Методические рекомендации
Для выполнения заданий производстВенной практики по получению профессиональных умений и опыта
Профессиональной деятельности
Направление подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Профиль Педагог-психолог инклюзивного образования
Цели производственной практики «Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ»
Целями практики являются систематизация и углубление знаний студентов об организации и осуществлении психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и умений применять эти знания на практике.
Достижение этих целей позволит сформировать готовность к решению следующих профессиональных задач:
· проведение дифференциальной диагностики для определения типа отклонений;
· проведение психологического обследования детей с сенсорными, речевыми и двигательными нарушениями разного возраста с использованием рекомендованного инструментария, включая первичную обработку результатов и умение формулировать психологическое заключение;
|
|
· проведение занятий с обучающимися по утвержденным рекомендованным коррекционным программам;
· работа с педагогами и родителями с целью организации эффективных учебных взаимодействий детей с ОВЗ и их общения в образовательных учреждениях и в семье;
· создание благоприятной и психологически комфортной социальной среды с привлечением родителей и членов семьи здоровых детей и детей с ОВЗ.
2. Задачи производственной практики «Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ».
Задачами практики «Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ» являются:
· углубление знаний об организации и содержании комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ;
· формировать умения анализировать процесс индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ;
· формировать опыт применения полученных знаний для характеристики процесса индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.
Место практики в структуре ООП бакалавриата
Практика входит в вариативную часть профессионального цикла. Базовые знания для прохождения данной практики формируются в процессе изучения дисциплин: «Введение в профессиональную деятельность педагога-психолога инклюзивного образования», «Психология дошкольного возраста», «Психология детей младшего школьного возраста», «Психология подросткового возраста», «Теория и практика инклюзивного образования», «Психолого-педагогическая диагностика нарушений психофизического развития».
|
|
Для успешного прохождения практики студент должен знать: общие и специфические закономерности развития детей с нормальным и нарушенным развитием; иметь представления об анатомо-физиологических особенностях детей с нормальным и нарушенным развитием на различных этапах онтогенеза; иметь представления об особенностях развития детей с различными вариантами дизонтогенеза; иметь представление об организации психолого-педагогического сопровождения детей с различными нарушениями в развитии в контексте инклюзивного образования. Студент должен уметь использовать психологические и педагогические методы диагностики нарушений психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, иметь опыт взаимодействия с детьми с нормальным и нарушенным развитием. В ходе практики студенты получают опыт осуществления одного из видов деятельности педагога-психолога инклюзивного образования – диагностической деятельности, являющейся частью комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ. Прохождение практики является основой для прохождения производственных практик «Педагог-психолог инклюзивного образования в ДОУ», «Педагог-психолог инклюзивного образования в школе», условием для самостоятельного осуществления профессиональной деятельности.
Структура и содержание практики « Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья».
№ п/п | Этапы практики | Трудоемкость по видам учебной работы (в часах) | Формы текущего контроля |
1. | Подготовительный этап: участие в установочной конференции (ознакомление с целями, задачами и содержанием практики, консультация по оформлению документации); ознакомление с базой практики; знакомство с детьми | Документация по практике: -индивидуальный план, -характеристика базы практики. | |
2. | Основной этап: 1. диагностика развития ребенка: получение и анализ запроса, выделение проблемы, формулировка диагностической гипотезы, планирование диагностического процесса в соответствии с гипотезой; осуществление диагностического исследования (реализация диагностической процедуры, заполнение протоколов обследования); оформление документации по результатам диагностики (оформление протоколов, включающих данные, зафиксированные в ходе обследования, их количественную обработку, качественный анализ, интерпретацию); подготовка заключения по результатам диагностики; 2. разработка рекомендаций по результатам диагностики для педагогов, психолога, родителей; 3. просмотр и анализ коррекционного занятия с ребенком; 4. разработка конспекта коррекционного занятия в соответствии с результатами диагностики; 5. изучение деятельности психолога: определение видов деятельности, содержание каждого вида деятельности в рамках индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ; описание диагностических и коррекционных программ, используемых педагогом-психологом в индивидуальной работе с ребенком с ОВЗ, анализ документацию, в которой фиксируется ход и результаты работы психолога, подготовка характеристики взаимодействия педагога-психолога с другими специалистами | Документация по практике: -индивидуальный план, - материалы обследования ребенка (методики, протоколы), - заключение по результатам комплексного обследования; - текст рекомендаций по результатам диагностики для педагогов, - текст рекомендаций по результатам диагностики для психолога, - текст рекомендаций по результатам диагностики для родителей, - текст анализа коррекционного занятия психолога; - конспект коррекционного занятия; - характеристика работы психолога | |
3. | Оформление документации (оформление итогового заключения, оформление отчета по практике); представление итогов работы; участие в итоговой конференции | Документация по практике: - отчет по практике, - презентация. |