Четыре причины обретения изначального осознавания

 

Во-первых, знание, полученное через слушание, а также запоминание учений из собраний Трех Корзин – это причина [изначального осознавания] подобного зеркалу. Развитие одинакового отношения ко всем живым существам – это причина изначального осознавания равенства.

Объяснение Учения другим – это причина различающего осознавания, видящего индивидуальное.

Осуществление действий (активности) (bya ba sgrub pa, krtya-sādhana) ради других – это причина действующего изначального осознавания. В «Украшении» говорится:

 

Благодаря заучиванию, благодаря равностному отношению,

Благодаря совершенному объяснению Дхармы другим и

Благодаря собственно осуществлению активности [ради других],

Истинно появляются четыре изначальных осознавания.

 

 

2.2.1.1.2. Четыре причины преобразованных [сознаний]

 

В «Сутре о вхождении в три Тела» (sKu gsum la 'jug pa 'i mdo) говорится:

Трансформированное сознание-основа– это изначальное осознавание, подобное зеркалу. Трансформированный омраченный ум, пребывающий в сознании-основе – это изначальное осознавание равенства.

Трансформированное ментальное сознание – это постигающее индивидуальное (so s or rtogs pa, pratya-veksa) изначальное осознавание. Трансформированные сознания пяти дверей (органов чувств) – это изначальное осознавание, осуществляющее действия.

Все эти изначальные осознавания вместе можно свести в две категории:

2.2.1.1.2.1. Изначальное осознавание, знающее [природу] как есть,

2.2.1.1.2.2. Изначальное осознавание, знающее [всё многообразие] сколько бы ни было.

 

2.2.1.1.2.1. Изначальное осознавание, знающее [природу] как есть

 

Первое – это изначальное осознавание медитативного погружения, знающее не проявляющуюся и окончательную сущность всех дхарм-явлений (chos nyid) как она есть (ji lta ba). [105]Как сказано в «Двух истинах»:[86]

 

Поскольку, когда познающее и познаваемое

Невидимы по своей природе,

Тогда [ничто] не возникает в качестве воспринимаемых характеристик;[87]

И поскольку устойчиво пребываешь

[в медитативном погружении], не поднимайся [из медитации].

 

 

2.2.1.1.2.2. Изначальное осознавание, знающее [всё многообразие] сколько бы ни было

 

Непосредственное восприятие всех без исключения разнообразных вещей – всех, охватываемых тремя временами явлений, как подобных магической иллюзии, – это изначальное осознавание постмедитативного состояния (rjes thob, prsthalabdha), знающее всё сколько бы ни было (jí snyedpa).

Как сказано в «Двух истинах»:

 

[Такое осознавание] за один момент знания

Охватывает весь мир-мандалу познаваемого.

 

Все эти [разные] названия [изначального осознавания] даются только из-за [разницы] способа познания (mkhyen tshuī), тогда как изначальное осознавание Будды не имеет деления на стадии медитации и после медитации.

 

 

Развернутое объяснение данной темы в трактате

 

Объяснения второй темы собственно в трактате включает в себя шесть пунктов:

2.2.2.1. Объяснение Изначального осознавания, подобного зеркалу (те longye shes, ādarsa-jňāna), как Дхармакаи;

2.2.2.2. Объяснение Изначального осознавания равенства (mnyan nyidye shes, samatā-jňāna);

2.2.2.3. Объяснение Изначального осознавания, постигающего индивидуально е (so sor r togs ye shes, pratya-veksa-jňāna);

2.2.2.4. Объяснение двух последних как Самбхогакаи;

2.2.2.5. Объяснение Изначального осознавания осуществления активности (Bуа grub ye shes, krtyānusthāna-jňāna) как Нирманакаи;

2.2.2.6. Объяснение Изначального осознавания Пространства явлений (chos dbymgs ye shes, dahrmadhātu-jňāna) как Свабхавикакаи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: