Любой КИМ содержит инструкцию к выполнению теста, сами задания, варианты правильных ответов для выбора испытуемым, а также пространство, где при проверке будет фиксироваться итог выполнения конкретного задания, теста в целом. Кроме того, КИМ содержит лист правильных ответов, которые скрыты от тестируемых.
Компьютерный вариант КИМ подразумевает наличие всех компонентов, которые реализованы посредством использования информационных технологий и программного обеспечения. В Microsoft Excel это осуществляется через создание специальных таблиц, в которых будут находиться нужные компоненты КИМ. С этой же таблицей будет работать и испытуемый при тестировании.
В частности, для создания простейшего КИМ, направленного на проверку знаний (например, итоговой аттестации по какой-либо дисциплине) необходимо создать в Microsoft Excel таблицу, состоящую из пяти столбцов:
1) Первый столбец содержит номер тестового задания;
2) Второй столбец содержит описание тестового задания, т.е. вопросы, на которые будет отвечать испытуемый;
3) Третий столбец содержит варианты ответов с возможностью выбора одного или нескольких из них;
4) Четвертый столбец содержит правильные ответы на тот или иное задание;
5) Пятый столбец содержит итог выполнения тестового задания испытуемым, выраженного в виде балла или текстового результата «правильно», «неправильно». Кроме того, в этом же столбце помещается итоговый (первичный) балл выполнения всего теста и результат выполнения теста (оценка, уровень). Также здесь могут помещаться рекомендации по итогам выполнения всего теста. С основой для создания КИМ вы можете ознакомиться на рис. 7
Рисунок 7 – Основа для создания КИМ
Технология автоматизации объективного психологического теста, т.е. такого теста, в котором есть правильный вариант ответа на задание (например, теста достижений, способностей, интеллекта), содержащего более одной шкалы, в целом повторяет описанный выше алгоритм, за исключением последних двух пунктов. Так, вместо одного столбца, с правильными ответами, создается несколько столбцов – по количеству шкал теста, подлежащих оценке. А содержание пятого столбца увеличивается соответственно количеству шкал теста, позволяя получать итоговый (первичный) балл по каждой из шкал и результат (оценку, уровень). Автоматизация опросников отличается тем, что правильных и неправильных вариантов ответов на вопросы в них нет, однако есть ключ, в соответствии с которым кодируются шкалы и выводится балл. Основа для создания тестов с несколькими шкалами отражена на рисунке 8.
Рисунок 8 – Основа для создания тестов с несколькими шкалами
Существуют разные технологии для создания КИМ в Microsoft Excel. Один из них основаны на технологии подачи вариантов ответов в виде «выпадающего» списка, другие на технологии создания программируемых кнопок. Далее мы остановимся на каждой из них.