· Ы (И): архитекторы, возрасты, выборы, выговоры, гербы, кители, кремы, лекторы, ректоры, шофёры, инструкторы и т. д.
· А (Я): векселя, вензеля, директора, доктора, профессора, фельдшера, инспектора, катера, купола, округа, отпуска, паспорта и т. д.
· РАВНОПРАВНЫЕ: якори - якоря, ястребы-ястреба
· НЕРАВНОПРАВНЫЕ: (книжный - разговорный) свитеры-свитера, джемперы-джемпера, договоры- договора, слесари - слесаря, бухгалтеры- бухгалтера и т. д.
Родительный падеж множественное число
· С ПОЛНЫМ ОКОНЧАНИЕМ: апельсинов, мандаринов, баклажанов, бананов, помидоров; килограммов, граммов, центнеров, гектаров; носков; таджиков, монголов, чеченцев; доньев, кружевцев, долей, платьев; консервов, яслей, будней, сходней и т. д.
· НУЛЕВОЕ ОКОНЧАНИЕ: ботинок, валенок, сапог, погон, чулок; башкир, грузин, румын, турок; солдат, партизан; басен, блюдец, дел, мест, яблонь, яблок, кочерёг, зеркалец, зеркал; макарон, потёмок, нападок и т. д.
· РАВНОПРАВНЫЕ ВАРИАНТЫ: простыней – простынь, свечей – свеч, граблей – грабель.
|
|
Виды ошибок при употреблении имен прилагательных.
1. Различие между формами, полной и краткой, заключается в характере признака, обозначаемого прилагательным:
· Признак постоянный – полная форма (он злой человек)
· Признак временный – краткая форма (он зол на меня)
Однако есть ситуации, когда возможно использование только одной из этих форм, следовательно, возникают речевые ошибки:
А) Полная форма употребляется вместо краткой (Шляпка гриба была полная воды.- ошибка, необходимо употребить полна (временно).
Б) Краткая форма употребляется вместо полной (В детстве мальчик был очень полон. – ошибка, необходимо употребить полным (-ый).
В ряде случаев лексические значения прилагательного в полной и краткой формах не совпадают.
2. Употребление полной формы прилагательного с зависимым словом – ошибка. (Мой ребёнок способный (главное слово) к математике (зависимое слово). В качестве главного слова НЕ может быть использована полная форма прилагательного. В роли сказуемого управлять зависимыми формами может только краткое прилагательное. (Мой ребёнок способен к математике.)
3. Естествен, естественен – устаревш.
Торжествен, торжественен – устаревш.
Безукоризнен, безукоризненен – устаревш.
4. Степени сравнения прилагательных.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ | ПРЕВОСХОДНАЯ |
ПРОСТАЯ: Суфф. –е, -ее, -ей, -ше (светлее, светлей, легче, подальше, красивей) | ПРОСТАЯ: Суфф. –ейш, -айш; приставка наи- (милейший, наилучший, наистрожайший). |
СОСТАВНАЯ: Более, менее + начальная форма прилагательного (более интересный, менее трудный) | СОСТАВНАЯ: Самый, наиболее, наименее + начальная форма прилагательного; простая сравнительная степень + всех (самый интересный, быстрее всех) |
|
|
ОШИБКИ:
А) неправильное образование форм сравнительной степени:
-ее, -ей против –е
бойчее, бойчей(ошибка) – бойче
звонче, звончей (ошибка)– звонче
ловчее, ловчей (ошибка)– ловчее
Б) смешение простых и составных форм степеней сравнения:
более интереснее(ошибка) – более интересный, интереснее
самый красивейший (ошибка) – самый красивый, красивейший.