Самостоятельная работа обучающихся

Важная роль в процессе обучения курсантов и слушателей в высшем учебном заведении отводится их самостоятельной работе. Без самостоятельной работы с учебниками, монографиями и необходимыми правовыми источниками, а также постановлениями Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации невозможно приобрести знания, достаточные для квалифицированной работы в области правоприменения. При подготовке к семинарским, практическим занятиям, зачетам и экзаменам; при написании рефератов, курсовых и дипломных работ по гражданскому процессу обучающийся должен подробно анализировать нормы ГПК РФ, касающиеся его темы исследования. Необходимо обращаться не только к учебной, но и к научной литературе, судебной практике. Использование постановлений Пленума Верховного Суда РФ при подготовке по дисциплине «Гражданское процессуальное право (Гражданский процесс)» обязательно.

При подготовке к занятиям необходимо использовать также системы «Консультант Плюс», «Гарант», «ЮСИС» и др.; пользоваться Интернетом.

В процессе самостоятельной работы обучающийся должен активно воспринимать и осмысливать полученную информацию, решать практические задачи, овладевать профессионально необходимыми умениями.

Можно выделить следующие виды самостоятельной работы в рамках изучения дисциплины Гражданское процессуальное право (Гражданский процесс):

1. Самостоятельное изучение теоретических вопросов, затронутых в процессе лекционного занятия и вынесенных для обсуждения на семинарское занятие.

Элементы самостоятельной работы по изучению теоретических вопросов:

а) работа с учебной литературой (учебники, курсы лекций, учебные и учебно-методические пособия);

б) работа с научной литературой (монографии, научные статьи);

в) работа с материалами судебной практики;

г) изучение нормативно-правовых актов, способствующее углублению и расширению знаний по изучаемой теме в рамках изучения дисциплины.

При работе с литературой всегда важно помнить, что ссылки на нормативно-правовые акты, содержащиеся даже в самой новой литературе подвержены устареванию, так как изменения в нормативно-правовых актах порой происходят быстрее, чем издается обновленная учебная или научная литература. Поэтому в целях актуализации нормативно-правовой информации при изучении соответствующей литературы рекомендуется постоянно пользоваться новейшими редакциями нормативно-правовых актов, ссылки на которые содержаться в изучаемой литературе.

Подспорьем в указанном процессе должны стать справочные правовые системы, доступ к которым обучаемых организован в библиотеке Университета («Консультант Плюс», «Гарант»).

2. Подготовка к практическим занятиям.

Ввиду того, что проведение практических занятий по дисциплине Гражданское процессуальное право (Гражданский процесс) организовано в активной (интерактивной) форме, они предполагают усиление самостоятельной роли обучающихся.

При подготовке к практическому занятию обучающиеся должны самостоятельно осуществить решение практических ситуаций и выполнить специальные практические задания с изложением соответствующих решений в рабочих тетрадях для семинарских и практических занятий.

Решение практических ситуаций должно строиться на основе всестороннего анализа правоотношений в них содержащихся и адекватного применения к указанным правоотношениям норм действующего законодательства. Не допускается изложение решения по практической ситуации без ссылок на соответствующие нормы права. Также решение должно соответствовать требованиям системности и последовательности. Решение (разбор) по каждой практической ситуации должно содержать в себе следующие элементы:

а) вводную часть (фабула практической ситуации);

б) анализ описанных в практической ситуации правоотношений и разбивка их на однородные группы;

в) определение нормативно-правовой базы, применяемой для регулирования содержащихся в практической ситуации правоотношений;

г) анализ практики применения нормативно-правовой базы, применяемой для регулирования содержащихся в практической ситуации правоотношений (анализ судебной практики и т.п.);

д) заключительную часть, содержащую в себе общий вывод, который складывается из анализа последствия применения правовых норм, к содержащимся в практической ситуации правоотношениям.

При решении практических ситуаций настоятельно рекомендуется пользоваться справочными правовыми системами, доступ к которым организован в библиотеке Университета («КонсультантПлюс», «Гарант»).

3. Работа по подготовке письменных работ (докладов, рефератов, контрольных работ).

Подготовка докладов и сообщений должна строиться на анализе и обобщении информации, содержащейся преимущественно в литературе научного и учебного фонда библиотеки Университета.

Обучающиеся, прежде всего, должны преследовать цель научного анализа. То есть, изучив мнения нескольких авторов по избранной теме, обучающийся должен их обобщить и систематизировать, а в итоге сделать свой собственный вывод.

Самостоятельная работа будет более плодотворной, если ей придается целенаправленный характер, если она организуется на научной основе.

 

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине «Гражданское процессуальное право» (Гражданский процесс), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: