Пояснительная записка. Рабочая программа по русскому языку для 11 класс составлена на основе Закона РФ «Об Образовании», федерального компонента государственного стандарта среднего

Рабочая программа по русскому языку для 11 класс составлена на основе Закона РФ «Об Образовании», федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, авторской программы Н.Г. Гольцовой «Русский язык. Программа курса 10-11 классы».- М.: Русское слово, 2012 г. (учебник: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2007г).

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

 

Выбор авторской программы мотивирован тем, что она

v рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;

v соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку;

v построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

v способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

v обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

 

Цели обучения русскому языку:

v воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как духовной ценности, средству общения;

v развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;

v формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;

v применение полученных знаний и умений в речевой практике.

 

Задачи обучения русскому языку в старшей школе определяются с позиций компетентности подхода:

 

v воспитать гражданина и патриота;

v сформировать представления о русском языке как ду­ховной, нравственной и культурной ценности народа с осознанием национального своеобразия русского языка и овладением культурой межнационального общения;

v развивать и совершенствовать способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационные умения и навыки; навыки самоорганизации и саморазвития;

v углубить знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развиваю­щейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различ­ных сферах и ситуациях общения;

v совершенствовать овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать истори­ческий комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и рече­вые нарушения;

v применять полученные знания и умения в собственной речевой практике, в том числе в профессионально-ориентированной сфере общения; совершенствовать нормативное и целе­сообразное использование языка в различных сферах и ситуациях общения.

Затруднения и пути их решения:

  • низкий уровень мотивации учащихся к изучению русского языка;
  • два часа русского языка в неделю мало;
  • материал в учебниках недостаточно четко изложен, мало практических заданий, особенно текстов, способствующих подготовке к ЕГЭ;
  • нарушение принципа текстоцентрического подхода к преподаванию русского языка, что выражается в недостаточном внимании к работе с текстом как важнейшей единицей в обучении русскому языку; на основе текста осуществляется познание грамматических категорий, языковых явлений, формируется система лингвистических понятий;
  • отсутствие системы подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку;
  • отсутствие должного внимания к формированию речевой культуры ученика.

Поэтому учебник Н.Г. Гольцовой и И.В. Шамшина представляет собой удачное соединение системности, научности и практической значимости. При доминирующем в процессе преподавания русского языка в школах изучении орфографии и пунктуации в отрыве от языковой системы как органичного единства, настоящий учебник направляет школьников на изучение системы языка в целом, что позволит освоить орфографию и пунктуацию как часть системы, не отдавая ей главенствующие позиции. Принцип научности можно назвать основным в анализируемом учебнике: в нем представлены все разделы языковой системы в соответствии с теоретическими трудами ведущих языковедов.

Другим несомненным достоинством учебника является его практическая ориентация. Знание языковой системы без практического применения этих знаний не дает ничего, но функциональность полученной научной информации позволяет осваивать систему в действии. Дихотомия «язык - речь» в полной мере реализована в анализируемом учебнике: ученик активизирует информацию о языковом явлении и применяет ее на практике, что отражено уже в названиях параграфов: «Синонимы и их употребление», «Паронимы и их употребление» и т.д. Третьим достоинством учебника является представленность раздела «Культура речи», что особенно важно, так как в наш век интеграции и развития культурных связей особую роль играет процесс межличностной коммуникации. Успешная деятельность социального субъекта на сто процентов зависит от его коммуникативного потенциала, умения правильно оценивать ситуации общения и выбирать адекватные языковые средства. Особенно важна культура речи для молодых людей, чья социально-психологическая адаптация в мире только начинается: насколько успешно подросток будет выстраивать свою коммуникативную деятельность, настолько успешным и комфортным будет его положение в социуме. Этот раздел учебника особенно актуален в свете плачевного состояния речевой культуры общества в целом и подростков в частности.

 

Технологии, используемые в образовательном процессе:

o Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов.

o Технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

o Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

o Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления класса на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.

o Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала

o Информационно-коммуникационные технологии.

o Здоровьесберегающие технологии: использование кабинета русского языка, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН, отсутствие монотонных, неприятных звуков, шумов, раздражителей и т.д., использование различных наглядных средств, средств ТСО, мультимедиа-комплексов, компьютера в соответствии с требованиями САНПиН, активное внедрение оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствие условий в классе для проведения таких форм работы, особенно для дыхательных упражнений, наблюдение за посадкой учащихся; чередование поз в соответствии с видом работы.

o Технология разноуровневого обучения

o Технология обучения как учебного исследования

o Технология обучения в сотрудничестве

o Метод проектов

o Информационные технологии.

o Технологии оценивания достижений учащихся

o Технология "Портфолио" Рейтинговые технологии

o Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

o Технология проведения дискуссий

o Тренинговые технологии

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: