Три вида управляемых заносов

Колеса автомобиля имеют наибольшее сцепление с дорогой тогда, когда на них не действует ни сила торможения, ни сила тяги. Если на скользком покрытии резко затормозить или нажать педаль акселератора, то сцепление с дорогой колес легко срывается – машина начинает скользить. По назначению я разделяю три вида управляемого скольжения: для наиболее быстрого прохождения поворотов; для выравнивания автомобиля в случае заноса на прямолинейном участке дороги; для управления автомобилем при неожиданных заносах, прежде всего на поворотах.

Теперь представим себе такую картину. Автомобиль входит в поворот. Вызвать боковое скольжение нетрудно – достаточно резко прибавить «газ». Но если сразу же не противодействовать рулем, то задняя часть автомобиля, повинуясь центробежной силе, будет все больше уходить в сторону, как говорят у нас, – багажник догоняет нос машины. Чтобы предотвратить опрокидывание или вылет с полотна дороги, нужно одновременно с началом скольжения повернуть руль в сторону, противоположную повороту, – как бы навстречу скользящей задней части автомобиля, не уменьшая при этом подачи «газа». Тогда уход задней части машины будет практически остановлен, а скорость (не снятый «газ») по-прежнему потащит вас вперед. Искусство управления здесь заключается в синхронных манипуляциях рулем и акселератором, цель которых – провести автомобиль на повороте по самой короткой и экономичной траектории. Такова вкратце техника управляемого скольжения. Она пригодна только для преодоления длинных поворотов.

Вообще, в зависимости от дорожных условий, типа автомобиля можно выделить целую гамму различных управляемых скольжений. Но все они, повторяю, пригодны только в спорте, выполняются только на дорогах, закрытых для общего пользования.

Тренировка заносов

Ее цель – выработать максимальную чувствительность к скольжению.


Схема преодоления поворота с управляемым скольжением. Фаза А – подготовка для создания искусственного заноса («газ» минимальный, энергичный поворот руля влево). Фаза Б – срыв сцепления задних колес (резкое прибавление «газа», поворот руля в сторону заноса). Фаза В – корректирование величины заноса (действия педалью дросселя и рулем навстречу скольжению). Фаза Г – выход из заноса (выравнивание передних колес, прибавление «газа»).

Первые тренировки следует начинать на просторной площадке со скользким покрытием. Какими-либо ограничителями (жестяными банками, например) размечаем проезжую часть поворота. Лучше всего сделать его крутым, близким к прямому углу (см. рис., основные фазы обозначены на нем буквами). Подъезжаем к повороту со скоростью 40 км/час, передача вторая. Чтобы ввести автомобиль в управляемый занос, нам нужно изменить направление равнодействующей (она до момента входа в поворот совпадает с направлением прямого участка дороги). Поэтому поворачиваем руль влево, но, что чрезвычайно важно, раньше уменьшаем «газ» – загружаем передние колеса (A). Автомобиль уже находится на грани потери сцепления. И тут наступает момент, казалось бы, парадоксальный: несмотря на то, что нависла угроза вылететь с дороги (после уменьшения «газа» и поворота руля влево), прибавляем «газ», срываем сцепление задних колес. Хвост автомобиля начинает уходить вправо, к внешнему краю поворота, одновременно создавая тормозное усилие (задние колеса передают крутящий момент двигателя, толкают машину вперед и в скольжении тормозят). Ставим руль в положение прямо и не уменьшаем подачу «газа» (Б). Хвост автомобиля продолжает уходить вправо. В следующей фазе (В) корректируем величину заноса поворотом передних колес навстречу скольжению. Здесь же нужно начать выравнивание колес автомобиля и, действуя педалью дросселя, удерживать автомобиль в нужной величине заноса. В последней фазе (Г) устанавливаем передние колеса прямо.

Очень важным в управляемом заносе является то, что называют работой рулем. Колеса, повернутые в сторону, противоположную повороту, создают сопротивление, которое предотвращает вращение автомобиля.

Теперь назову ошибки, которые могут быть допущены. Фаза A – задняя часть автомобиля не ушла вправо: слишком рано или мало нажата педаль акселератора; слишком малый поворот руля влево; не уменьшили «газ» перед поворотом руля. Фаза Б – задняя часть автомобиля излишне ушла вправо: поздно или сильно нажата педаль акселератора; поздно повернут руль для установки колес прямо. Фаза В – задняя часть автомобиля также слишком ушла вправо: поздно повернут руль вправо; излишне сильно нажата педаль акселератора.

Тренировки нужно продолжать до тех пор, пока поворот в заносе будете преодолевать плавно. Затем повторите все применительно к правому повороту. Важно при этом выработать у себя автоматические действия (занос – руль), полностью исключающие чувство испуга, необходимость в размышлении как поступить. Вначале могут быть трудности. Но это закономерно. Уверен, что в скором времени вы точно будете чувствовать момент начала маневра и выработаете координацию движений.

Затем можно попробовать свои силы в прохождении поворотов затяжных, с хорошей сцепной характеристикой. Здесь нужны более высокие скорости. Словом, призываю к тренировкам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: