Работа с учебником. Читаем п.3 параграфа 5

Давайте решим историческую задачу.

«Во время археологических раскопок археологами было найдено два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображениями барса, льва, коня, антилопы. В другом захоронении – только медный топор.

Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных?»

(Вывод: в соседской общине выделилась знать).

Тема сегодняшнего урока: Появление неравенства и знати. (Слайд 2).

Почему же изменилась жизнь людей, почему на смену родовой общине пришла соседская, появилось неравенство и выделилась знать? (Слайд 3).

На этот вопрос мы должны найти ответ на сегодняшнем уроке.

III. Повторение

Давайте вспомним, чем занимались люди, жившие в родовой общине около 10 тысяч лет назад. (Земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством, изготовлением глиняной посуды, одежды из ткани).

1. Из какого занятия возникло земледелие?

2. Из какого занятия возникло скотоводство?

3. Назовите главные орудия труда древнейших земледельцев.

4. Как появление земледелия и скотоводства изменило жизнь людей?

Покажите молча, жестами:

Как первобытные земледельцы вскапывали землю?
Как убирали урожай?
Как вырубали деревья?

 

Отвечаем молча, кивком головы, на следующие вопросы:

1. Первым животным, прирученным человеком, была лошадь.

2. Первым животным, прирученным человеком, была собака.

3. Муку получали, растирая зерна на плоских камнях (зернотерках).

4. Ткачество изобрели мужчины.

Расскажите, как древнейшие земледельцы обрабатывали землю?

(Вырубали деревья каменным топором, выжигали кустарники, выкорчевывали пни, рыхлили землю деревянными мотыгами. Затем бросали в землю семена. Когда поспевал урожай, колосья срезали серпом.)

Вывод: обработка земли была делом нелегким и требовала усилий всего рода.

4 слайд. А сейчас вы Самостоятельно прочитаете 1пункт параграфа №5

И ответить на вопросы:

Кто такие ремесленники, и как можно было стать им?

Как люди научились делать металлические ножи шилья и другие предметы?

Что такое ремесло? (Ремесло – это изготовление сосудов, орудий труда, тканей или

других изделий.)

Слайд 5.

Сравните два топора.

В чем преимущество металлических орудий труда перед каменными? (Лезвие медного топора острее каменного, им срубали дерево в три раза быстрее. Кроме того, медный топор тяжелее каменного, поэтому глубже проникает в древесину. Медное лезвие, если оно затупилось или испортилось, можно пустить в переплавку, каменный наконечник топора, если он был поврежден, выбрасывается. Однако медь не вытеснила полностью каменные орудия труда, так как медь мягкий металл и редко встречается в природе).

(Слайд 6).А сейчас послушайте как изобрели плуг. Твердую землю примитивной мотыгой обрабатывать было очень тяжело и долго, тем более женщинам И люди начали искать другие способы обработки земли, они пришли к тому что можно взять бревно, от которого отходили много веток (сучья) и сделать из нее большую мотыгу, Но носить ее одному человеку было невозможным и тогда люди стали использовать быков чтобы те тащили эту тяжелую мотыгу, так и появился плуг

Ребята, подумайте и скажите, что дало человеку изобретение плуга и появление медных орудий труда?

Ученики высказывают свое мнение, затем вывод зачитывается по учебнику. (Благодаря изобретению плуга, использованию животных для рыхления земли, появлению медных орудий отпала необходимость в совместном труде всей общины на полях).

Физминутка

Работа с учебником. Читаем п.3 параграфа 5.

Задание: сравните родовую и соседскую общину.

(Слайд 8).Что значит сравнить? Это значит найти общие черты и различия. Вначале найдем различия

Родовая община Соседская община
Родичи Сообща жили Сообща трудились Общее имущество (орудия труда, скот, урожай). Земля в общей собственности. Равенство. Соседи Жили семьями Трудились семьями Имущество принадлежало отдельной семье (орудия труда, скот, урожай). Семья владеет своим наделом земли. Неравенство.

 

Почему же соседи продолжали жить общинами? Что было общим?

(Слайд 9).Совместные работы (например, выкопать пруд), защита от врагов, в общей собственности лес, пастбище, река.

Мы уже выяснили, что в соседской общине появилось неравенство. Что такое неравенство? Неравенство – это появление богатых и бедных людей.

Хоть в общине кража каралась самым строгим наказанием, но как вам известно племена воевали между собой грабили и отнять у чужого племени урожай либо драгоценность считалось доблестью, и для ведения военных действий избирался вождь, он со своими приближенными защищал свое племя и нападал на другие племена и часть добычи он оставлял себе а часть раздавал соплеменникам и именно благодаря военным походам вождь и его саратники приобретали известность и их прозвали знатными

А знатность передавалоь по наследству получается сыновья этих вождей тоже считались знатными х даже если они были плохими воинами. Вождям выделялось лучшие участки земли и большая часть военной добычи, а захваченных в войне пленников знатные люди делали своими рабами

Внутри племени возникло неравенство одни были богатыми и знатными, а другие бедными

В скорее крупные поселения начали превращаться в города в которых жили знатные люди,или по другому знать.Вожди преобретали власть над всей территорией своего племени и становились царями.

Теперь давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока: Почему же изменилась жизнь людей, почему на смену родовой общине пришла соседская, появилось неравенство и выделилась знать?

Слайд 10).

улучшились орудия труда > стало легче обрабатывать землю > обильнее стали урожаи > появились излишки > на смену родовой общине пришла соседская, появилось неравенство, выделилась знать. (

Давайте подведем итог. Что мы узнали сегодня на уроке? Чему научились?

Сегодня на уроке мы узнали о том, что человек научился обрабатывать металл, придумал плуг. Появление новых орудий труда привело к тому, что каждая семья могла самостоятельно обрабатывать землю. На смену родовой общине приходит соседская. В соседской общине появляется неравенство и выделяется знать (вожди и старейшины).

Мы научились сравнивать родовую и соседскую общину, устанавливать причины исторических событий.

Слайд 11 VI. Домашнее задание

Параграф 5, пересказать, ответить на вопросы, повторить раздел «Жизнь первобытных людей» по вопросам на стр. 27.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: