РЕФЕРАТ
Присадки к реактивным топливам
Студент НГ11-02 _____________В.В. Есиков
Преподаватель ____________Ю.Ф.Кайзер
Красноярск, 2013
Оглавление
Писадки к реактивным топливам 3
Противоводокристализационныеприсадки 3
Антиокислительные присадки 4
Противоизносные присадки 4
Антистатические присадки 6
Список использованной литературы 11
Присадки к реактивным топливам
Для отечественных реактивных топлив допущено ограниченное число присадок: антиокислительная (Агидол-1), противоизносные (ДНК - дистиллированные нефтяные кислоты и Хайтек-580 фирмы "Этил"), антистатическая (Сигбол), противоводокристаллизационные (ПВК) - жидкости И, ТГФ, ТГФ-М. Это объясняется высокими требованиями, предъявляемыми к присадкам, и чрезвычайно дорогостоящими и длительными испытаниями присадок для принятия решения о допуске.
Основные требования, предъявляемые к присадке для реактивных топлив: она должна быть высокоэффективной, т.е. вводиться в малых концентрациях и при этом не ухудшать качество топлива по остальным показателям, сохранять свою эффективность длительное время как в чистом виде, так и в растворе топлива.
|
|
Антистатические и противоводокристаллизационные присадки общего назначения допущены практически для всех топлив, антиокислительные и противоизносные - только для топлив РТ, Т-8В, Т-6, полученных гидрогенизационными процессами, для сохранения высокого уровня эксплуатационных свойств.
Противоводокристаллизационные присадки
Вводятся в топливо для предотвращения образования кристаллов льда и растворения инея (до 0,3% в зависимости от температуры топлива) непосредственно на местах при заправке самолета. В качестве таких присадок широко используют этилцеллозольв (жидкость "И") по ГОСТ 8313-88, тетрагидрофурфуриловый спирт (ТГФ) по ГОСТ 17477-86 и их 50%-ные смеси с метанолом (присадки И-М и ТГФ-М). Их вводят преимущественно в зимнее время, а летом - в тех случаях, когда продолжительность полета самолета превышает 5 ч и топливо успевает охладиться до отрицательных температур.
Присадки такого типа широко применяют за рубежом.
Антиокислительные присадки
(ингибиторы окисления) Вводят только в гидроочищенные топлива, поскольку при гидрогенизационной обработке из топлив удаляются природные антиокислители - гетероатомные соединения. Для повышения химической стабильности гидрогенизационных топлив (РТ, Т-8В, Т-6) антиоксиданты вводят в топлива на местах производства. В России для этих целей применяют присадку Агидол-1 (2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол) по ТУ 385901237-90 в концентрации 0,003-0,004% (мас.доля). В таких концентрациях он полностью предотвращает окисление гидрогенизационных топлив, в том числе при повышенных температурах (до 150-160С).
|
|
Антиокислительные присадки широко применяют за рубежом. В соответствии с сертификатом на топливо допущен к применению большой перечень антиоксидантов, в том числе аналог присадки Агидол-1 - присадка "ионол". По эффективности действия они равнозначны.
Противоизносные присадки
предназначены для восстановления смазочных свойств топлив, подвергнутых гидрогенизационной обработке. Их вводят в топлива на НПЗ вместе с антиокислительной присадкой Агидол-1.
В качестве противоизносных рекомендованы присадки Сигбол (ТУ 38.101741-78) и композиция присадок Сигбол и ПМАМ-2 (полимекрилатного типа, ТУ 601407-69).
Присадка Сигбол по эффективности значительно превосходит присадку ПМАМ-2. Противоизносные свойства присадки Сигбол заметно проявляются уже при ее содержании в топливе, равном 0,0005% (мас.доля).
Однако повышенное содержание [св. 0,0005% (мас.доля)] присадки Сигбол приводит к возрастанию электропроводности (>1000 пСм/м) и влияет на работу топливоизмерительной аппаратуры на борту самолета.
Композиция присадок: 0,008% ПМАМ-2 и 0,0005% Сигбол обеспечивает хорошие противоизносные свойства гидроочищенных топлив при отсутствии электризации, свойственной присадке ПМАМ-2. Реактивное топливо с такой композицией присадок было принято как резервное.
В качестве противоизносной применяется присадка "К" кислотного типа (ГОСТ 13302-77), которая по эффективности противоизносных свойств соответствует присадке Сигбол.
Присадка "К" допущена в реактивные топлива в содержании 0,001-0,004% (мас.доля). При таком содержании кислотность топлив, полученных с использованием гидрогенизационных процессов, не превышает 0,7 мг КОН/100см3, что не влияет отрицательно на другие эксплуатационные свойства топлив. Топливо РТ (ГОСТ 10227-86) с этой присадкой нашло широкое применение как в нашей стране, так и за рубежом.
В последние годы для улучшения противоизносных свойств топлив РТ, Т-6 и Т-8В ввиду временного дефицита противоизносной присадки "К" допущена в качестве альтернативной в содержании 0,003-0,0035% (мас.доля) зарубежная присадка Хайтек-580 фирмы "Этил".
Наличие в топливе присадки "К" косвенно контролируется регламентированным в ГОСТах на топлива нижним пределом кислотности. Так, установленные в ГОСТ 10227-86 на топливо РТ нижние пределы кислотности 0,4 мг КОН/100 см3 и 0,2 мг КОН/100 см3 гарантируют обеспечение требуемых противоизносных свойств топлива в случае применения присадки "К" соответственно в содержании 0,004 и 0,001% (мас.доля).
В отличие от присадки "К" присадка Хайтек-580 имеет меньшее кислотное число, вследствие чего значение кислотности топлива РТ при ее введении находится в пределах точностных характеристик метода определения кислотности по ГОСТ 5985-79.
Для отечественных топлив в случае применения в качестве противоизносной присадки Хайтек-580 нижний предел по кислотности является не браковочным, а противоизностные свойства гарантируются количеством введенной присадки (мас.доля 0,003-0,0035%).