Мотив и мотивация, их типы и виды

 

В основе работ выдающегося отечественного психолога А.Н. Леонтьева лежит понятие потребности, а мотив определяется как тот предмет, который отвечает потребности, а в силу этого побуждает поведение. "До своего первого удовлетворения потребность "не знает" своего предмета, он еще должен быть обнаружен (конфетку надо сначала дать попробовать, предложение рождает спрос). Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет - свою побудительную и направляющую деятельность функции, то есть становится мотивом".

 

Определение Источник
Мотив - это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость Еникеев М.И. Общая психология. - М.: ПРИОР, 2000. С. 263.
трудовой мотив - это непосредственное побуждение работника к деятельности (работе), связанное с удовлетворением его потребностей. С.А. Шапира

 

 

Биологические виды мотивов Социальные виды мотивов
Соотносятся с физиологическими позывами и потребностями (голод, жажда, сон и т.д.). мотивы получения материальных благ.     - Коллективизм (потребность быть в коллективе) характерен для японского стиля управления персоналом, но имеет сильные позиции и у нас в России. - Личное самоутверждение (самовыражение) характерно для большого числа работников, преимущественно молодого или зрелого возраста. - Мотив самостоятельности присущ работникам, готовым жертвовать стабильностью и высокими заработками взамен установки быть хозяином и иметь свое дело. - Мотив надежности (стабильности) противоположен предыдущему. - Мотив приобретения нового (знаний, вещей) лежит в основе маркетинга, используется производителями новых товаров и услуг. - Мотив справедливости. Несоблюдение справедливости ведет к демотивации. - Мотив состязательности генетически присущ каждому человеку. Это основа организации соревнования на предприятии.

 

Можно выделить три основных типа мотивации работников предприятия:

1) работники, ориентированные преимущественно на содержательность и общественную значимость труда;

2) работники, ориентированные по большей части на оплату труда и другие материальные ценности;

3) работники, у которых значимость разных ценностей сбалансирована.

 

Можно привести и другую классификацию типов мотивации работников:

- " Инструменталист ". Мотивация такого работника ориентирована на «голый» заработок, желательно наличными и незамедлительно. Он индифферентен к форме собственности, работодателю, другим поощрениям. (грузчики, водители такси)

- " Профессионал ". Работник такого типа считает важнейшим условием

деятельности реализацию своих профессиональных способностей, знаний и возможностей. К этой профессиональной группе относятся люди, занимающиеся творчеством в разных проявлениях. (программисты, ученые, музыканты (композиторы), художники). Хотя среди двух последних категорий часто встречаются люди, ориентированные в своей деятельности на успех и признание окружающих. Но многие истинные создатели творят ради самого процесса творчества независимо от внешней реализации своих творений. Для них достижением является именно положительное решение стоящей перед ними творческой задачи.

- " Патриот ". Основа его мотивации к труду - высокие идейные и человеческие ценности. Это люди, преследующие целью своей деятельности принести людям добро и гуманизм (учителя школ и преподаватели вузов, руководители детских кружков, врачи, работающие в системе государственного здравоохранения, военные.)

- " Хозяин ". Мотивация такого типа основана на достижении и приумножении богатства, собственности. Потребности таких работников практически не ограниченны. Это класс предпринимателей.

- " Люмпен ". Такой работник предпочитает уравнительное распределение материальных благ. Его постоянно преследуют чувства зависти и неудовлетворенности порядком распределения благ в обществе. Он не любит ответственности, индивидуальных форм труда и распределения Как правило, к таким людям относятся так называемые неудачники, которым

в силу тех или иных обстоятельств не удалось занять подобающее место в обществе. Они часто поддерживают различные экстремистские группировки,

способствуя на выборах их приходу к власти. В нашей стране очень много таких людей достаточно пожилого возраста, вспоминающих добром только советский строй и не пытающихся осмыслить происходящие в обществе перемены. К ним относятся те, кто в советское время имел привилегии, входя в номенклатуру, военные, вышедшие в отставку в небольших чинах, а также люди, находящиеся до сих пор под влиянием коммунистических идей (бывшие общественные работники и агитаторы), или "добровольные" безработные..

 

Вознаграждение (стимулирование)

Благо становится стимулом труда, если оно формирует мотив труда.

Вознаграждение – инструмент мотивации для побуждения людей к эффективной деятельности.

Внутреннее вознаграждение Внешнее вознаграждение
Дает сама работа - чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения. Дружба между членами одного трудового коллектива, общение с коллегами, возникающие в процессе работы. Денежное стимулирование труда

 

 

Мотивация – это:

- Использование мотивов поведения;

- Побуждение к активной деятельности;

- Процесс стимулирования;

- Совокупность устойчивых мотивов;

- Совокупность внутренних стимулов.

Наиболее характерная черта перечисленных выше трактовок этого термина – это побуждение к какой либо сознательной деятельности.

 

Цель мотивации:

- увеличение производительности труда;

- снижение текучести кадров;

- укрепление дисциплины;

- повышение удовлетворенности трудом;

- повышение качества труда;

- повышение заинтересованности и инициативности сотрудника;

- повышение добросовестности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: