Задание 1. В качестве упражнения в артикулированиии гласных звуков прочитайте скороговорки, пословицы и поговорки

I.

1. Около кола — колокола, около ворот — коловорот.

2. Были у нас бары — пустели амбары, сгинули бары — полны амбары.

3. Язык болтает, а голова не знает.

4. Желанному гостю — горячий привет, незваному гостю — хозяина дома нет.

5. Не тот живёт больше, чей век дольше, а тот живёт дольше, чьих дел больше.

6. Соврёшь — не помрёшь, да вперёд не поверят.

7. Как поплыл, так и прослыл.

8. Не за своё дело не берись, а за своим не ленись.

9. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

10. Ученье без уменья — не польза, а беда.

II.

1. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

2. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку — про Ларькину жену.

3. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет, если бы Карл у Клары не крал кораллы, то Клара у Карла не крала б кларнет.

4. Прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке.

5. Рапортовал, рапортовал, да не дорапортовал; дорапортовывал, дорапортовывал, да зарапортовался.

6. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

7. Осип охрип, Архип осип.

8. Сачок зацепился за сучок.

9. У осы не усищи, а усики.

10. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

III.

1. Береги бровь, глаз цел будет.

2. Трус — что плохой пёс: хвост поджал и побежал.

3. От глупого риска до беды близко.

4. Есть-то есть, да не про вашу честь.

5. Дав слово, держись, а не дав — крепись.

6. Держи уши пошире, а рот поуже.

7. Вражда с дураком не умнее дружбы.

8. Не плюй в колодец — пригодится воды напиться.

9. Грамоте учиться — всегда пригодится.

 

Задание 2. Отметьте особенности произношения данных слов: какие фонетические процессы, происходящие в современном русском языке, они отражают.

1. Мятеж, жалеть, певец, цена, жара, седеть.

2. В институте, к Ирине, с Игорем, из Иванова.

3. Бокал, доцент, коктейль, конспект, поэт, программа, рояль, прогресс, фойе, фонетика, Вольтер, Флобер, Золя, Шопен.

 

Задание 3. Произнесите слова в соответствии с нормой, обращая внимание на ударный гласный ([о] или [э]) в словах. Для справок используйте орфоэпические словари русского языка.

Безнадежный, белесый, блеклый, бытие, желчь, истекший, маневр, местоименный, недоуменный, никчемный, обнесший, одновременность, одноименный, опека, острие, отыменный, планер, платежеспособный, поблекший, подсекший, решетчатый.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: