Занос на прямом участке

При кажущейся простоте езда на прямых участках нередко вызывает трудные и даже опасные ситуации. Между тем многие водители полагают, что на таких дорогах различные сложности очень редки, вот на поворотах, мол, другое дело. При этом забывается, что на прямых участках мы ездим, как правило, с большими скоростями, привыкаем к ним и не чувствуем их. А когда появится неожиданное препятствие, вынуждены резко тормозить, менять направление движения и, как следствие, бороться с заносом. Да мало ли причин его возникновения! Вы не учли, что выехали на скользкий участок дороги и резко прибавили «газ», или выскочили на большой скорости из-за стены леса, или только что обогнали громоздкий автобус и встретили удар сильного бокового ветра… Не перечислить всех ситуаций, когда автомобиль, движущийся прямо, вдруг становится неуправляемым.

Огромное количество аварий связано с неожиданным заносом. И по крайней мере, в большей части случаев сам водитель виноват в том, что автомобиль вообще попал в боковое скольжение. Хороший водитель не доводит дело до трудных ситуаций, а своим умением старается их не допустить. В этой связи закономерен вопрос: для кого опасен занос – для начинающего или опытного водителя? Ответ здесь не может быть однозначным. Новичок, скорее всего, раньше почувствует скольжение. Чувство страха, самозащиты даже при скорости в 40 км/час заставит его предпринимать какие-то действия. Если они неправильны, неизбежна авария. Опытный водитель может и не обратить внимания на первые признаки заноса, и, как это ни парадоксально, автомобиль пройдет прямо и на скорости, скажем, в 60 км/час. Потому что барьер страха у такого шофера отодвинут. Но именно поэтому он, в отличие от новичков, может легкомысленно отнестись к резкому изменению погодных условий на дороге. И поплатится затем, как говорят злословы, знакомством с пейзажем. Отсюда вывод: даже опытные, хорошие водители не в состоянии тут же приспособиться к внезапно изменившейся обстановке.

Проблема заносов на прямых участках и реакция водителя на возникающую ситуацию представляются мне очень важными. Наверное, все встречали автомобили, которые, вылетев с дороги, оказывались развернутыми полностью или частично к направлению прежнего движения. Почему это произошло? При заносе каждый водитель, защищаясь перед нависшей опасностью, не задумывается над действиями, которые следует выполнить. Если автомобиль забросило и перед его уходит влево, подсознательно поворачиваем руль вправо. Почти сразу же направляется в эту сторону и нос машины. И здесь наступает наиболее щекотливая ситуация. Чтобы правильно выполнить маневр возвращения автомобиля на надлежащую траекторию движения, следует поступить, казалось бы, вопреки логике: раньше, чем он достигнет положения прямо, когда он находится еще в заносе, уже нужно начать поворот руля влево.


Выход из заноса на прямых участках («газ» минимальный, повороты руля навстречу скольжению с уменьшением амплитуды его вращения).

Водитель, желающий выйти из грозящей опасности, обязан неоднократно выполнять действия, которые с первого взгляда кажутся не вполне правильными и логичными. Психологический барьер, наступающий в эти доли секунды, чрезвычайно силен, и не каждый сразу сумеет его преодолеть. Однако при кажущейся нелогичности такие действия вполне обоснованны. Взгляните на рисунок. После того, как перед автомобиля забросило влево и руль повернут вправо, машина начинает выравниваться. Если сразу же не поставить колеса прямо, она успеет уйти вправо. Вы будете вынуждены теперь поворачивать руль влево. Это приведет только к раскачиванию автомобиля, увеличению боковых заносов и к очень скорой аварии.

Подобная нелогичность в действиях водителя проявляется не только во время заносов на прямой. Это касается всех видов скольжения, в том числе и на поворотах, когда нужно удержать автомобиль на желаемой траектории движения. Если приложить немного труда, можно довольно быстро освоить технику вождения с заносом.

Только помните: здесь необходимо действовать рулем и педалью дросселя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: