Гражданский кодекс РФ

Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерация* устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками

В Трудовом кодексе РФ (ТК РФ) достаточно широко представлены вопросы охраны труда — в частности, в разделах «Общие положения!*, «Трудовой договор*, «Рабочее время*, «Времяотдыха*. «Оплата и нормирование труда», «Охрана труда». «Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушения трудового законодательства

Основным видом нормативных правовых актов по охране труда является Система стандартов безопасности труда [ССБТ) Рос-стандарта. В рамках этой системы производятся взаимная увязка и систематизация всей существующей нормативной и нормативно-технической документации по безопасности труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасности и производственной санитарии как общефедерального, так и отраслевого значения.

Стандарты ССБТ могут быть государственными, отраслевыми и стандартами предприятий. Отраслевые стандарты (ОСТ) разрабатываются с учетом специфики отрасли, они могут содержать требования более жесткие, чем в соответствующем государственном стандарте

стандарты подсистемы «1» — устанавливают требования по видам опасных и вредных производственных факторов и предельно допустимые значения их параметров: методы контроля нормируемых параметров опасных и вредных производственных факторов:

стандарты подсистемы «2» — устанавливают общие требования безопасности к производственному оборудованию, требования безопасности к отдельным группам производственного оборудования: методы контроля выполнения этих требований;

стандарты подсистемы (3» — устанавливают общие требования безопасности к производственным процессам, к отдельным группам технологических процессов: методы контроля выполнения требовании безопасности;

стандарты подсистемы «4» — устанавливают классификацию средств защиты; методы контроля и оценки средств зашиты, требования безопасности к ним:

стандарты подсистемы «5» — устанавливают требования безопасности к зданиям и сооружениям. Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается путем согласованных действий органов федеральной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединении работодателей, профессиональных союзов и их объединений.

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ пли по его поручению федеральным органом исполнительной власти по труду и другими федеральными орга нами исполнительной власти В соответствии с ТК РФ в каждой организации. осуществляющей производственную деятельность, численностью более 100 человек создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. Б организациях с численностью менее 100 работников решение о создании службы охраны труда пли введении должности специалиста по охране труда. Кроме службы охраны труда в организациях создаются по инициативе работодателя и (или) работников либо их представительного органа комитеты (комиссии) по охране труда. В состав комитетов (комиссий) входят представители работодателя, профсоюза.

Важнейшей функцией системы управления является государственны]! надзор и контроль за соблюдением законодательства в области охраны труда, ведомственный и общественный контроль

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства в области охраны труда во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы Федеральной инспекции труда.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда осуществляют специально уполномоченные органы — федеральные надзоры.

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением законодательства по охране труда в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением законодательства и иных нормативных правовых актов осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры

Надзор и контроль за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности, норм по охране труда в добывающих отраслях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих поддаатением, трубопроводов под давлением, при ведении взрывных работ осуществляются специальным органом, ведаюшим вопросами горного и промышленного надзора в Российской Федерации — Госгоргехнадзором.

Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплопользующих установок, осуществляют органы Государственного энергетического надзора РФ (Госэнергонадзор).

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением организациями санитарно-гигиенических и санитарнопротивоэпидемиологических норм и правил осуществляется специальным органом Минздрансоцразвитпя РФ— Госсанэпидемнадзором.

Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью осуществляет Госатомнадзор.

Правовую основу защиты в ЧС составляют отдельные разделы законов «Об охране окружающей природной среды», «О безопасности». «О чрезвычайных ситуациях», «О пожарной безопасности». Основополагающим законом, регламентирующим организацию работ по профилактике, порядку действии, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, является Федеральный закон «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 21 декабря 1994 г. № 6 -ФЗ,

Основным видом нормативно-технической документации по чрезвычайным ситуациям является система стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (БЧС) — 22 системы ГСС, Она включает в себя 10 групп стандартов.

Государственное управление в ЧС определено Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС, Данная система объединяет органы управления субъектов Российской Федерации, Федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и органы управления ЧС организаций. Она обеспечивает меры предупреждения ЧС. определяет организационный порядок реагирования на их реализацию и порядок действий в ЧС, Система включает соответствующие организации, силы и средства, координирует их действия в целях предупреждения ЧС, защиты населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также при применении возможным противником современных средств поражения

 

Правовые и организационные основы, расследования, учета и анализа несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий, пожаров, катастроф и стихийных бедствий

С введением ТК. РФ. являющегося основным законодательным документом, регулирующим взаимоотношения между работодателем и работниками, в области охраны труда, защиты трудовых прав, разрешения трудовых споров, определена правовая база защиты пострадавших на производстве.

Основным органом государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства является Федеральная инспекция труда, в полномочия которой входят надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования учета несчастных случаев на производстве; анализ состояния и причины производственного травматизма Другими важнейшими органами, осуществляющими защиту работников, являются общероссийские профессиональные союзы. Статьей 227 ТК РФ установлено, что расследованию и учету подлежат несчастные случаи на производстве, происшедшие с работниками и другими лицами, в том числе подлежа щи ми обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, при исполнении ими трудовых обязанностей и работы по заданию организации или работодателя — физического лица.

Статьей 228 ТК РФ регламентируются обязанности работодателя при несчастном случае на производстве. При несчастном случае, происшедшем на производстве, работодатель обязан: немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставить его в учреждение здравоохранения; принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации

При групповом несчастном случае (два человека и более), тяжелом несчастном случае на производстве, несчастном случае со смертельным исходом работодатель в течение суток обязан сообщить: в соответствующую государственную инспекцию труда: в прокуратуру по месту происшествия несчастного случал; в федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности: в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации:в организацию, направившую работника, с которым произошел несчастный случай; и в территориальные объединения организаций профсоюзов; в территориальный орган государственного надзора, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу:■ страховщику по вопросам обязательного социального страхо
вания от несчастных случаев на производстве.

Для расследования несчастного случая на производстве работодатель незамедлительно создает комиссию в составе не менее трех человек (ст. 229 ТК РФ)

В соответствии со ст. 228 ТК РФ при групповом несчастном случае на производстве с числом погибших пять человек и более в состав комиссии включаются также представители Федеральной инспекции труда, федерального органа исполнительной власти. При крупных авариях с числом погибших 15 человек и более расследование проводится комиссией, состав которой утверждается Правительством РФ Расследование обстоятельств и причин несчастного случая, который не является групповым и не относится к категории тяжелых несчастных случаен или несчастных случаев со смертельным исходом, проводится комиссией в течение трех дней.

Расследование группового несчастного случал, тяжелого несчастного случая и несчастного случая со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней. Порядок оформления материалов расследования несчастных случаев на производстве и их учет определен ст, 230 ТК РФ.

Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, регулируется Гражданским кодексом РФ. Возмещение вреда потерпевшему включает:

- выплаты денежных сумм в размере заработка или соответствующей его части в зависимости от степени утраты трудоспособности;

- компенсацию дополнительных расходов;

- выплату единовременного пособия;

- возмещения морального вреда

 

Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение безопасности жизнедеятельности Несчастные случаи, связанные с несоблюдением требовании безопасности, аварии, пожары, катастрофы, стихийные бедствия, загрязнение рабочей зоны и окружающей среды наносят экономический ущерб.

Экономический ущерб связан с потерями и затратами, возникающими в основном за счет:

-гибели, ухудшения состояния здоровья и профессиональных заболеваний людей:

-снижения продуктивности сельскохозяйственных угодий, связанного с загрязнением окружающей среды, затрат на освоение новых земель и ее рекультивацию;

-снижения продуктивности леса и затрат на лесовосстанови-тельные

-более быстрого разрушения и старения основных фондов промышленности, производственного оборудования, зданий и сооружении, жилищного фонда городов и поселков, связанного с ростом скорости коррозии при загрязнении окружающей среды;

-затрат на ликвидацию последствий аварий и стихийных бедствий, восстановление объектов экономики, жилищно-коммунального хозяйства, переселение и реабилитацию населения

Антропогенное воздействие на среду обитания вызывает эколого-экономический ущерб, который связан с потерей природных ресурсов, гибелью природных экосистем, естественных ландшафтов, исчезновением отдельных видов и популяций растительного и животного мира, уменьшением многообразия природного мира. Кроме того, это вызывает и социальные потери из-за нарушения привычного уклада жизни людей, разрушения сложившейся среды обитания человека.

Предприятия неохотно вкладывают свободные средства а мероприятия, направленные на повышение безопасности и экологичности. производства. Поэтому для побуждения предприятий к вложению средств в системы экологической защиты применяются законодательные нормативные акты, а также привлекаются надзорные и контролирующие органы. Например, в области природоохранной деятельности таким механизмом является принцип «загрязнитель платит. В настоящее время плата взимается за выброс в атмосферу загрязняющих веществ передвижными и стационарными источниками; за сброс загрязняющих вешеств в поверхностные и подземные водные объекты; за размещение твердых и жидких отходов. Взимается плата за сверхлимитные выбросы, сбросы, размещение.

Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому веществу с учетом их опасности для окружающей среды, Ставки платеже)! определяют умножением базового норматина на региональные коэффициенты, учитывающие экологическую ситуацию, природно-климатические особенности территории, значимость природных и социально-культурных объектов региона

Мониторинг окружающей среды позволяет оценивать воздействия отраслей экономики на ее состояние. Средства, которые государство выделяет из бюджета на охрану окружающей среды, тут же поглощаются стоимостью того ущерба, который причиняется природной среде хозяйственной деятельностью. Все отрасли экономики оказывают негативное влияние на компоненты окружающей среды.

Снижение загрязнений окружающей среды возможно по следующим направлениям:

технологическое — создание экологически чистой технологии,
внедрение безотходных пли малоотходных производств,

экономическое — развитие и совершенствование экономического механизма охраны окружающей природной среды. Это внедрение более жестких нормативов на вредные выбросы, обязательность платежей всеми хозяйствующими субъектами за выбросы вредных веществ, введение налоговых льгот за выпуск экологически чистой продукции и других экономических мер;

административное и юридическое — повышение ответственности за правонарушения в области охраны природы. прекращение деятельности предприятий, нарушающих природоохранные законы, привлечение виновных к уголовной ответственности;

просветительское — создание системы экологического образования, просвещении, воспитания, прекращение потребительского отношения к природе.

Финансирование мероприятий по улучшению у слови и и охраны труда в соответствии с Федеральным законом «Об основах ох раны груда в Российской Федерации* должно осуществляться в размере не менее 0,1 \% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занятых эксплуатационной деятельностью. — не менее 0,7% суммы эксплуатационных расходов. При этом в организации могут создаваться специальные фонды охраны труда.

Кроме изложенных мер по безопасности труда достигается и значительный эффект социального характера: сокращение численности занятых на работах с вредными и опасными условиями, тяжелым физическим трудом, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, уменьшение инвалидности. укрепление здоровья работников и их потомства.

Носителями социальных опасностей являются люди, образующие определенные социальные группы. Особенность социальных опасностей состоит в том, что они угрожают большому числу людей. Распространение социальных опасностей обусловлено поведенческими особенностями людей отдельных социальных групп. Социальные опасности весьма многочисленны и способны нанести существенный ущерб здоровью людей.

Поскольку социальные опасности порождаются социально-экономическими процессами, протекающими в обществе, следует создать адекватную правовую систему, которая может быть основным условием предупреждения и защиты от социальных опасностей.

Профилактика социальных опасностей заключается в психологических. педагогических и социальных мероприятиях, направленных на восстановление психологического и физиологического равновесия человек

 

 

Выводы

Управление безопасностью жизнедеятельности включает законодательную, нормативную и организационную основу, руководящие и контролирующие органы, которые осуществляют свои функции на различных уровнях.

В обеспечении безопасности участвуют международные организации, государство, граждане и общ организации. На уровне национальной безопасности России система управления включает государственные органы и общ структуры, законные силы и средства, обеспечивающие защиту национальных ресурсов и ценностей, общественные и личные интересы от внутр и внешних угроз

Основные направления – обеспечение охраны окружающей среды, охрана труда, прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий ЧС, имеют правовую основу в виде законов и законодательных актов РФ и других нормативно-правовых документов

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: