Порядок выполнения работы. Задачи лабораторной работы: приготовление студней и исследование их прочности

Задачи лабораторной работы: приготовление студней и исследование их прочности. Для выполнения лабораторной работы группа студентов делится на шесть бригад. Каждая из которых готовить образцы студней на агаре и пектине с сахаром и без него с массовой концентрацией студнеобразователя 1,2; 1,6 и 2% и определяют их прочность. Результаты работы представить в виде таблицы 2.3.

· Агаровый студень. Во взвешенную заранее коническую колбу вносят заданное количество агара для приготовления 100 мл раствора, заливают таким количеством водопроводной воды, чтобы общая масса была 100 г, и оставляют не менее чем на 1 ч, после чего нагревают на водяной бане с обратным холодильником. Нагревание продолжают до полного растворения агара, после чего контролируют массу раствора. Она должна составлять 100г.

· Агаровосахарный студень готовится аналогично агаровому студню. В качестве растворителя используют 70% раствор сахарозы.

· Пектиновый студень. Во взвешенный заранее химический стакан со стеклянной палочкой, объемом 250 мл вносят заданное количество пектина для приготовления 100 мл раствора, 0,25 г цитрата натрия и 10г сахара. Содержимое стакана перемешивают. Постоянно помешивая в него добавляют 90 мл теплой воды. Уваривание ведут до тех пор, пока масса нетто стакана достигнет 100г.

· Пектиновосахарный студень. Готовят аналогично пектиновому студню. В качестве растворителя используют 30 мл воды. После растворения пектина в стакан вносят еще 60г сахара. После растворения сахара уваривать раствор до массы нетто стакана 100г.

Прочность студня определяют на приборе Валента (рис.2.1).

Предварительно на стаканах вместимостью по 100 см3, на которые наносят метки, соответствующие объему 30 см3. Горячие растворы студней наливают в стаканы в химические стаканы до метки.

Стаканы с горячим раствором ставят в горизонтально установленный сосуд с плоским дном, заполненный водой температурой 20 0С. Уровень воды должен быть немного выше уровня раствора в стаканах. Стаканы с раствором выдерживают в сосуде при температуре 20 0С, поддерживая эту температуру добавлением в сосуд холодной или теплой воды. Воду в сосуде постоянно перемешивают.

Затем стаканы с образовавшимся студнем ставят на основание прибора Валента. На поверхность студня осторожно опускают грибообразную насадку. Поверхность, на которую давит насадка, имеет площадь 2 см2. В сосуд, размещенный на площадке, медленно насыпают сухой промытый и прокаленный песок до тех пор, пока насадка, надавливая на студень, не прорвет его. Масса подвижной системы, состоящая из грибовидной насадки, штока, площадки и сосуда для груза, составляет 95,65 г. Насадка должна быть изготовлена из антикоррозионного материала, шаровая поверхность должна быть полированной. Нагрузку следует подавать с одинаковой скоростью, равной 10—12 г/с.

  Рис. 2.1. Прибор Валента: 1—ватерпас, 2— штатив, 3 — сосуд для груза, 4 — площадка для сосуда, 5— шток, 6 — передвижной кронштейн, 7— насадка, 8— стакан для испытуемого студня, 9— основание, 10— регулировочный винт  

Прочность студня выражают в граммах. Для вычисления прочности студня берут массу всей нагрузки (песка, сосуда и стержня с насадкой и площадкой). Из значений результатов проведенных пяти определений для данного студня вычисляется среднее арифметическое значение. Расхождение между параллельными определениями не должно превышать 10 %.

Таблица 2.3. Результаты исследования прочности студней

  Студни из агара Студни из пектина
Без сахара С сахаром Без сахара С сахаром
1,2% 1,6% 2,0% 1,2% 1,6% 2,0% 1,2% 1,6% 2,0% 1,2% 1,6% 2,0%
  В1 В2 В3 В4 В5 В6 В7 В8 В9 В10 В11 В12
Масса студнеобразователя, г                        
Масса цитрата натрия, г                        
Масса сахара, г                        
Масса воды, г                        
Масса подвижной системы, г                        
Масса песка, г                        
Прочность студня, г                        

Контрольные вопросы.

1. Для изготовления каких видов кондитерских изделий используют студнеобразователи?

2. Из каких природных источников можно получить студнеобразователи?

3. Чем отличается химическая структура и внешний вид агара и пектина?

4. В чем состоят технологические особенности приготовления студней на основе агара и пектина? Объясните и обоснуйте их с точки зрения химика.

5. Какой прием можно использовать для выяснения принадлежности порошка к типу агара или пектина?

6. Как действует прибор для определения прочности студней?

7. В каких единицах измеряется прочность студня?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: