теоретическая разработка темы

Из учение со стояния вопроса в на учной ли тера т уре.

Для понимания темы полезно сначала познакомиться с соответствующими главами учебника по психологии, с информацией из психологического словаря, а затем перейти к изучению рекомендованной руководителем литературы; поискам дополнительных источников, статей из психологических журналов и других периодических изданий.

Некоторые правила ра боты с ли терат урой.

- не отвергать работы только потому, что их названия не полностью соответствуют изучаемой теме;

- внимательно просматривать все подбираемые источники;

- раскрывать для себя все незнакомые психологические термины;

- записывать возникающие вопросы;

- заканчивая чтение любой работы, поставить себе контрольные вопросы типа:

· какую главную мысль проводит автор?

· каковы его аргументы?

· какие положения он стремится обосновать?

· как согласуется данная работа с другими источниками?

· какие теоретические и прикладные вопросы особенно значимы для моего исследования?

· какой объем данной работы?

Изучение литературы не может быть сведено к механическому восприятию информации, а представляет собой целеустремленный активный процесс ее творческого освоения и анализа. Стоит помнить, что изучение нескольких источников, демонстрирующих возможность разноречивой и разноаспектной трактовки темы,

столкновение с исключающими друг друга суждениями будут стимулировать выработку собственной точки зрения и правильного обобщения материала.

При чтении нескольких публикаций разных авторов студенту надлежит вычленить и сопоставить точки зрения, найти сходное и различное как в трактовке отдельных положений, так и в доказательстве их. Если студент работает над научной публикацией экспериментального характера, то следует обратить внимание на формулирование задач и использованные исследователем психодиагностические методики.

Подготовка на учного о бз ора по выбранной теме.

Собранную научную информацию необходимо проанализировать, систематизировать, подготовить ссылки и обсудить теоретическую главу с руководителем.

Теоретический обзор по проблеме может быть построен двояко:

 

1) в виде изложения истории изучения проблемы (какие этапы прошло исследование вопроса, что нового внесли те или иные исследователи);

 

2) в виде анализа современного состояния проблемы (рассматриваемые работы группируются по признаку общности, при этом опять-таки делается краткий обзор разных взглядов)

Теоретический обзор любого вида должен представлять собой не констатацию перечисления, а анализ и сопоставление работ; выявление данных, подтверждающих друг друга или противоречащих друг другу. При сопоставлении работ необходимо учитывать, какие конкретные факты получены в каких исследованиях и что Вам близко с научным руководителем.

Теоретический обзор нужно заканчивать краткими выводами, содержащими:

- перечисление исследованных аспектов проблемы;

- результаты исследований;

 

суть дискуссионных вопросов и новых аспектов, подлежащих изучению.

Составление программ ы исследов ания, формули ро вание задач и р а зработка или подбор

псих оди агностических методи к.

Для того чтобы составить программу исследования, надо продумать, как при помощи доступных, надежных психологических методов и психодиагностических методик объяснить, проверить или подтвердить определенные факты, теоретические положения.

В программе выделяют две части: методологическая и процедурная.

Методическая часть включает разработку программы исследования (постановка проблемы, задач, определение объекта и предмета изучения, уточнение этапов исследования).

Определение проблемы, объекта и предмета исследования:

- проблема – это вопрос, ответ на который не содержится в накопленном знании; любая проблема характеризуется неясностью, неопределенностью и именно поэтому стимулирует исследовательскую мысль;

- объект – это предмет исследования к конкретному возрасту личности либо к группе людей с данной проблемой;

- предмет исследования – это проблема исследования, написанная более подробно, либо конкретно во взаимосвязи, либо с указанием детерминант, обуславливающих предмет исследования.

 

Определение цели, задач:

- цель - это предполагаемый основной результат исследования, то, что должно быть достигнуто в конечном результате (пишется одним предложением и в совершенном виде глагола);

Форм ули рование задач и исследования и подбор методов и методи к исследования Цель исследования должна быть четко сформулирована, исходя из предмета

исследования. Она может быть детализирована путем выделения частных задач.

Задачи обычно касаются 5-7 аспектов, вытекающих из цели исследования:

1. Проанализировать теоретические положения, лежащие в основе данной проблемы.

2. Определить методики и процедуры исследования.

3. Проанализировать полученные результаты исследования.

4. Обобщить материалы теоретического анализа.

5. Сформулировать выводы по практической части исследования.

6. Разработать рекомендации.

Выделение предмета исследования позволяет конкретно сформулировать цель (общую задачу), которая стоит перед студентом. Она может быть детализирована путем выделения частных задач.

Форм ули рование гипотезы:

Это – предположительный ответ на проблему исследования, построение некоторого предположения на основе имеющихся знаний о существовании какой–либо закономерности, причины явления или связи нескольких явлений.

Гипотеза – направляющая научная идея, требующая дальнейшей проверки.

Выбор гипотезы важен, поскольку, во–первых, нельзя проводить исследование, не имея перед собой четких направлений и целей; во–вторых, от правильной постановки гипотезы зависит выбор методов исследования; в–третьих, только имея какую–то предварительную идею можно определить, какие материалы и факты необходимо проанализировать для изложения проблемы.

Условия построения гипотезы:

- она должна быть проверяема при помощи наличных методических средств;

- она не должна включать слишком много ограничений и допущений.

Эмпирическая проверка гипотезы – оценка ее правильности или ложности устанавливается практическим путем, на основе анализа данных, полученных в исследовании.

Гипотеза в русском языке только в единственном числе, даже если мы выдвигаем несколько предположений.

Методическая часть программы исследования включает в себя: а) план организация исследования:

- указывается время и условия проведения исследований, критерии выбора испытуемых и их характеристики: возраст, пол, образование, их количество, качество жизни; кратко описываются этапы исследования; составление плана исследования. Если план не продуман и составлен наспех, то он потребует в дальнейшем многократных уточнений, исправлений и легко может привести к невыполнению исследования в срок.

б) определение психодиагностических методик исследования необходимо, поскольку они предрешают эмпирическую ценность исследования, статистическую обработку эмпирических данных, в целом эффективность всей работы. Подчас недостаточная тщательность в выборе совокупности методов и методик исследования приводит к необходимости повторения всей работы. Все методики должны быть валидными и надежными или пройти соответствующую проверку после пилотажного исследования.

Описание психодиагностических методик:

- в методику входит задание для испытуемых (инструкция, материал для работы), описание условий проведения исследования (эксперимент групповой или индивидуальный, длительность и т.д.), характеристика зависимых и независимых переменных.

Составляется перечень методик, указываются авторы; если методика оригинальна (авторская), то дается ее подробное описание и инструкции к ней.

Выбор методов исследования зависит от следующих моментов:

- от предмета исследования;

- от объекта;

- от цели;

- от гипотезы;

- от технических возможностей;

- профессиональных умений и знаний студента.

Проведение эмпи рической работы:

- овладение психодиагностическими методиками;

- проведение пилотажного (пробного) исследования; проведение практической работы. Исследовательскую работу по теме следует начинать с пробы на 2-3 испытуемых. Это позволяет выяснить, насколько удачно в содержательном отношении и по форме составлен исследовательский материал, проиграть ход эмпирической работы, увидеть на двух–трех примерах получаемый результат. После пробы студент вносит коррективы либо в содержание, либо в порядок проведения работы и после этого привлекает к выполнению задания большее количество испытуемых;

- проведение исследования. Главное получить надежную и достоверную информацию. В ходе сбора первичной информации должна строго соблюдаться научная этика (использование полученных данных только в научных целях, устранение недостаточно качественной информации и т.д.) и этические принципы работы практического психолога;

- обработка полученного материала:

- материал систематизируется;

- положения и факты работы проверяются на наличие расхождений и противоречий между ними.

Подготовив эмпирический материал, исследователь подвергает его последовательной обработке. Выделяют ряд стадий:

1) описание способов обработки эмпирического материала, который будет получен в исследовании: качественная и количественная обработка собранных данных.

2) математико–статистические способы анализа данных, позволяющие упорядочить, классифицировать результаты исследования с тем, чтобы придать им обозримый вид;

3) таблицы, графики, схемы, которыми будет завершаться математико– статистическая обработка.

Интерпретация рез ультатов исследования

Интерпретация полученных данных после обработки и анализа является творческим процессом, который не подчиняется четкой алгоритмизации и часто требует привлечения дополнительных данных теоретических и эмпирических исследований.

При обсуждении результатов (после математической и графической обработки) следует показать связь результатов исследования с научными данными в литературе, объяснить возможные отклонения полученных данных; показать, какие закономерности получены в ходе исследования.

При анализе и обобщении полученных фактов необходимо логическое умозаключение. Анализируется завершенность каждой отдельной части работы и доказательность их как по отдельным положениям, так и в масштабах исследования в целом.

Форм ули рование выво дов

В конце интерпретации необходимо сделать выводы, которые должны быть краткими и содержательными.

Выводы рекомендуется формулировать в соответствии с поставленными задачами исследования, точно, не пропуская, не перегружая статистическими данными и частностями и не пытаясь включить в них, помимо утверждений, их обоснование.

В работе также формулируются предложения и рекомендации по практическому применению выводов. Как правило, необходимо учитывать не только существующие условия, но и те изменения, которые могут произойти в предмете и объектах исследования в ближайшем будущем.

В выводах нужно показать:

 

какие основные результаты получены в исследовании – с аргументированными ссылками на конкретные данные (таблицы, графики);

 

как результаты соотносятся с литературными данными; их объяснение с точки зрения теоретических положений;

- практическое значение полученных результатов;

 

по возможности дать практические рекомендации.

Форм ули рование выво дов

Эта заключительная часть дипломной работы. В ней автор перечисляет основные положения, которые излагались и доказывались в работе. Выводы должны быть краткими (1-2) предложения, без сносок на авторов. Желательно по главам сделать 5-7 выводов.

 

5. Структура ВКР

– Титульный лист (Приложение 5)

– Задание кафедры на работу (Приложение 2) (в файле)

– - календарный график

– Отзыв научного руководителя (бланк) (Приложение 3) (в файле)

– Рецензия (Приложение 4) (в файле)

– Перечень принятых сокращений (при необходимости) (Приложение 11)

– Оглавление (Приложение 13)

– Текст работы (Введение, 1 глава – теоретическая, 2 глава – практическая, заключение)

– Перечень принятых терминов (при необходимости) (Приложение 12)

– Список используемых источников (Приложение 6)

– Приложения (при необходимости)

 

1. Титульный лист (см. Приложение 5) содержит: официальные реквизиты МГЭИ, слова «название кафедры», наименование темы ВКР, фамилию, имя и отчество автора работы, ИНС автора, с указанием специализации, ученую степень и ученое звание, фамилию, имя, отчество научного руководителя; графу «допущено к защите»; подпись (место для подписи) рецензента и заведующего (заместителя заведующего) кафедрой. Внизу титульного листа: Москва и год написания выпускной работы.

2. Оглавление включает перечисление разделов работы, начиная от введения и заканчивая приложениями, с указанием страницы начала каждого раздела и подраздела. Разделы и подразделы выпускной работы должны быть пронумерованы.

3. Введение. В нем обосновывается актуальность выбора темы, выделяется цель, гипотеза исследования, описываются задачи, объект, предмет исследования, перечисляются респонденты и их демографическая характеристика, база проведения исследования, основные методы исследования и психодиагностические методики; отражаются особенности структуры работы и ее содержания. Во введении должны

быть включены краткий обзор методологических и теоретических предпосылок исследования по рассматриваемому вопросу, практическая значимость в работе.

 

4. Основной текст обычно разбивается на 2 главы, поделенные на подразделы.

Теоретическая глава.

Содержит обзор научной литературы и выводы; теоретический анализ вопроса дается с указанием источников, т.е. сноски делаются в соответствии с порядковым номером в списке использованной литературы в квадратных скобках [5, с.13], можно [5]. В скобках должно быть от 1 до трех ссылок.

Практическая глава содержит:

а) программу организации исследования и описание психодиагностических методик. Подробно представить базу исследования, характеристика испытуемых, их количество, пол, возраст. Выделить этапы развернутой программы исследования (что делали сначала, далее, потом, в итоге работы), желательно также представить условия сбора эмпирических данных, процедуры пилотажного исследования, проверки надежности получаемых данных. Обязательно раскрыть содержание используемых методов и подробное описать параметры психодиагностических методик и психодиагностическую модель в целом. Вопросы психодиагностических методик, инструкцию, ключ следует поместить в приложении.

Сделать вывод о соответствии целей исследования с выбранными методиками.

б) результаты:

описание и анализ полученных данных в соответствии с логикой поставленных задач и гипотез;

результаты исследования должны быть представлены качественным и количественными данными, сведенными в схемы, таблицы, а также рисуночное отображение исследований в виде диаграммы, гистограммы, графиков, дендограммы.

 

в) обсуждение результатов исследования, выводы. Все выводы должны быть аргументированы ссылками на конкретные данные (таблицы, графики).

 

В конце работы необходимо проанализировать возможные побочные факторы, снижающие достоверность выводов, сделать собственный вывод о возможных путях уточнения, проверки, расширения и использования полученных данных.

 

5. Заключение, которое является завершающей частью исследования, должно кратко, не повторяя содержания основного текста ВКР включать основные выводы и предложения, с рациональными вариантами решения рассматриваемой проблемы и их обоснования. Подводя итоги выполненной работы, даются краткие обобщения по каждой главе и выводы по задачам, обозначенным во введении. В заключении следует отметить, насколько подтвердилась гипотеза (полностью, частично, не подтвердилась), а также план на дальнейшие исследования по данной теме.

6.Список использованной литературы приводится в конце работы, с соблюдением всех библиографических правил, на русском и иностранных языках. Приводится только та литература, на которую есть ссылки в тексте, а также другие проанализированные источники. Список должен включать не менее 20 источников (курсовая) и 50 источников (дипломная работа).

Список литературы может быть алфавитным (фамилии авторов или названий работ даются по алфавиту); хронологическим (по годам публикаций, а в каждом году по алфавиту); тематическим (по главам работы или отдельным темам).

В технике оформления основного текста особое внимание необходимо уделить следующим моментам:

- оформление библиографических ссылок (на каждой странице в квадратных скобках);

- цитирование (обязательно полные инициалы автора);

- использование сокращений и словесных обозначений недопустимо;

- построение графиков, гистограмм, диаграмм (обязательно).

 

В приложении страницы нумеруются с первой страницы и указывается номер приложения.

В него включают:

- первичный материал исследования;

- вспомогательный материал, на который имеется ссылка в тексте;

- инструментарий, использованный в исследовании – методики;

- протоколы наблюдений, кодировочные матрицы, первичные таблицы;

- статистические выкладки;

- рисунки.

Могут быть помещены материалы, которые дополняют и иллюстрируют основной текст: копии документов, справочные таблицы, разработанные автором оригинальные материалы (памятки, программы, тексты бесед и т.п.).

– приложения используются только в том случае, если они дополняют содержание основных проблем исследования и носят справочный или рекомендательный характер;

– характер приложения определяется автором работы самостоятельно, исходя из содержания работы;

– в тексте работы на все приложения имеются ссылки. Степень обязательности приложений при ссылках не указывается;

– приложения оформляют как продолжение работы на последующих листах формата А4, А3, А4 x 3, А4 x 4, А2, А1 или выпускают в виде самостоятельного документа. Приложения располагаются в порядке ссылок на них в тексте работы;

– каждое приложение начинается с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и имеет тематический заголовок.

При наличии в ВКР более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д.

Графики приложений могут быть начерчены вручную фломастерами или тушью.

 

8. Требования к оформлению таблиц, схем, рисунков:

Слово Таблица пишется над правым углом таблицы (вверху, перед названием таблицы). От слова Таблица до названия должен быть 1 интервал; от последней строчки названия таблицы до самой таблицы 1 интервал.

Слово Рисунок и его название пишутся внизу, т.е. после самого рисунка, графика; жирным шрифтом 14 размера пишутся слово Рисунок 1., а рядом – его название без кавычек.

Рисунок 1. Динамика развития интеллектуальных способностей подростков.

Графики, используемые в тексте, должны иметь названия шкал (например, количество участников исследования, уровни развития способностей) и соответствующие единицы измерения (человек, баллы, проценты и т.п.).

В приложении слово Таблица пишется под словом Приложение в верхнем правом углу.

 

Приложение 1

 

Таблица 26

Названия таблиц и рисунков печатаются шрифтом такой же жирности, как и главы.

Оформление формул.

Формулы должны быть вписаны в текст разборчиво и обязательно черными чернилами. Прописные и строчные буквы, надстрочные и подстрочные индексы в формулах должны обозначаться четко. Рекомендуются следующие размеры знаков для формул: прописные буквы и цифры – 7-8 мм, строчные – 4 мм, показатели и индексы – не менее 2 мм. Желательно при работе на компьютере использовать редактор формул.

 

9. Студент обязан делать ссылки на используемые им литературные источники и нормативный правовой материал Заимствование текста из чужих произведений без ссылки (т.е. плагиат) может быть основанием для недопущения работы к защите, или ее снятия с защиты.

 

Требования к оформлению ссылок и сносок (см. Приложения 7).

 

– при цитировании или использовании каких-либо положений из других работ даются ссылки на автора и источник, из которого заимствуется материал;

 

– если в работе приводится цитата для подтверждения рассматриваемых положений, то в её тексте сохраняются все особенности документа, из которого она взята: орфография, пунктуация, расстановка абзацев, шрифтовые выделения. Цитата внутри текста заключается в кавычки. Все цитаты, а также заимствованные из различных документов аргументы или статистические данные подтверждаются библиографической ссылкой на источник;

 

– в выпускной работе используются постраничные сноски со сквозной нумерацией по всей работе;

 

– при повторных ссылках полное описание источника дается только при первой сноске. Если несколько ссылок на один и тот же источник приводится на одной странице работы, то в сносках подставляют слова «Там же» и номер страницы, на которую делается ссылка;

 

– если в работе при употреблении отдельных положений необходимо привести библиографические ссылки, то эти положения помечаются надстрочными знаками, сносками. Внизу страницы с абзацного отступа приводят сам текст библиографической ссылки, отделенной от основного текста короткой тонкой горизонтальной линией с левой стороны;

 

– порядок оформления ссылок на приложения по тексту выпускной работы такой же, как и порядок оформления ссылок на иллюстрации.

 

Печатание ссылок в конце работы с общей порядковой нумерацией не допускается. ВКР без ссылок к защите не допускается!!!

 

 

6. Требования к оформлению ВКР

1. ВКР должна быть в твёрдом переплёте (в папке), обязательно прошита (не на кольцах), или переплетена. Для задания, отзыва и рецензии должны быть подшиты 3 файла и приложен конверт с подписанным CD диском с текстом ВКР.

Папка для ВКР должна быть подписана на лицевой и боковой сторонах переплета.

 

Требования к оформлению текста.

 

ВКР выполняется на компьютере в одном экземпляре и оформляется только на лицевой стороне белой бумаги.

 

– размер бумаги стандартного формата А4 (210 х 297 мм);

 

– поля: левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, правое – 10 мм, нижнее – 20 мм;

 

– ориентация: книжная;

 

– шрифт: Times New Roman;

 

– кегель: 14 пт (пунктов) в основном тексте, 12 пт в сносках;

 

– междустрочный интервал: полуторный в основном тексте, одинарный в подстрочных ссылках;

 

– форматирование основного текста и ссылок – в параметре «по ширине»;

 

– цвет шрифта – черный;

– красная строка – 1,5 см. Требования к нумерации страниц.

– последовательно, начиная с 3-й страницы (введение), т. е. после титульного листа, задания и оглавления работы, а также перечня сокращений, используемых в работе (если он имеется в работе);

– далее последовательная нумерация всех листов, включая разделы, заключение, список используемых источников и приложения (если они имеются в работе);

– нумерация страниц, на которых даются приложения, является сквозной и продолжает общую нумерацию страниц основного текста;

– номер страницы располагается в середине верхней части листа. Требования к заголовкам.

– набираются полужирным шрифтом (шрифт 14 пт);

– выравнивание – по центру;

– точка в конце заголовка не ставится;

– заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через один междустрочный интервал;

– заголовок не имеет переносов, то есть на конце строки слово должно быть обязательно полным.

 

Пример:

1 Глава. Теоретические аспекты изучения мотивационно-потребностной сферы

студентов.

1.1. Понятие мотивации и потребностей у студентов

 

2. Текст ВКР должен быть тщательно выверен студентом, который несет ответственность за опечатки и ошибки, возникшие вследствие перепечатки. Работа с неисправленными опечатками к защите не допускается, либо может быть снята с защиты.

3. Ориентировочный объем работы – 50-60 страниц печатного текста (исключая приложение и список используемых источников). При существенном превышении объема (более 10 страниц) работа может быть снята с защиты. Недостаточность объема работы является основанием для недопуска ВКР к защите.

4. ВКР должна быть подписана студентом на последней странице текста (заключения), перед списком используемых источников.

5. Надлежащим образом оформленная выпускная работа (ВКР) предоставляется научному руководителю для отзыва. Научный руководитель обязан написать отзыв не позднее двух недель после предоставления полностью готовой работы. Если, по мнению научного руководителя, работа не соответствует требованиям, предъявляемым ВКР, и нуждается в доработке, а студент не согласен, то решение о допуске такой работы на защиту выносит заведующий кафедрой (или его заместители по конкретной специализации).

 

7. Срок сдачи, порядок защиты ВКР

1. За 1,5 месяца до начала итоговой государственной аттестации студент должен закончить разработку ВКР и с разрешения научного руководителя отправить работу для проверки качества содержания.

 

2. Распечатанные в формате А4, полностью оформленные и сброшюрованные ВКР, к которым обязательно прикладывается CD диск с текстом ВКР выпускник должен представить на кафедру не позднее 1 месяца до начала работы ГАК с отзывом руководителя.

3. Специалист кафедры, получив выпускную квалификационную работу, проверяет тему ВКР на соответствие приказу о закреплении тем и назначении научных руководителей, и результат проверки ВКР на качество содержания (определение степени заимствования). Полученные ВКР должны быть зарегистрированы в журнале регистрации выпускных квалификационных работ. В случае, если процент заимствования превышает допустимую норму ВКР отправляется на доработку.

4. Поступившая ВКР передается на рецензию. Срок подготовки рецензии составляет 14 дней с момента поступления работы на кафедру.

В отзыве и рецензии отмечаются как достоинства, так и недостатки ВКР, делается общий вывод об уровне исследования. Студент вправе ознакомиться с отзывом и рецензией. При отрицательной рецензии выпускная работа по решению заведующего кафедрой может быть передана для доработки студенту с учетом высказанных замечаний и предложений рецензента, замечаний заведующего кафедрой.

 

5. Для работ, к которым предъявлены претензии, может быть проведена процедура предзащиты. Она заключается в проверке содержания готового текста работы и доклада, отзыва руководителя, рецензии, раздаточного материала. Для этого студенту назначается дата и время предзащиты, на которую он обязан явиться. Если выпускная квалификационная работа имеет отрицательный отзыв или рецензию, при этом успешно прошла проверку на плагиат, и большинство присутствующих преподавателей и заведующий кафедрой сомневаются в правильности или полноте раскрытия темы, то на данную работу оформляется выписка из протокола заседания кафедры, которая передается в ГАК для принятия окончательного решения.

6. На основании результатов отзыва научного руководителя, рецензии, содержания и оформления работы заведующий кафедрой или его заместитель принимает решение о допуске работы к защите не позднее, чем за неделю до дня защиты.

Мотивом принятия решения о недопуске к защите является:

- грубые нарушения правил оформления работы;

- нарушение сроков представления работы (ВКР, предоставленные позже чем, за 1 месяц до начала работы ГАК);

- компилятивный характер работы, высокий процент заимствования. Максимально допустимый процент заимствования из внешних источников для юридических специальностей - 60%, для остальных специальностей – 50 %;

- использование в работе средств «защиты» от программы «Антиплагиат»;

- низкое качество ВКР, несоответствие ВКР теме, целям, задачам или утвержденному плану работы.

7. Защита ВКР происходит на заседаниях Государственной аттестационной комиссии) в установленные сроки в соответствии с графиком.

Защита ВКР происходит публично с соблюдением следующей процедуры:

– секретарь ГАК докладывает фамилию, имя, отчество студента-выпускника, тему выпускной работы;

– краткое (5–10 минут) сообщение студента об актуальности темы и основном содержании работы, своих выводах и предложениях;

– вопросы студенту со стороны членов ГАК, других присутствующих на защите лиц и ответы на вопросы;

– председатель ГАК зачитывает отзыв научного руководителя и рецензию (или основные выводы);

– слово студента, в котором он определяет свое отношение к замечаниям, сделанным в отзыве и рецензии, и может кратко высказаться по другим вопросам.

Критериями оценки ВКР являются:

а) рекомендации по оценкам научного руководителя и рецензента;

б) ее научный уровень, степень самостоятельности и освещенности в ней вопросов темы, значение для юридической практики;

в) творческий подход к разработке темы;

г) использование научной литературы, нормативных правовых актов, материалов судебной практики по теме исследования, полученные в процессе изучения конкретных дел;

д) правильность и научная обоснованность выводов; е) стиль изложения;

ж) аккуратность оформления работы и ее научно-понятийного аппарата;

з) степень профессиональной подготовленности, проявившаяся как в содержании работы, так и в процессе ее защиты.

ГАК, после рассмотрения всех ВКР, вынесенных на защиту в данном заседании, в отсутствие студентов обсуждает итоги и большинством голосов определяет оценку по каждой работе. Затем приглашаются студенты, и председатель оглашает выставленные оценки.

8. Защищенные выпускные работы (ВКР) студентам не возвращаются и передаются в архив.

 

8. Подготовка студента к защите ВКР

Основными направлениями этой подготовки являются:

– Составление студентом письменного выступления:

– Изготовление схем, таблиц, графиков и т.д.

Письменный текст выступления готовится студентом. Структурно выступление формируется на основе введения, плана и заключения ВКР. В нем студент последовательно излагает:

1. Наименование и актуальность работы.

2. Цели, задачи, объекты и методы проведенного исследования.

3. Обоснование и сущность самостоятельных выводов и предложений, сделанных в рамках вопросов.


 


4. Предложения по использованию материалов работы в практической деятельности психолога.

Доклад выпускника не должен сводиться к механическому чтению подготовленных тезисов, следует свободно излагать его содержание.

Графическая часть доклада состоит из 6-10 плакатов (слайдов), содержащих основополагающие схемы, диаграммы, формулы и т.п.

Раздаточный материал должен быть сброшюрован и представлен в количестве не менее пяти экземпляров. В него могут быть включены введение, основные выводы полученные в практической части, а также графики, таблицы и другие материалы, позволяющие наиболее полно раскрыть проблему исследования. (Приложение).

 

Вариант оформления раздаточного материала


 


Приложение

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: