В отдельных случаях психогенные факторы могут комбинироваться с соматогенными, взаимно усиливая друг друга

В возникновении психогений существенную роль иг­рает определенная готовность к психическому срыву, раз­вивающаяся у пациента на фоне ослабленного из-за бо­лезни организма, а также специфические особенности не­рвной системы и личностных черт.

Еще в начале 20-х годов швейцарский психиатр Е. Блейлер подчеркивал, что разные формы недисциплиниро­ванного медицинского мышления наблюдаются в ходе обследования больного. А также при распознавании ран­них проявлений болезни, когда больной уже обеспокоен изменениями самочувствия и становится особенно пред­расположенным к вольным, а иногда и ошибочным тол­кованиям своего меняющегося состояния.

Этому способствуют предрассудки, продолжающие бы­товать в сознании многих лиц, предубеждения, с которы­ми пациент идет на прием к врачу, элементы недоверия к возможностям медицины, а иногда и страхи перед пред­стоящей процедурой медицинского освидетельствования, лечением и т.д. Такие пагубные самовлияния больного называют эгогениями. Е.Блейлер широко использовал термин «ятрогенный» для обозначения соответствующих состояний. Несколь­кими годами позже известный немецкий психиатр Бумке в статье «Врач как причина душевных расстройств» при­вел примеры неблагоприятных последствий влияния врача

на психику больного и закрепил за такими психогенны­ми заболеваниями название ятрогении, т.е. нежелатель­ные изменения психики и расстройства психики, порож­денные врачом.

Ятрогении

Неблагоприятное изменение психики, возникающее в результате намеренного внушающего воздействия меди­цинского работника на пациента, способствующее воз­никновению психических травм, неврозов и т.д. — назы­вается ятрогенией.

Ятрогения может возникать, например, вследствие нео­сторожного комментирования медицинским работником особенностей заболевания пациента.

Ятрогении — это психогенные реакции, вызванные неправильным, непродуманным обращением медицинского работника с пациентрм.

В широком смысле ятрогении относятся к психогениям.

Понятие — ятрогения. Его можно охарактеризовать таким образомэто заболевание или осложнение за­болевания, вызванное тяжелыми переживаниями боль­ного вследствие слов и действий врача или медицинской сестры, оказавших на больного отрицательное влияние.

Наиболее часто ятрогения наблюдается у больных с определенными особенностями личности (тревожность, мнительность, склонность к ипохондрическим реакциям), усиленными болезнью. Это показывает, как важно меди­цинскому работнику контролировать свои высказывания при беседе с больным, следить за своими жестами и даже мимикой.

Например. Часто кардиофобия развивается у лиц, склонных к невротическим реакциям, после того, как врач скорой помощи, вызванный при начавшихся у боль­ного неприятных ощущениях в области сердца, предпи­сывает строгий постельный режим. Позиция врача ско­рой помощи в таких случаях вполне оправдана, он стремится не пропустить серьезного сердечно-сосудистого заболевания. Однако больной может фиксировать внима­ние на действиях и словах врача. Вот почему при по­вторных посещениях врача необходим уже строгий диф­ференцированный подход к состоянию больного.

Известно немало случаев, когда в ятрогенных заболе­ваниях различной степени выраженности был повинен средний медицинский персонал. И. Хард и называл такие ятрогении соррогениями.

Ятрогения опасна не только для больного, но и для членов его семьи, поскольку родственники (родители) при этом нередко считают себя виновными в возникновении у их детей (членов семьи) нервно-психических расстройств.

Сама процедура обследования больного не только обес­печивает распознавание болезни, но уже является нача­лом влияния врача на больного, влияния благотворного и целебного или неблагоприятного и пагубного.

Особым вниманием следует окружать больных в дет­ском и престарелом возрасте. Отношение врача к ребенку, к больному зрелого возраста и старому даже при одина­ковой болезни должно быть совершенно различным. Это обусловлено в первую очередь возрастными особенностя­ми их психики. У детей нередко болезнь оказывается след­ствием внушения родителей, в частности, результатом их болезненной обеспокоенности за судьбу ребенка. Сле­дует помнить об особенной впечатлительности детей, о легкости возникновения у них боязливости и страха. Это и способствует тому, что дети легко становятся охвачен­ными страхом. В детской практике недопустимо угро­жать возникновением или ухудшением болезни и тем бо­лее смертью. В связи с этим необходимо, в частности, всеми силами избегать, особенно в коллективе детей и подростков, ошибочно формулируемых и неправильно ис­полняемых приемов и форм санитарного просвещения, которые могут оказать ятрогенный эффект.

Особенности психологии лиц старческого возраста слож­ны и многообразны. Они в большой степени обусловлены социально-психологическими особенностями.

Однако особенности психологии лиц позднего возраста следует постоянно учитывать в медицинской деятельности. К таким особенностям обычно относятся: ухудшение обще­го состояния в связи с процессом инволюции (биологичес­кого старения организма), боязнь одиночества, страх перед возможной беспомощностью и др. Сознание происходящих перемен побуждает одних считать себя тяжелобольными и немощными, других – не обращать внимание на те же недуги. Задача врача при встрече с такими больными — выявить и использовать в интересах больного те сохранные функциональные системы или наиболее сохранные психи­ческие функции, которые могут быть использованы как им самим, так и больным для лучшей адаптации последнего к условиям болезни, для более полного его оздоровления.

Как уже отмечалось, ятрогении представляют собой частный случай психогений (болезней, возникающих вследствие психической травмы). Внутри этой группы болезней наряду с собственно ятрогениями выделяют ятропатии и дидактогении.

Дидактогениями называют все формы отрицательно­го воспитательного влияния, вызванные ошибками вос­питателей и педагогов.

Следует сказать, что ятрогенией в более узком смыс­ле можно называть неблагоприятные изменения психи­ки больного, развивающиеся в результате ошибки меди­цинского работника, в частности, несоответственного, ошибочного использования врачом психологических, сло­весных форм общения с больным.

Возникает эффект повреждающего, ранящего значе­ния слова. Как гласит пословица: «Слово не только ле­чит, но и калечит».

Ятропатии

Ятропатиями называют отрицательные последствия для больного неправильных действий или назначений врача или необоснованного использования инструментально-лабораторных исследований в ущерб здоровью больного.

Важно отметить тесную связь ятропатии и ятрогении. Изменения психики, возникающие ятрогенноу медицинс­кие работники нередко ошибочно квалифицируют то как эпилепсию, астму, гастропатии, то как пограничные фор­мы нервно-психических расстройств, развившихся как будто бы спонтанно. Начало лечения таких «болезней» нередко порождает патологические эффекты. Ошибочный диагноз может порождать ятрогению, а последующее ле­чение заболевания, основанное на ошибочном диагнозе порождает у больного — ятропатию. Позднее, если не исправляется врачебная ошибка, формируется крайне неблагоприятный для больного порочный круг.

Возникает усиливающий пагубный эффект от взаи­модействия «ятрогения—ятропатия».

Необходимо отметить, что появление новых лаборатор­ных методик, аппаратов для функциональной диагностики бесспорно являются достижениями современной медицины. Но злоупотребление этими методами в ущерб врачебному обследованию больного недопустимо. «Наша наука, — как писал немецкий терапевт Штрюмпель, — в результате уве­личения числа диагностических вспомогательных методов стала в руках отдельных врачей скорее лабораторной нау­кой, чем частью практической и прикладной биологии».

«Делает ли неправильно операцию хирург, не учиты­вая всех «за» и «против» оперативного вмешательства, лечит ли врач больного фармацевтическим препаратом, непереносимым данным больным даже в обычной до­зировке, — писал И.С. Четвериков, — во всех этих слу­чаях в ухудшении состояния больного, присоединении но­вого заболевания или смерти фактически повинен врач».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: