Рус ДЛ в 18в. Расцвет энц л-ры. Новиков

Вошедшие в дет чтен в 17в. повести об Азове, Бове Королевиче, Еруслане Лазаревиче, в 18в. б переделаны в ск-ки и получ шир распростр-е. в уч книгах много стих-ий, адрес детям. «Юности честн зерцало»: правила повед-я и мор-нравств треб-я д/юношей и дев-к. Осн идея книги – судьба мол Ч зависит не от происх-я, а от его собств заслуг – б уже не новой д/того вр. «1-е уч-е отрокам» (Ф Прокопович). По форме изл-я – диалоги с детьми о правилах морали того вр. Гл цель бесед – воспит-е беззаветной пред-ти и покотн-ти царю. «Роб Крузо». «Письмовник» - энц книга нов типа, в кот научн свед-я соотв-ли достиж-ям эпохи. Нач-ся рус ист-ей, затем рус грам-ка, стихи, подл нар песни, анекдоты, свед-я по физике, астрономии, объясн-е непонятн слов. Значит роль – Новиков. Изд-л книги д/людей всех сосл-ий и возрастов. 1-й дет журнал «Дет чтен д/сердца и разума». В кажд № помещ пр-ия разн жанров: повести, рассказы, ск-ки, ист-ии, шутки, пьеся и т.п. В центре вним-я журнала б проблемы гумм-ма, уваж-я к чел дост-ву. Яз б лёгкий, своб от славянизмов, вполне дост детям даже наш вр.

 

Зарожд-е теории и критики ДЛ. Белинский.

1-й, кто чётко определил важн треб-я к дет книге, сформул-л осн принципы ДЛ. Опри-ся на опыт предшеств-ков (Новиков). Б-м даны оценки худ, уч, науч-попул дет книг. В его статьях пост-ны теорет??, связ со спецификой ДЛ, с опред-м круга дет чтен, с ролью л-ры в воспит-ии детей. Треб-е воспитывать гумм-зм в мол покол-ии сред-ми худ и науч-познават л-ры д/детей. Призыв правдиво изобр-ть жизнь, не скрывать её суров п/воречий и соц конфликтов. Тесно связ пед задачи с созд-ем ДЛ. Выст-т п/в реакц теории, утв-й, ч в детях прежде всего необх-мо воспит послуш-е, боролся п/в «молчалинской» морали дет книг. Резко Крит-л лживость и сентим-ть книг реакц дет пис-лей Фёдорова, Бурьянова и др. Счит необх-м ч/з книги знакомить детей с действит-тью, расширяя круг дет чтен пр-ми луч рус и заруб пис-лей (Свифт, Гюго, Скотт, Санд, Крылов, Пушкин, Гоголь и др). В 1-ю очередь – пр-ия УНТ.принципы худ-ти в ДЛ д б не < обязат-ми, чем во взр л-ре. Выдв треб-е обогащать ДЛ науч-познават мат-лом. Подчёрк-л важн знач-е ДЛ д/эстет воспит-я детей. Понимал важн знач-е худ иллюстраций.

 

9. ДЛ ½ 19в. Стих лит ск-ка нач 19в. Жуковский.

Война 1812г. пробудила усил вним-е к ист тематике, к героич личн-м и созн-е необх-ти создать нац ДЛ. Книги воспит любовь к родн стране, ненависть и презр-е к захв-кам-фр-м.?? воспит-я детей, проблемы теории пед-ки, заним-ие Жук-го в теч-е всей его жизни, нашли св отр-е и в его лит Дея-ти. Забот-я о том, ч/бы его переводы знало подр-ее покол-е. Им б создана пед поэма – книга, включ азбуку и арифметику, и напис собств-но худ пр-ия, ставшие св рода классикой в ДЛ. Это «Стих-я, посвящ-е Павлу Вас-чу и Ал-дре Вас-не Жук-ким» - детям поэта. Кажд стих-е в этом небольш цикле облад худ и пед дост-ми. Переводит ск-ки бр Гримм, Перро «Кот в сапогах»; «Ск-ка о царе Берендее», «Спящ царевна», «Война мышей и ляг-к». Своеобр-е: объед-е трад-ий рус фолькл и фолькл др народов. Героям ск-ок прид-ся несвой-ая им утонч-ть, а выразит ср-ва нередко по-книжному сложны и далеки от фолькл-х.

 

АСП и ДЛ. «Руслан и Людмила».

Не пис спец д/детей. Вним-но следил за развитием ДЛ, выск-ет резко «-» отн-е к огранич-ю дет чтен назидат-ми, верноподданническими пр-ми. Воспит знач-е поэзии АСП огромно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: