Структура и содержание курсовых и выпускных квалификационных работ

 

Работа в общем случае должна содержать:

· текстовый документ (ТД);

· графический материал (необходимость представления графического материала определяется заданием и условиями защиты работы).

ТД должен включать в указанной ниже последовательности:

-титульный лист;

- задание (ТЗ);

- реферат (только для ВКР);

- содержание;

- введение;

- основную часть;

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения.

К графическому материалу следует относить:

- демонстрационные листы (плакаты) – служат для наглядного представления материала работы при ее публичной защите;

- чертежи и схемы в виде законченных конструкторских самостоятельных документов или рисунков, в зависимости от характера работы, могут представляться как на отдельных листах, используемых при публичной защите, так и в составе ТД.

Работа должна быть представлена в бумажном и электроном виде (на диске).

Основными нормативными документами, которые используются при составлении и оформлении научной работы, являются:

ГОСТ 7.12-93 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила.

ГОСТ 2. 105-95 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам.

ГОСТ 7.80-2000 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления.

ГОСТ 7.1-2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

ГОСТ 7.11-2004 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках.

ГОСТ Р 7.0.4-2006 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления.

ГОСТ 7.0.5-2008 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.

Структурными элементами студенческой научной работы являются:

· Титульный лист является первой страницей работы и не нумеруется. На нем приводится информация об организации и подразделении, где выполнена работа; фамилия и инициалы зав. кафедрой с подписью; наименование работы; фамилия, имя, отчество исполнителя работы, его подпись; должность, ученая степень, ученое звание, фамилия, имя, отчество научного руководителя исполнителя и его подпись; место и год защиты ВКР. Образцы оформления титульного листа представлены в Приложениях Б, В, Г, Д.

· Задание на ВКР. Оригинал задания является второй страницей работы (не нумеруется). Оно может не включаться в ТД, если заданная тема полностью и однозначно определяет содержание и объем работы, в этом случае оно подшивается вместе с основным текстом ВКР.

· Реферат – это краткое изложение содержания научного проекта, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора.

Реферат включает следующие аспекты содержания ВКР:

• предмет, тему, цель работы, если они не ясны из темы;

• метод и методологию проведения работы, если они отличаются новизной или представляют интерес с точки зрения данного проекта;

• результаты работы, которые описываются точно и информативно, приводятся основные теоретические и экспериментальные результаты, фактические данные, обнаруженные взаимосвязи и взаимозависимости;

• область применения результатов;

• выводы, которые могут сопровождаться рекомендациями, оценками, предложениями и т.п.

· Текст ВКР. Рекомендуемый объем текста ВКР 60 – 90 страниц.

Структура каждой работы может уточняться студентом совместно с руко­водителем, исходя из интересов студента, степени проработанности данной темы в литературе, наличия информации и т.п.

Таблица 1 – Типовая структура текста и объем КР и ВКР по психологии

№ п/п   Наименование разделов работы Среднее количество страниц
КР ВКР
1. 2.     3. 4.   Введение Основная часть: теоретическая часть эмпирическая часть Заключение Список использованных источников Приложения (не учитываются в объеме работы)      
  Итого:    

Содержание представляет точное оглавление частей текста. В содержании перечисляют заголовки всех структурных частей, разделов, подразделов, пунктов и подпунктов, каждого приложения и указывают номера листов (страниц), на которых они начинаются. Образец оформления содержания представлен в Приложении Е.

Введение представляет модель всего исследования, в котором излагается общая характеристика работы.

Состав Введения:

- актуальность темы;

- проблема исследования;

- цель;

- объект;

- предмет;

- гипотеза исследования;

- задачи;

- методология и методы исследования;

- теоретическая и практическая значимость работы;

- этапы исследования;

- эмпирическая база исследования;

- структура работы.

Актуальность темы представляет краткое обоснование необходимости изучения выбранной темы на современном этапе развития науки и общества. При этом необходимо обосновать противоречие, которое будет разрешаться в ходе исследования. Актуальность исследования, с одной стороны, может определяться не изученностью выбранной темы, с другой стороны, практической значимостью полученных результатов, их востребованностью обществом.

Проблема исследования – это противоречивая ситуация, требующая разрешения. Она формулируется как вопрос, который определяет направление поиска.

Цель – это ожидаемый результат, который мы хотим получить при проведении исследования, поиск ответа на проблемный вопрос. При формулировки цели работы обычно используют глаголы «Изучить...», «Рассмотреть...», «Вы­явить...», «Доказать...», «Определить...», «Дать характеристику...». Примеры: «Цель исследования: выявить…». «Целью данной работы является изучение…». «Цель исследования заключалась в анализе …». «Цель исследования – доказать…».

Объект исследования – это та часть практики или научного знания, в рамках которого ведется исследование. Это фрагмент реальности, который изучается и рассматривается как процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию (психические процессы, свойства личности, психические состояния).

Предмет исследования – это та часть или сторона объекта исследования, которая будет изучаться в данной работе. Часто формулируется идентично цели. Пример: еслиобъектом исследования являются психические процессы, то предметом исследования могут выступать его структура, механизмы, взаимосвязи с другими психическими явлениями. В случае если объектом исследования оказываются психические состояния, то предметом изучения могут быть возрастные особенности их проявления, причины, механизмы возникновения, последствия. Если объектом исследования выступают свойства личности, то предметом могут являться факторы и механизмы развития, связь с други­ми свойствами.

Гипотеза исследования – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, достижения цели по преобразованию предмета. Виды гипотез:

- описательная гипотеза представляет предположительное суждение о том, что должно получиться в результате каких-либо действий. Она не обладает прогностической функцией. При формировке гипотезы используется алгоритм «Если А…., то В….», «А будет возможно, если В…», «А будет изменено, если…». Пример: «если сделать то-то и так-то, то можно ожидать, что получится такой-то результат»;

- объяснительная гипотеза содержит пояснение, почему должен получиться определенный результат, предположение о причинно-следственных связях, которые возможно выявить в экспериментальном плане исследования. Пример формулировки: «если…, то…, так как…».

Задачи исследования формулируются в соответствие с целью исследования и рассматриваются как промежуточные «подцели», ступеньки поиска, позволяющие достичь ожидаемого в исследовании результата. Задачи всегда уже цели по содержанию и их формулировка начинается с глаголов: изучить, выявить, уточнить, разработать, провести и т.д.

Методология исследования представляет обобщение и анализ научных трудов отечественных и зарубежных авторов по теме исследования, с указанием основных теоретиков и практиков по рассматривающих данную проблему.

Методы исследования. В соответствие с конкретно поставленными задачами автором подбираются теоретические (анализ, обобщение, системный и т.д.), эмпирические методы (эксперимент, опрос, наблюдение и т.д.) и методы обработки полученных в исследовании данных (методы количественного и качественного анализа результатов). Во Введении лишь перечисляются основные методы, указывается цель в соответствии с которой они применялись автором, а их основное содержание используемых методик представляется в соответствующей главе работы или в приложении.

Теоретическая и практическая значимость работы. Автор показывает, какое значение для общества и науки имеют результаты, полученные в ходе исследования, какое применение и в какой сфере они могут найти в практике.

Этапы исследования представляют последовательность выполняемого исследования. Могут быть выделены следующие этапы:

подготовительный- проводится анализ литературных источников по рассматриваемой проблеме, формулируется основная идея исследования, определяются его гипотезы, задачи, методы, проводится подбор диагностических методик.

основной этап- проводится теоретическое и эмпирическое исследование, математическая и статистическая обработка полученных результатов.

заключительный этап - выполняется анализ результатов исследования, и формулируются выводы по итогам проведенного исследования.

Эмпирическая база исследования. Включает описание учреждения, условий, в которых проводилось исследование, сведений о количественном составе выборки, ее распределении по полу, возрасту, СП особах и критериях отбора участников исследования.

Структура работы представляет краткое перечисление основных структурных частей ВКР и количества отечественных и иностранных источников, используемых автором.

Пример оформления Введения представлен в Приложении Ж.

Основная часть (условное название) представляет содержательное описание всего исследования и выполняется в строгом соответствие с поставленной автором целью. Основная часть включает главы, последовательно раскрывающие все проведенное исследование, поэтому наиболее часто включает в своей структуре теоретическую часть и эмпирическую часть исследования. Однако в соответствие с целью, задачами и темой исследования, подобранными методами могут быть введены дополнительные главы рекомендательного характера. Каждая глава имеет свое название, которое может начинаться следующим образом: теоретический анализ проблемы… (теоретическое обоснование проблемы…), эмпирическое исследование… (эмпирическое обоснование проблемы…). При написании КР допускается обобщение только теоретического материала, если это позволяет достичь цели исследования и согласовано с научным руководителем. В каждой главе выделяют параграфы, которые раскрывают конкретные идеи, в соответствие с логикой исследования.

Теоретическая глава с одержит обзор научной литературы и выводы. Теоретический анализ вопроса дается с указанием источников. Выводы представляют краткое обобщение результатов теоретического исследования научной литературы.

Эмпирическая глава с одержит следующие структурные элементы:

а) Эмпирическая база и методика исследования включает подробное и полное описание процедуры эмпирического исследования, его организации и методики исследования (цели, задачи эксперимента, особенности испытуемых (их количество, пол, возраст), условия проведения исследования). В данном параграфе необходимо подробно представить описание психодиагностической методики, используемые для получения результатов, которое должно включать:

- название,

- авторов, год издания со сведениями о выходных данных публикации методики в списке использованной литературы;

- информацию о валидности и надежности методики, ее использовании в научно-исследовательских работах;

- текст методики, название шкал, набор стимульного материала, способы обработки первичных данных, ключи включаются в Приложение.

Если эмпирическая часть исследования строиться на основе самостоятельно разработанной методики, то необходимо описать выполненные процедуры проверки валидности и надежности методики, ее психометрической стандартизации.

б) Результаты исследования и их обсуждение - включает описание и анализ полученных данных в соответствии с логикой поставленных задач. Результаты исследования должны быть представлены количественными данными, сведенными в таблицы, графический материал. Обсуждение включает обобщение и оценку результатов исследования, их интерпретацию, оценку достоверности полученных результатов.

в) Выводы в данной главе представляют новые суждения, основанные на обобщении результатов эмпирической части исследования. Они должны быть аргументированы ссылками на конкретные статистически обработанные результаты.

Заключение представляет собой завершающую часть исследования. В нем подводят итоги выполненной работы. Заключение ВКР и КР призвано в сжатой форме суммировать положения работы, дать объяснения полученным результатам и оценить их значение, показать, что цель, поставленная вначале исследования достигнута и гипотеза доказана. Также в этой главе ВКР указывается практическая и научная значимость результатов работы, рекомендации по конкретному их использованию. В заключении КР можно дать краткие обобщения по каждой главе или сформулировать общие наиболее важные выводы.

Список использованных источников содержит сведения о литературных источниках, использованных при выполнении ВКР. Поэтому он включает только те источники, на которые даются ссылки в тексте. Приводится список в конце работы, с соблюдением всех библиографических правил, на русском и иностранных языках. Для ВКР он должен включать не менее 30 источников, расположенных в алфавитном порядке (фамилии авторов или названий работ даются по алфавиту, сначала отечественные источники, а затем зарубежные).

• В Приложения включают материалы, не включенные в основную часть: протоколы исследований, первичные таблицы, статистические выкладки, иллюстрации, графики с результатами, методики, используемые при выполнении КР и ВКР и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: