Указание форм отчетности по практике

При прохождении практики студент должен систематически заполнять дневник практики (индивидуальную книжку студента) в соответствии с указанными ниже рекомендациями. При заполнении 2 раздела индивидуальной книжки студента (отметка о прибытии) следует обратить внимание на наличие печати, подтверждающей подпись руководителя от базы практики. В остальных разделах (кроме раздела 8) наличие печати не требуется. В разделе 8 (характеристика) печать обязательна.

В разделе 3 индивидуальной книжки студента описываются общие задания в соответствии с содержанием практики:

- дать краткую характеристику хозяйствующего субъекта;

- рассмотреть формирование финансовых результатов и распределение прибыли хозяйствующего субъекта;

- изучить налогообложение предприятия (учреждения, организации);

- провести анализ финансового состояния хозяйствующего субъекта;

- описать финансовое планирование (бюджетирование) на предприятии (в учреждении, организации) и дать характеристику финансового плана (сметы доходов и расходов);

- разработать и обосновать предложения по теме дипломной работы и в целом по укреплению финансового состояния и улучшению финансово-экономических показателей деятельности хозяйствующего субъекта, совершенствованию управления финансами.

При конкретизации общих заданий в этом же третьем разделе индивидуальной книжки студент отражает специфику заданий для данного предприятия (базы практики). Например, особенности налогообложения или отсутствие прибыли или особенности финансового планирования в бюджетных учреждениях и т.п. В этом же разделе кратко описываются общие, а затем конкретизированные умения и навыки, которые должны формироваться в ходе выполнения заданий в соответствии с разделом 3 данной программы практики «Требования к результатам практики (компетенции, формирующиеся у студентов в процессе прохождения практики)».

В разделе 4 дневника отражаются этапы практики в соответствии с календарным планом работы обучающегося, составленного самим обучающимся.

Дневник преддипломной практики (индивидуальная книжка студента) и отчёт частично дублируют друг друга. Однако в отчёте более подробно раскрывается содержание шести вопросов содержания практики (см. стр.10 «Содержание производственной (преддипломной) практики»), в дневнике же эти вопросы рассматриваются лишь в одном из его разделов (Раздел 5 «Дневник-отчёт работы обучающегося»).

В разделе 6 индивидуальной книжки отражаются плановые, отчётные, нормативные и другие документы предприятия, необходимые для составления отчёта.

Отчёт по преддипломной практике должен быть оформлен в соответствии с программой практики и раскрывать её содержание. Объём отчёта не должен превышать 20-25 машинописных страниц. Отчёт включает титульный лист (оформление титульного листа показано в приложении), содержание, основную часть, приложения (финансовые и бухгалтерские документы). В основной части студент раскрывает содержание изложенных выше шести пунктов отчёта по практике.

В первом вопросе необходимо охарактеризовать предприятие или другой хозяйствующий субъект, где проходит практика. Студент рассматривает виды деятельности, персонал, основные экономические показатели деятельности хозяйствующего субъекта.

Характеристику финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта следует начать с рассмотрения выручки от реализации, как важнейшей финансовой категории, выражающей денежные отношения между поставщиком и покупателем товара. Выручка является одним из главных источников денежных средств и финансовых ресурсов предприятия. Характеризуя выручку, студент должен рассмотреть два основных фактора, влияющих на её величину – объём производства и цену продукции. Затем необходимо дать анализ затрат на производство и реализацию и рассчитать валовую прибыль и прибыль от реализации.

Характеризуя прибыль хозяйствующего субъекта, студент должен отразить в отчёте все её виды и показать механизм формирования валовой прибыли, прибыли от продаж, налогооблагаемой и чистой прибыли. При этом практикант должен рассмотреть прочие доходы и расходы предприятия и привести их расшифровку по видам (например, отразить внереализационные и операционные доходы и расходы).

Затем необходимо осветить вопросы распределения прибыли и показать, какие фонды денежных средств формирует предприятие, и на какие цели расходуются эти фонды. В том случае, если хозяйствующий субъект не создаёт фонды денежных средств, то нужно отразить направления распределения прибыли. При отсутствии у предприятия или другого хозяйствующего субъекта прибыли следует показать механизм формирования убытка и изучить причины его образования.

Для бюджетных учреждений, оказывающих платные услуги, но не имеющих прибыли, в отчёте отражается механизм формирования цен на услуги и затраты на их осуществление. В том случае, если студент проходит практику в бюджетном учреждении, не оказывающем платных услуг, этот пункт отчёта раскрывается теоретически без анализа данных хозяйствующего субъекта. При этом студент должен отразить вопросы формирования и распределения прибыли на примере любой коммерческой организации.

При анализе налогообложения следует рассмотреть основные налоги, уплачиваемые предприятием, их динамику, изменения в соответствии с законодательством и рассчитать налоговую нагрузку по методике Министерства финансов РФ (в дополнение возможен расчёт налоговой нагрузки по другим методикам). Студент должен знать источники уплаты налогов и показать какие налоги уменьшают выручку от реализации при расчёте прибыли, какие включаются в затраты, какие относятся на финансовые результаты деятельности, и какие выплачиваются за счёт налогооблагаемой прибыли. Студент анализирует уплату налогов в динамике с учётом последних изменений в законодательных и инструктивных актах. При прохождении практики в бюджетных учреждениях следует рассматривать все налоги, уплачиваемые бюджетным учреждением, в том числе и налогообложение платных услуг. Студент также должен показать отличия налогообложения в анализируемом бюджетном учреждении и налогообложения в коммерческой организации.

Анализ финансового состояния предприятия (организации, учреждения) следует провести по любой методике, выбранной студентом с представлением результатов анализа в табличной и графической форме. При проведении анализа следует учитывать специфику деятельности хозяйствующего субъекта (отраслевую и организационно-правовую), так как методика анализа финансового состояния деятельности промышленного предприятия несколько отличается от анализа торгового предприятия, а методика финансового анализа деятельности кредитной организации отлична от методики анализа деятельности инвестиционной компании или страховой организации.

Затем необходимо охарактеризовать финансовое планирование (бюджетирование) на предприятии и привести в отчёте содержание годового финансового плана или хотя бы его основных статей или основных финансовых бюджетов, например, бюджета движения доходов и расходов (БДДР), бюджета движения денежных средств (БДДС), бюджета по балансовому листу (ББЛ). Если финансовое планирование на предприятии отсутствует, то студент должен осветить этот вопрос теоретически и составить финансовый план на основе изученных отчётных и плановых материалов и проведённого финансового анализа деятельности предприятия. Кроме того, следует обратить внимание на оперативное финансовое планирование и представить платёжный календарь (в случае его составления на предприятии) или рассмотреть этот вопрос теоретически. Для бюджетных учреждений рассматриваются особенности финансового планирования в данном учреждении и приводится смета учреждения или его финансовый план.

На основе проведённого анализа деятельности хозяйствующего субъекта, изучения его плановых и отчётных документов, студент разрабатывает предложения по улучшению результатов деятельности субъекта, в том числе и по теме дипломной работы, и подкрепляет их расчётами экономической эффективности от их внедрения, а при невозможности оценить эффективность, обосновывает их в тексте отчёта, аргументируя необходимость их внедрения.

Промежуточная аттестация по итогам производственной (преддипломной) практики по направлению 38.03.01 «Экономика» профилю 38.03.01.01а «Финансы и кредит» проводится на основе оформленного в соответствии с требованиями письменного отчета, дневника практики (индивидуальной книжки студента), характеристики руководителя практики от предприятия (организации). Формой промежуточной аттестации является дифференцированный зачет.

Заведующий кафедрой по согласованию с деканатом института определяет дату защиты практики. Обучающийся должен подготовиться к защите отчета. На защите отчета присутствует комиссия, назначаемая заведующим кафедрой. Зачет по преддипломной практике выставляется с учётом правильности заполнения дневника практики (индивидуальной книжки студента), отчёта по практике и его устной защиты, что возможно при условии правильного оформления дневника практики и отчёта по практике, рассмотрения в отчёте всех вопросов, содержащихся в программе практики, а также правильных и полных ответов на вопросы, полученные студентом при защите отчёта по практике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: