В соответствии со статистикой отказов четвертое место по их количеству приходится на систему охлаждения двигателя. В то же время следует отметить, что при работе двигателя внутреннего сгорания системе охлаждения необходимо поглотить до трети всей энергии, выделяемой при сгорании топлива. Например, в бензиновом двигателе на эффективную работу затрачивается только около 25% выделившегося тепла, на неполноту сгорания 2—5%, с отработанными газами уносится 40—50%, а оставшиеся 14—20% отводятся охлаждающей жидкостью, маслом и расходуются за счет теплового излучения в окружающее пространство. В результате негерметичности и загрязнения системы охлаждения наблюдается перегрев двигателя, который приводит к резкому росту интенсивности изнашивания всех трущихся поверхностей. Значительный перегрев опасен возможным возникновением задиров поршня и стенок цилиндра и, как следствие, заклиниванием двигателя.
Отложения в системе охлаждения препятствуют нормальному теплообмену, блокируют работу клапанов термостата и механизмов регулировки. При высоких температурах двигатель перестает работать экономично, увеличивается износ его деталей, возрастает вероятность возникновения отказов, снижается динамичность и мощность.
|
|
Для охлаждения двигателя внутреннего сгорания применяются различные охлаждающие жидкости. Когда температура окружающего воздуха стабильно выше 0 °С, возможно применение чистой (дистиллированной) воды. Вода обладает наибольшей охлаждающей способностью, так как имеет наивысшую теплоемкость — 4,19 кДж/(кгК), небольшую кинематическую вязкость — 1 сСт, высокую теплопроводность и теплоту испарения. При этом вода неядовита, пожаробезопасна и относительно дешева.
Однако применение в качестве охлаждающей жидкости обыкновенной или дистиллированной воды при отрицательных температурах окружающего воздуха недопустимо, так как она замерзает со значительным увеличением объема (до 10%), что приводит к разрушению радиатора, головки блока цилиндров или патрубков системы охлаждения. Так как температура закипания воды равна 100 °С, стабильно удерживать режимы эксплуатации двигателя в диапазоне от 0 до 100 °С практически невозможно. Использование воды приводит к возникновению явления кавитации, образованию накипи, загрязнению радиатора и внутренних полостей, что существенно снижает теплоотвод и приводит к нарушению теплового режима работы двигателя.
Механизм разрушения поверхности при кавитации заключается в следующем. Если давление в какой-либо точке жидкости приравнивается к давлению насыщенного пара этой жидкости, то жидкость испаряется, образуя паровой пузырек (рис. 37а).
|
|
Газопаровые пузырьки, образовавшиеся за 0,002 с, имеют размеры до 6 мм в диаметре. Перемещаясь вместе с потоком жидкости, они попадают в зоны высоких давлений (рис. 376, в). Пар конденсируется, газы растворяются за 0,001 с, и в образовавшиеся пустоты с огромным ускорением устремляются частицы жидкости, что сопровождается ударным восстановлением равномерности потока (рис. 37г).
Кавитации подвергаются различные трубопроводы, гильзы цилиндров и другие детали. В результате появляются вибрации, стуки, что приводит к ослаблению крепежных деталей, смятию резьбы, разгерметизации уплот
Рис. 37. Взрывное разрушение пузырьков пара в системе охлаждения двигателя при кавитации
нений и т. д. В связи с этим чистую воду можно использовать только в каких-то чрезвычайных ситуациях.
Автохимической промышленностью выпускаются специальные охлаждающие жидкости — антифризы, или то-солы.
Антифриз — это водный раствор моноэтиленгликоля (этиленгликоля, гликоля) в различных концентрациях, обеспечивающий низкотемпературные свойства охлаждающей жидкости. Этиленгликоль в чистом виде — маслянистая желтоватая жидкость без запаха с температурой кристаллизации -11,5 °С и температурой кипения +197 °С.
Тосол — это торговая марка антифриза, прототипом которой является итальянская охлаждающая жидкость, появившаяся в России после строительства Волжского автомобильного завода. Со временем тосол приобрел нарицательное значение, став фактически синонимом слова антифриз.
Этиленгликоль является сильным пищевым ядом, поэтому после контакта с антифризами необходимо тщательно мыть руки с мылом. Специальных мер защиты кожи и дыхательных путей при работе с антифризом не требуется, но допускать его попадания в организм категорически не следует.
Концентраций гликоли, % объем.Рис. 38. Зависимость температуры замерзания охлаждающей жидкости от содержания моноэтиленгликоля
С водой этиленгликоль образует эвтектический раствор, температура кристаллизации которого меньше, чем любого из составляющих его компонентов (рис. 38). Это свойство используется при получении автомобильных антифризов.
Рис. 39. Процентный состав антифриза:
2,5% — функциональные присадки;
515% — дистиллированная вода;
46% — моноэтиленгликоль
Антифризы выпускают готовыми к применению, а также в виде концентратов. Неразбавленный антифриз не применяется, так как температура его замерзания составляет всего —13°С По мере разбавления водой температура замерзания антифриза понижается и достигает минимума (около —65 °С) при соотношении 2/3 концентрата
и!/з В°ДЫ (рис. 39).
Цвет антифриза не имеет принципиального значе ния. В то же время большинство антифризов с температурой замерзания —40 °С окрашено в синий (бирюзовый) цвет, а с температурой замерзания —65 °С — в красный (розовый) цвет. Флуоресцентные добавки, вводимые в современные антифризы, служат для быстрого и точного определения места течи при освещении двигателя специальными УФ-лампами.
Антифризы высокого качества соответствуют требованиям, представленным в табл. 37.
Таблица 37 Функциональные требования к автомобильным антифризам
Показатель | Требования по ГОСТ 28084-89 |
Плотность, кг/м3, при температуре 20 °С | 1085-1100 |
Температура начала кристаллизации, °С, не выше | -65 |
Щелочность, см3, не менее | |
Вспениваемость: объем пены, см3, не более устойчивость пены, с, не более | 30 3 |
Водородный показатель, рН | 7,5-11,0 |
Коррозионное воздействие на металлы, г/мм2, в сутки, не более медь М1 ГОСТ 859 латунь ГОСТ 2208 припой ПОС 40-2 ГОСТ 21930 алюминий АЛ-9 ГОСТ 48178-80 чугун СЧ18-36 ГОСТ 1412 сталь 10 ГОСТ 1050 | 0,1 0,1 0,2 0,1 0,1 0,1 |
Набухание резины при температуре 100 °С в течение 72 ч, %, не более марка 57-5006, класс ТРП-100-60 марка 57-7011, класс ТРП-160 | 0,5 0,5 |
Массовая доля жидкости, перегоняемой до температуры 150 °С, %, не более |
Антифриз обеспечивает:
|
|
максимальный диапазон рабочих температур двига
теля — от —65 до +135 °С;
смазывание подшипника насоса охлаждающей жид
кости, что продлевает его ресурс;
защиту сальника насоса охлаждающей жидкости и
резинотехнических изделий системы охлаждения двига
теля от высыхания, растрескивания и течей;
отсутствие пенообразования за счет наличия анти
пенных (антикавитационных) добавок;
пассивацию и защиту металлических частей систе
мы охлаждения двигателя от коррозии за счет антифрик
ционных присадок (ингибиторов коррозии);
высокую теплопроводность и защиту от возникно
вения перегретых («горячих») участков в системе охлаж
дения двигателя и образования накипи;
безопасность пластика, резиновых деталей и лако
красочных покрытий;
длительное и надежное функционирование охлаж
дающей жидкости за счет специальных стабилизаторов
(например, на основе карбоксилат-комплекса).
Один из признаков качества антифриза — наличие официального допуска и соответствие одному из зарубежных стандартов. Например, американским стандартам ASTM D3306 и ASTM D4556, бельгийскому BT-PS-606A, английскому BS 6580. Наличие на упаковке допусков BMW, DAF, Volvo, Mercedes-Benz, VW, GM, Ford также указывает на изначально высокое качество антифриза.
Охлаждающую жидкость необходимо заменить новым антифризом в следующих случаях:
при длительном использовании без замены более
рекомендуемого срока (обычно 1—3 года), так как базо
вые присадки и добавки к этому времени утратят свои
свойства;
в случае частого добавления в систему охлаждения
обычной (недистиллированной) воды, что может привес
ти к увеличению накипи и нейтрализации функциональ
ных присадок; в случае приобретения подержанного автомобиля с
пробегом, когда нет уверенности в качестве используе
мой в нем охлаждающей жидкости;
|
|
при приближении холодного времени года, если в
двигателе используется вода.
Приблизительно оценить качество уже используемого или приготовленного к применению антифриза можно простыми способами. При температуре окружающего воздуха около +20 °С следует проверить плотность антифриза с помощью обыкновенного ареометра (плотномера) и по ней определить возможную температуру замерзания. Качественная охлаждающая жидкость должна иметь плотность не менее 1072 кг/м3, что обеспечит ее работоспособность до температуры —40 °С.
Водородный показатель (рН), характеризующий концентрацию свободных ионов водорода в воде, можно оценить по лакмусовой индикаторной бумажке. Окрашивание ее в розовый цвет после попадания капли антифриза указывает на значительное содержание кислоты (рН = 1-5). Такой антифриз опасен для системы охлаждения двигателя вследствие проявления активных коррозионных процессов. Если цвет лакмусовой бумажки не меняется (рН = 6-7), это указывает на пригодность охлаждающей жидкости к применению (возможно, в систему охлаждения залита обыкновенная вода). Зеленый цвет лакмусовой бумажки (рН = 7—9) свидетельствует о достаточно высоком качестве антифриза (рис. 40). Посинение лакмусовой бумажки (синий или фиолетовый цвет) объясняется высоким содержанием щелочи (рН = 10—13), что будет приводить к значительному образованию накипи и возможному перегреву двигателя.
Для длительной и надежной работы системы охлаждения необходимо регулярно проводить ее осмотр и диагностику. Перед началом движения внимательно осмотрите радиатор, двигатель, насос, соединения шлангов системы охлаждения на предмет отсутствия течей и трещин трубопроводов, а также наличия хомутов и их затяжек
Рис. 40. Определение водородного показателя (рН)
охлаждающей жидкости при помощи индикаторной бумаги:
в данном случае рН = 8
Если в местах соединительных хомутов или на радиаторе имеются белесые подтеки, возможно, в этих местах есть незначительные течи. Также следует проверить крышку радиатора (расширительного бачка), так как встроенный в нее расширительный клапан может быть забит накипью или продуктами коррозии и не выполнять функции регулировки давления в системе охлаждения в заданных пределах. Рекомендуется осмотреть внутреннюю полость горловины радиатора на наличие гелеобразных отложений и накипи. Если двигатель перегревается, а давление в патрубках системы охлаждения на работающем двигателе нормально ощущается при сдавливании патрубка рукой, это также указывает на значительное образование накипи на внутренних полостях системы охлаждения. Наличие накипи требует проведения промывки и герметизации всей системы охлаждения специальными моющими и ре-монтно-профилактическими препарами (табл. 38)
Таблица 38
Характеристики некоторых присадок и добавок к охлаждающим жидкостям
Препарат | Фирма-производитель, страна | Назначение |
Промывки системы охлаждения | ||
Промывка системы охлаждения (торговая марка LAVR next) | НПО «Поликом», Россия | Профилактическая промывка системы охлаждения двигателя, начиная с первой замены охлаждающей жидкости |
Промывка радиатора | НПП «Астро-хим», Россия | Промывка системы охлаждения от накипи, ржавчины и жировых отложений |
7 Minute Radiator Flush | Hi-Gear Products Inc., США | Очистка системы охлаждения от накипи, жировых отложений |
Kuhler Reiniger | Liqui Moly GmbH, Германия | Удаление отложений в системе охлаждения и обеспечение нормальной температуры двигателя, его надежности |
Защитные и восстанавливающие добавки | ||
Water Pump Lube & Cooling System Rust Stop | StepUp Brends Inc., США | Защита от коррозии систем охлаждения; смазка и предотвращение скрипов и шумов сальника насоса охлаждающей жидкости; уменьшение пенообразо-вания |
Radiator Rust Stop | Hi-Gear Products Inc., США | Защита системы охлаждения двигателя от накипи и коррозии, смазка насоса охлаждающей жидкости |
Cool Master | Hi-Gear Products, Inc | Восстановление защитных свойств охлаждающей жидкости и продление срока службы до 2-3 лет |
Герметики системы охлаждения | ||
Герметик радиатора (торговая марка LAVR next) | НПО «Поликом», Россия | Устранение течи антифриза из элементов системы охлаждения |
Продолжение табл. 38
Препарат | Фирма-производитель, страна | Назначение |
Остановка течи радиатора (торговая марка Fenom) | НПФ «Лаборатория трибо-технологии», Россия | Остановка и предотвращение течи и коррозии в системе охлаждения двигателя (радиатор, блок цилиндров, отопитель салона и др.) |
Radiator Stop Leak | Hi-Gear Products Inc., США | Устранение течи антифриза или воды в системе охлаждения |
Kuhler Dichter | Liqui Moly GmbH, Германия | Герметизация небольших мест утечки в радиаторе, пористости металла в местах пайки, волосяных трещин |
Присадки и добавки в систему охлаждения бывают моющего, профилактического и ремонтного назначения. Первую группу составляют препараты, предназначенные для очистки (промывки) системы охлаждения двигателя для удаления различных загрязнений. Вторая группа применяется для стабилизации и восстановления свойств охлаждающей жидкости, защиты двигателя от образования накипи, появления коррозии и ржавчины. В третью группу входят добавки, предназначенные для герметизации утечек жидкости из системы охлаждения.
При очистке (промывке) системы охлаждения двигателя препарат-промывку заливают в охлаждающую жидкость, пускают двигатель и оставляют его работать на холостых оборотах с открытой крышкой радиатора и краном отопителя на указаное в инструкции время (3, 5, 7, 15 мин).
Во избежание ожога не открывайте крышку радиатора (расширительного бачка) на горячем двигателе!
После охлаждения двигателя слейте отработавшую охлаждающую жидкость и заправьте новую. Часть антифриза может не войти в радиатор в связи с наличием воздушных пробок в системе охлаждения. Пустите двигатель и оставьте его работать на холостых оборотах с открытой крышкой радиатора 10 мин. Заглушите двигатель и доведите уровень антифриза до нормы.
При обнаружении течи охлаждающей жидкости необходимо применять соответствующие ремонтные препараты (антитечи). Они заливаются в охлаждающую жидкость, и двигатель продолжает эксплуатацию на обычных режимах. Допускается использовать большинство ремонтных препаратов-антитечей со всеми видами антифризов и любыми присадками в систему охлаждения двигателя. Они герметизируют в том числе и повреждения, которые достаточно трудно диагностировать (можно определить лишь падение уровня охлаждающей жидкости) и локализовать. Применение антитечей позволяет быстро устранить возможные внутренние утечки, защищая камеру сгорания от возможного попадания в нее охлаждающей жидкости.
Если жидкость просто выкипает, можно доливать только дистиллированную воду, так как моноэтиленгликоль почти не выкипает.
O ПРЕПАРАТЫ