Наука и диссертационные исследования

Сидоркина И.Г.Мясников, В.И.

С Написание магистерской диссертации по направлению подготовки «Информатика и вычислительная техника». Методические указания /И.Г.Сидоркина, В.И.Мясников. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2012. – 75 с.

ISBN 5-8158-0382-0

 

 

Приведены необходимые сведения по выбору темы магистерской диссертации, формулировке объекта и предмета исследования, цели и задачи, определение новизны; представлены задачи и методика эксперимента, обработка научной информации.

Для магистрантов направления подготовки 230100 "Информатика и вычислительная техника", магистерской программы «Микропроцессорные (встраиваемые) системы.

 

УДК 681.3

ББК 32.97

 

ISBN 5-8158-0382-0 Ó Марийский государственный

технический университет, 2012

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение. 5

1.Наука и диссертационные исследования. 5

1.1.Тема диссертационного исследования. 7

1.2.Актуальность темы исследования. 10

1.3.Постановка задачи исследований и выбор наименования диссертации 15

1.4.Объект и предмет исследований. 17

1.5.Цели и задачи теоретического исследования. 20

1.6.Научная новизна диссертационного исследования. 25

2.Математические методы в исследованиях. 28

2.1.Процесс разработки модели. 30

2.2.Аналитические и имитационные модели. 32

3.Задачи эксперимента. 33

3.1.Методика эксперимента. 36

3.2.Компьютерный эксперимент. 36

4.Обработка научной информации. 39

4.1.Отчет о НИР. 42

4.2.Работа с научной литературой. 43

4.3.Отчет о научных исследованиях. 49

4.4.Статья, доклад. 55

4.5.Работа с текстом диссертации. 58

4.6.Работа со списком литературы и другими источниками оформления диссертационных исследований 66

4.7.Оформление приложений. 70

4.8.Доклад результатов диссертационной работы.. 71

5.Структура магистерской диссертации. 73

5.1.График подготовки магистерской диссертации. 73

 

 


Введение

Магистратура сегодня – важнейший элемент системы непрерывного образования, необходимого человеку в условиях постоянно меняющейся действительности. «В повседневной работе возникают проблемы, для решения которых не хватает имеющихся знаний, и люди снова идут учиться, выбирая или магистратуру, или программы профессиональной переподготовки, или повышение квалификации» (директор департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России Игорь Реморенко).

Магистратура - это второй уровень двухуровневой системы высшего образования («4+2»), созданной в процессе реформирования российской образовательной системы. Подготовка бакалавров предполагает получение общих знаний и навыков, которые углубляются по специализации магистерских программ. Обучение в магистратуре дает возможность получения знаний по направлению, которое может кардинально отличаться от направления подготовки, полученного в бакалавриате/специалитете. Студенты получают навыки исследовательской и преподавательской работы, умеют систематизировать и обобщать информацию". Развитие интегрированных компетенций, то есть способности принимать решения, брать на себя ответственность, проводить анализ, осуществлять коммуникативные функции лежит в основе подготовки магистров. Подготовка специалистов, работающих в сфере информационных технологий, магистров по направлению «Информатика и вычислительная техника» для предприятий является сегодня важной и необходимой задачей. Возможность сменить профессию после обучения в магистратуре или реализовать себя в смежной отрасли, обеспечивает адаптивность к рынку труда.

Индустрия встраиваемых компьютерных технологий переживает сегодня период глубоких перемен, связанных с активным внедрением новых процессоров, новых системных архитектур и современных интерфейсных технологий. Эти перемены уже привели к хорошо заметным подвижкам на всех целевых рынках компьютерной техники, включая оборонный и аэрокосмический.

Магистерская программа «Микропроцессорные (встраиваемые) системы» по направлению «Информатика и вычислительная техника» имеет своей целью подготовку высококвалифицированных специалистов научно-технической, производственной сферы, руководящих сотрудников ИТ - компаний, коммерческих и некоммерческих ИТ- ориентированных учреждений и организаций, в том числе международных, обладающих международным уровнем профессиональной конкурентоспособности в области использования и разработки, поддержки информационных технологий и защиты информации. Компетенции учащихся для работы по направлению включают:

- умение применять перспективные методы исследования и решения профессиональных задач на основе знания мировых тенденций развития средств вычислительной техники и информационных технологий;

- на основе знания педагогических приемов принимать непосредственное участие в учебной работе кафедр и других учебных подразделений по профилю направления "Информатика и вычислительная техника";

- разрабатывать и реализовывать планы информатизации предприятий и их подразделений на основе Web- и CALS-технологий

- формировать технические задания и участвовать в разработке аппаратных и/или программных средств современной вычислительной техники;

- выбирать методы и разрабатывать алгоритмы решения задач управления и проектирования объектов автоматизации;

- применять современные технологии разработки программных комплексов с использованием CASE-средств, контролировать качество разрабатываемых программных продуктов;

- организовывать работу и руководить коллективами разработчиков аппаратных и/или программных средств информационных и автоматизированных встраиваемых систем.

Магистерская диссертация является самостоятельным научным исследованием, выполняемым под руководством научного руководителя (для работ, выполняемых на стыке направлений, - с привлечением одного или двух научных консультантов). Магистерская диссертация представляет собой отчет об изучении студентом конкретной задачи с целью построения ее решения.

Каждый студент имеет возможность выбрать такую тему диссертации, которая будет наиболее полезна для его профессиональной деятельности. В групповых проектах происходит естественное разделение труда с учетом личных предпочтений.

В диссертации излагаются результаты самостоятельного научного исследования по теме, соответствующей современному состоянию науки. Так как магистерская диссертация обладает признаками, присущими диссертационным работам вообще, то представленная к защите работа должна включать исходные предпосылки научного исследования, описание его выполнения и полученные результаты. В соответствии сказанному, содержание магистерской диссертации отражает следующие моменты:

- тема исследований;

- актуальность темы исследования;

- цели и задачи исследований;

- объект и предмет исследований;

- научная новизна и значимость результатов;

- методы исследований;

- достоверность полученных результатов;

- практическая значимость;

- самостоятельность подхода к раскрытию темы;

- наличие собственной точки зрения;

- умение пользоваться методами научного исследования;

- степень обоснованности выводов и рекомендаций.

Сформулируем основные требования к содержанию вышеперечисленных составляющих магистерской диссертации.

При определении темы исследований необходимо помнить, что магистерские программы ориентированы на рынок труда и на тесное сотрудничество с работодателями.

Наука и диссертационные исследования

Наука в целом и каждая научная дисциплина имеют свою индивидуаль­ную историю возникновения и развития, являясь следствием прогресса чело­вечества и его потребностей. Но при всем многообразии наук они имеют между собой много общего, прежде всего - обобщенные методологические ус­тановки, делающие знания не только истинными, но и научными. Поэтому, прежде чем приступить к написанию, оформлению и подготовке диссертации к защите, магистрант должен внимательно ознакомиться и изучить основополагающие методологические установки диссертационного исследования.

Диссертационное исследование является аналогом или прототипом научного исследования, но при этом дополнительно предполагает по завершении определенного отрезка научного исследования подготовку научного труда - диссертации - в виде рукописи для публичной защиты.

Продуктом науки является не только научное знание. Для получения научного знания необходима разработка различных методов наблюдения и экспериментирования, а также значительное множество средств, при помощи которых они осуществляются: приборы, установки, методики измерения, средства хранения, обработки и передачи информации и т. д.

К продуктам науки следует отнести и рациональный стиль принятия ре­шения. Систематичность и обоснованность являются большой социальной ценностью, влияют на общество и каждого его члена в отдельности.

Отличие диссертационного научного исследования от научного исследования вообще заключается в следующем. Исследования вообще - это любое исследование на теоретическом и (или) эмпирическом уровне, выполняемое с использованием известного научно-методического аппарата или с помощью вновь созданного (усовершенствованного), т. е. на уровне вклада в науку или без него. Исследование на уровне диссертационной работы - это исследование на достаточно высоком теоретическом уров­не, содержащее вклад в науку - новое решение актуальной научной задачи или решение научной проблемы.

Эти два вида исследований отличаются и своими результатами. Различие заключаются в следующем. Диссертация - это, во-первых, квалификационная работа, во-вторых, работа, содержащая новое решение актуальной научной задачи. В диссертации раскрывается ход научных исследований и полученные результаты, вводятся новые представления, концепции и факты, т. е. доказывается научная и практическая ценность выдвинутых научных положений.

В исследованиях вообще может выполняться даже самая сложная инженерная разработка, но она должна удовлетворять требованиям, базирующим­ся на уже известных и проверенных закономерностях. Эта работа считается успешно выполненной, если параметры созданной системы, аппаратуры, прибора соответствуют техническому заданию на разработку.

Таким образом, в диссертации содержится научный результат, т. е. неизвестное ранее знание, а в научной разработке - техническое решение, полученное на основе или в рамках установленных ранее знаний или закономерностей. В этом их принципиальное отличие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: