Во многих промышленно развитых странах приняты программы по использованию альтернативных (лат. alter — другой, один из двух) видов топлива, в частности, применения этанола и биодизеля, что позволяет уменьшить содержание токсичных веществ в отработавших газах. При этом не нарушается «парниковый» баланс, так как в атмосферу выбрасывается тот углекислый газ, который был взят из воздуха в ближайшем прошлом, а не аккумулировался в нефтепродуктах несколько миллионов лет назад. В то же время, хотя биотопливо является возобновляемым источником энергии, побочные продукты его производства (глицерин) также находят широкое применение. Однако следует отметить, что биотопливо необязательно дешевле обыкновенного топлива, полученного из нефти или нефтепродуктов, а чаще — даже наоборот.
Наиболее распространенный вид биотоплива — биоэтанол (этиловый спирт), получаемый путем перегонки любой субстанции, содержащей крахмал (картофель), сахар (сахарная свекла, сахарный тростник) или целлюлозу (древесина, щепа, солома, хлопковая шелуха и т. п.). Чаще всего для перегонки используют масличное растение рапс (рис. 34), а также зерновые культуры: рис, кукурузу, пшеницу, рожь.
|
|
Существует два способа получения этанола: микробиологический (спиртовое брожение под действием дрожжей
Рис. 34. Схема получения биоэтанола из рапсового масла
ферментов или бактерий) и синтетический (гидратация этилена, полученного при добыче нефти в присутствии катализатора).
Этанол в большинстве случаев является своего рода присадкой к бензину. При этом смеси этанола и бензина маркируются букой Е (ethanol) и числом, указывающим его процентную долю в топливе. Наиболее распространены марки Е5, Е7 и ЕЮ — для их использования переделка бензинного двигателя не требуется. А вот марки Е85, Е95 и Е96 с содержанием этанола соответственно 85, 95 и 96% требуют специальной модификации системы питания и зажигания автомобиля.
В качестве сырья для производства биодизеля используют различные жиры растительного или животного происхождения. Чтобы превратиться в биодизель, жиры подвергаются процессу этерификации, в ходе которого превращаются в эфиры жирных кислот. В качестве сопутствующего продукта получается глицерин (рис. 35). Смесь этих эфиров и называют биодизелем.
В качестве добавки к биодизелю может применяться и чистое дизельное топливо в концентрации не более 20%. Физико-химические свойства различных смесей дизельного топлива (ДТ), чистого рапосового масла (РП) и его про
Рис. 35. Формула получения биоэтанола из рапсового масла
изводных в виде метилового (МЭРМ) и этилового (ЭЭРМ) эфиров представлены в табл. 36.
|
|
Наиболее распространенным сырьем для производства биодизеля служат различные сельскохозяйственные масличные культуры: рапс, соя, подсолнечник, ятрофа, кокос и т. д. Наибольшее распространение получил рапс — неприхотливое растение семейства крестоцветных, которое хорошо произрастает в умеренном климате, имея продуктивность 1,2 тыс. л масла с гектара (для сравнения, с подсолнечника можно получить около 0,95 тыс. л). Эффективность переработки кокоса и ятрофы значительно выше, чем рапса, но их производство ограничено странами с тропическим климатом. При этом следует отметить, что:
применение чистого рапсового масла и его произ
водной в виде метилового эфира (МЭРП) в качестве до
бавки к дизтопливу в концентрации до 20% не требует
дополнительной регулировки дизеля и не приводит к
снижению его мощности и экономичности;
использование 20% рапсового масла в дизтопливе
позволяет уменьшить дымность выхлопа до 40%, выбро
сы углеводородов — на 25—36%, а оксида азота — до
3,8-10,0%.
В последнее время установлено, что самым перспективным объектом для производства биодизеля должны стать водоросли. Продуктивность водорослей может достигать фантастических 95 тыс. л. масла с одного гектара
Физико-химические свойства смесей дизельного топлива (ДТ), рапсового масла (РП) и его производных: метилового (МЭРМ) и этилового (ЭЭРМ) эфиров
Таблица 36
Свойство | Смесь дизельного топлива и производных рапсового масла | ||||||
100 %ДТ | 70% ДТ, 30% РМ | 50% ДТ, 50% РМ | 30% ДТ, 70% РМ | 100% РМ | МЭРМ | ЭЭРМ | |
Плотность, кг/м3, при 20 °С | |||||||
Кинематическая вязкость, мм2/с, при 20 °С | 3,8 | 9,3 | 16,9 | ||||
Низшая теплота сгорания, МДж/кг | 42,5 | 40,9 | 39,9 | 38,9 | 37,3 | 37,8 | 36,8 |
Цетановое число | - | ||||||
Температура самовоспламенения, °С | - | - | - | - | |||
Стехиометрическое соотношение воздуха и топлива | 14,3:1 | 13,8:1 | 13,4:1 | 13,0:1 | 12,5:1 | 12,6:1 | 12,6:1 |
Содержание, % (массовая доля): углерод водород кислород | 87,0 12,6 0,4 | 84,0 12,4 3,6 | 82,0 12,3 5,7 | 80,0 12,2 7,8 | 77,0 12,0 11,0 | 77,5 12,0 10,5 | 77,6 12,0 10,4 |
Содержание серы, % по мабсе | 0,20 | 0,14 | 0,1 | 0,06 | 0,002 | 0,002 | - |
Коксуемость 10% остатка, % масс. | 0,2 | - | - | - | 0,4 | 0,3 | 0,3 |
Удельное содержание углерода (по Ни), г/МДж | 20,5 | 20,5 | 20,6 | 20,6 | 20,6 | 20,5 | 20,5 |
водной поверхности. В США, Канаде, ЮАР, Новой Зеландии и Испании уже начато строительство заводов по производству биодизеля из водорослей.
Для применения биодизеля модернизация двигателя не требуется, но существует ряд ограничений. При отрицательных температурах необходим дополнительный подогрев топлива или применение специальных депрессор-ных присадок.
Применение в качестве биодизеля чистого растительного масла, как и его кустарное производство, практически невозможно, так как требуется строгое соблюдение промышленной технологии (рис. 36). Для этерификации используется ядовитый и опасный метиловый спирт. Кроме того, необходима очистка получаемого промежуточного продукта от образующихся жирных кислот, так как они приводят к омылению и засорению топливных фильтров и образованию нагара в цилиндрах двигателя. Также требуется удаление остатков влаги, которая может приводить не только к повышению водородного изнашивания и коррозии деталей двигателя, но и к интенсивному размножению микроорганизмов и резкому снижению качества биодизеля
Рис. 36. Схема получения биодизеля из рапса: 1-6 — топлива с разным содержанием биодизеля в качестве добавки
Биодизель можно применять и в чистом виде, но чаще всего он является своего рода присадкой к классической нефтяной солярке. Так, в штате Миннесота (США) принят закон, обязывающий применять 2% биодизеля во всем продаваемом дизельном топливе. В Канаде к 2012 году 2% биодизеля должно входить в состав всего автомобильного и печного топлива. В Японии уже с марта 2007 года введено пятипроцентное содержание биодизеля в дизельном автомобильном топливе. В Южной Корее уже с 2006 года доля биодизеля от общего потребления дизельного топлива составляет 0,5%, а через два года планируется довести его содержание до 5%.
|
|
В Европейском союзе к 2010 году доля биотоплива (этанол и биодизель) должна составлять не менее 5,75%. В Германии в 2007 году его доля равнялась 5%. Во Франции к 2010 году она должна составить 7%, а в Португалии — 10%.
Соответствующие программы по производству биотоплива приняты также в Австралии, Бразилии, Китае, Индии, Индонезии, на Тайване и в других странах. В России, несмотря на достаточные запасы традиционных видов топлива, начато строительство двух заводов: в Омской области — по производству биоэтанола, в Татарстане — по переработке рапса.
В заключение следует сказать несколько слов о твердых топливах.
Замена углерода химическими элементами с более высокой удельной теплотой сгорания позволяет получать топливо с лучшими энергетическими характеристиками. Особое место отводится разработкам металлического топлива, которое широко применяется в ракетных двигателях. Исследования, проведенные в США, показали, что автомобиль с мотором, работающим на топливе с металлическими наночастицами, может развивать мощность, в три раза большую, чем современный бензиновый двигатель.
По мнению исследователей группы химии материалов в Национальной лаборатории Окриджа (США), металлическое топливо (подобно водороду) является источником экологически чистой энергии. Однако металлическое топливо, состоящее, например, из железа или алюминия, обладает более высокой удельной теплотой сгорания. Такое топливо можно хранить и транспортировать при температуре и давлении окружающей среды и эффективно использовать в двигателе без значительных затрат на водородные топливные элементы.
Большие частицы металла не воспламеняются до тех пор, пока не будут нагреты до точки кипения металла, при которой происходит воспламенение металлического пара с образованием металлических оксидов. В то же время этот процесс приводит к очень высоким температурам сгорания, загрязнению внутренних поверхностей камеры сгорания и образованию большого количества оксидов азота. Металл в виде наночастиц сгорает значительно быстрее и полнее при более низких температурах без стадии газового горения.
|
|
Газы от металлического топлива, отработавшие в газотурбинном двигателе или двигателе Стирлинга, являются экологически чистыми: кислород берется из воздуха, и в результате получается почти чистый азот. Еще лучшим источником энергии мог бы быть бор, если бы его нано-частицы можно было получать по разумной стоимости. Удельная теплота сгорания бора (59,4 МДж/кг) почти вдвое больше, чем углерода (32,7 МДж/кг).
В типичном твердом топливе для ракетно-прямоточ-ных двигателей содержится до 50% бора; столь высокое содержание металла обеспечивает получение максимально объемного импульса. К недостаткам бороводородного топлива относятся высокая токсичность и химическая активность, а также легкая воспламеняемость на воздухе.
O ПРЕПАРАТЫ