Классификация стимулов

Классифицируемый признак Форма стимула
Направленность действия стимула Поощряющие Наказующие (порицание)
Источники (ресурсы) стимулирования Экономические (определяется экономическим состоянием организации) Административные (направлено на нормирование трудового поведения), чаще используются при недостатке экономических ресурсов. Общественные
Интересы субъекта Индивидуальные Коллективные
Содержание стимулов Материальные (экономические): · Денежные (все формы оплаты труда), · Не денежные (материально-социальные)(кредитование, страхование, пенсионное обеспечение и пр.) Нематериальные: · Социальные; · Моральные · Психологические.
Способ оказания стимулирующего воздействия Прямые (непосредственные) используют в качестве управленческого воздействия с целью вызова активности работников и эффективного ответа на применяемый стимул; Косвенные (опосредствованные) с целью изменения условий и обстоятельств, относящихся к труду (повышение квалификации, делегирование полномочий, улучшение условий труда, повышение качества режимов труда и отдыха).
Периоды действия стимулов Опережающие (кредитование, авансирование и др.) Отсроченные (чаще предоставлены в материальном не денежном виде стимулирования, связанные к выполнению социальных государственных программ, например в системе пенсионного обеспечения)
Уровень воздействия Внешние (заработная плата, премии, продвижение по службе, символы статуса и престижа, дополнительные льготы и вознаграждения, похвала и др.) Внутренние (самоуважение, ощущение значимости труда, ответственность, неформальное общение и др.)
Повторяемость Разовые; Временные; Многоразовые; Постоянные.
Интенсивность воздействия в зависимости от преодоления порогового значения стимула Слабые; Средней силы; Сильные.

 

Применение стимулов является основой процесса стимулирования трудовой деятельности.

Под стимулированием понимается внешний по отношению к персоналу процесс управленческого воздействия, идущего от конкретного руководителя или органа управления и основывающегося главным образом на субъективном понимании системой управления этого воздействия, направленного на мотивы работников.

Стимулирование трудовой деятельности — это стремление организации с помощью моральных и материальных средств воздействия побудить работников к труду, его интенсификации, повышению производительности и качества труда для достижения целей организации. Стимулирование осуществляется администрацией организации и предполагает создание механизма, при котором активная трудовая деятельность, дающая определенные, заранее зафиксированные результаты, становится необходимым и достаточным условием удовлетворения значимых и социально обусловленных потребностей работника, формирования у него мотивов труда.

 

Мотив – осознанный стимул. Стимулирование – комплекс мер для повышения эффективности труда.

 

Формы стимулирования

Материальное денежное стимулирование Материальное не денежное стимулирование Нематериальное стимулирование
Заработная плата (номинальная) - Прямая (сдельная, повременная, окладная) - Доплаты стимулирующего (за профмастерство, за условия труда, за руководство бригадой, совместительство и др.) и компенсирующего характера (в соответствии с КЗОТ: работа в праздничные и выходные дни, в ночное время и пр.) - Дополнительная заработная плата (отпускные, подросткам, за выполнение гособязанностей и др.)   Заработная плата (реальная), путем повышения тарифных ставок в соответствии с МРОТ, индексации оплаты в связи с инфляцией и др.)   Бонусы (разовые выплаты из прибыли)   Участие в прибылях (это не разовый бонус, распространяется на категории персонала, реально воздействующие на прибыль (чаще всего это управленческий персонал)   Участие в акционерном капитале (получение дивидендов, покупка акций по льготным ценам)   Планы дополнительных выплат(чаще для работников сбытовых организаций с целью стимулирования поиска новых рынков сбыта: подарки, покрытие делрвых и личных расходов Оплата транспортных расходов или обслуживание собственным транспортом   Сберегательные фонды с выплатой процентов не ниже установленного в Сбербанке РФ.   Организация питания (субсидии на питание)   Продажа товаров, выпускаемых организацией (скидка)   Стипендиальные программы (покрытие расходов на образование)   Программы обучения персонала (переобучения)   Программы медицинского обслуживания (заключение договоров с медицинскими учреждениями)   Консультативные службы(заключение договоров)   Программа жилищного строительства на паевых условиях;   Программы, связанные с воспитанием и обучением детей;   Гибкие социальные выплаты (работник в пределах установленной суммы самостоятельно выбирает льготу и услугу)   Страхование жизни (за счет средств компании в случае выплат сумм при несчастном случае или в случае смертельного исхода);   Медицинское страхование; Льготы и компенсации, не связанные с результатами работы (расходы, связанные с переездом, продажей, покупкой квартир, премии в связи с уходом на пенсию и пр.);   Отчисления в Пенсионный фонд (альтернатива государственному Пенсионному фонду).   Стимулирование свободным временем (за активную и творческую работу предоставление дополнительных выходных, отпуска, возможности выбора времени отпуска, гибкого графика работы, сокращение длительности рабочего дня за счет высокой производительности труда и др.);   Трудовое или организационное стимулирование (наличие творческих элементов в труде работника, возможность участия в управлении, продвижения по службе в пределах одной и той же должности, творческие командировки и др.);   Стимулирование, регулирующее поведение работника на основе выражения общественного признания (грамоты, значки, вымпелы, доска почета, публичные поощрения и пр.)

 

 

Основные принципы стимулирования труда:

1. Доступность 2. Ощутимость 3. Постепенность 4. Минимизация разрыва между результатом труда и его оплатой 5. Сочетание духовных (моральных) и материальных стимулов 6. Сочетание позитивных и негативных стимулов Каждый стимул должен быть доступен для всех работников. Условия стимулирования должны быть понятными и демократичными.   У каждого стимула есть порог действенности. Необходимо учитывать нижний порог стимула   Лучше частое, но небольшое повышение, чем редкое, но существенное. "Лучше меньше, но быстрее". Учащение вознаграждения, его четкая связь с результатом труда – это сильный мотивационный фактор.   И те, и другие факторы одинаково сильны по своему воздействию.     В экономически развитых странах преобладает переход от негативных стимулов (страх перед потерей работы, голодом, штрафы) к позитивным стимулам (премированию, выплате вознаграждений). Это зависит от традиций сложившихся в обществе или коллективе, взглядов, нравов, а также стиля и методов руководства.

 

Процесс, происходящий в результате использования тех стимулов, которые оказались адекватными и достижимыми для персонала, с теми актуальными мотивами, которые были приведены в движение этими стимулами, в конкретных условиях развития организации, и является мотивацией.

Мотив тоже имеет свое пороговое значение: стимул не сможет воздействовать на поведение человека, если мотив, на который он направлен, еще не сформировался или находится в процессе формирования — не сформировался до конца. Следовательно, необходимо развивать мотив, чтобы его состояние соответствовало стимулу. В процессе управления персоналом стимулы, предлагаемые организацией, должны способствовать формированию нужных мотивов у работников.

Процессы стимулирования и мотивации только тогда возможны, когда стимулы и мотивы по величине, времени и содержанию будут соответствовать требованиям, необходимым для преодоления порога безразличия персонала.

Если стимул формирует мотив, то мотив способствует формированию нового стимула. Такое взаимодействие (взаимное подтягивание друг друга до степени созревания) стимула и мотива приводит к созданию мотивационного ядра персонала организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: