Цицерон о государстве и законах

Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) - знаменитый римский оратор, юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти вопросы освещены в его работах "О государстве" и "О законах".

Государство (respublica) Цицерон определяет как дело, достояние народа (res populi). При этом он подчеркивает, что "народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов". Тем самым государство в трактовке Цицерона предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно и для древнегреческих концепций, но одновременно также и как согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовое образование, "общий правопорядок". Таким образом, Цицерон стоит у истоков той юридизации понятия государства, которая в последующем имела много приверженцев, вплоть до современных сторонников идеи "правового государства". Основную причину происхождения государства Цицерон видел не столько в слабости людей и их страхе (точка зрения Полибия), сколько в их врожденной потребности жить вместе. Разделяя в этом вопросе позицию Аристотеля, Цицерон отвергал широко распространенные в его время представления о договорном характере возникновения государства. Влияние Аристотеля заметно и в трактовке Цицероном роли семьи как первоначальной ячейки общества, из которой постепенно и естественным путем возникает государство. Он отмечал изначальную связь государства и собственности и разделял положение стоика Панетия о том, что причиной образования государства является охрана собственности. Нарушение неприкосновенности частной и государственной собственности Цицерон характеризует как осквернение и нарушение справедливости и права. Возникновение государства (также и права) не по мнению и произволу людей, а согласно всеобщим требованиям природы, в том числе и согласно велениям человеческой природы, в трактовке Цицерона означает, что по своей природе и сущности они (государство и право) носят божественный характер и основаны на всеобщем разуме и справедливости. Изучение всей природы, отмечал Цицерон, приводит к пониманию того, что "всем этим миром правит разум". Данное положение, сформулированное еще древнегреческим философом Анаксагором, используется Цицероном для обоснования своего понимания "природы" как обусловленного и пронизанного божественной волей всеобщего источника разумных и справедливых установлений и действий людей. Именно благодаря тому, что люди самой природой наделены "семенами" разума и справедливости и, следовательно, им доступно постижение божественных начал, стало возможным само возникновение упорядоченного человеческого общения, добродетелей, государства и права. Разум - высшая и лучшая часть души, "царский империй", обуздывающий все низменные чувства и страсти в человеке (алчность, жажду власти и славы и т. д.), "мятеж души". Поэтому, писал Цицерон, "при господстве мудрости нет места ни для страстей, ни для гнева, ни для необдуманных поступков". В русле традиций древнегреческой мысли Цицерон уделял большое внимание анализу различных форм государственного устройства, возникновению одних форм из других, "круговороту" этих форм, поискам "наилучшей" формы и т. д. В зависимости от числа правящих он различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). "И вот, когда верховная власть находится в руках у одного человека, мы называем этого одного царем, а такое государственное устройство - царской властью. Когда она находится в руках у выборных, то говорят, что эта гражданская община управляется волей оптиматов. Народной же (ведь ее так и называют) является такая община, в которой все находится в руках народа". Все эти простые формы (или виды) государства не совершенны и не наилучшие

Что касается учения о праве, то остановимся на теории естеств права Ц, отметив сначала, что он в ней следует Аристотелю, но в отличие от него различает естественный закон и естественное право.

Естественный з-н - прирожден людям. Люди, как разумные существа, понимают веления естественного закона, согласно кот они стремятся, ех, к общению с др людьми, согласно естественному, "природному", объективному з-у. И преломлением этого з-а в чел общежитии являются нормы естественного права: Jus naturale, нормы естественного права.

Положительные з-ы, з-ы позитивного права, Jus civile, должны соответствовать естест праву. Однако Ц предлагает так же, как и Ар, во избежание возможной анархии в правовой сфере, считать, что естест право служит основой права гр-го, права позитивного, а позитивное право - его возможной конкретизацией в тех или иных исторических условиях. Т.о, Цицерон развивает так же, как и Ар, вслед за Ар, консервативный вариант категории естест права.

Он, конечно, убежден в том, что позитивные з-ы, не соответствующие естеств праву, должны были бы быть вычеркнуты из списка з-в, но в целом, говоря о правовой системе, Ц говорит, что во имя стабильности, о кот он мечтает, нужно исходить из того, что в целом позитивные з-ы, нормы позитивного права соответствуют нормам естественного права. Т.е мирным путем, путем реформ стараться эти з-ы привести в соответствие с требованиями естественного права. Не ломать всю систему, а путем ее реформирования приводить ее в соответствие с требованиями, нормами, принципами естеств права.

Время Цицерона - это время кризиса Римской республики. Уже появился Октавиан, в его лице будущий принцепс - Гай Юлий Цезарь Октавиан Август, Рим станет империей, и мы с этой империей, огромной державой, кот занимала огромную часть тогдашней ойкумены, встретимся уже во времена ее заката, т.е тогда, когда уже на территории Рима появились орды Алариха, появилились варвары. И не далек тот час, когда появятся в Риме и гунны. Это 4-й - первая треть 5в уже после Рож Хр. Уже все Рим пережил - и гонения на христиан, и уже императору Константину в начале 4в приснился его знаменитый сон: "Сим побеждай крестом, а не мечом", после чего Миланским эдиктом было признано христианство в кач-ве официальной религии. Уже прошел и первый Никейский собор, т.е, как говорил один исследователь хр-ва, эти 2 силы, кот др др ненавидели, теперь с этого момента стремились др др полюбить (имеется в виду хр-во и империя). И вот 4-5в, когда римлянам, кот видели появление этих жутких варваров, говорящих на плохой латыни, умеющих только носить оружие, кажется, что пришел вообще конец истории, не только материальной культуры, но и моральной, духовной, и вообще всё, что накоплено античностью, окажется вне истории, потому что она завершается, - вот в это время появился мыслитель, кот (в этом оказалось его историческое предназначение) попытался дать надежду своим современникам на то, что история еще продолжится. Это был Аврелий Августин.




double arrow
Сейчас читают про: