Теория высших физ. функций Выготского

Высшие психические функции– сложные психические процессы, социальные по своему формированию, которые опосредствованы и благодаря этому произвольны. По представлениям Выготского, психические явления могут быть „натуральными“, детерминированными преимущественно генетическим фактором, и „культурными“, надстроенными над первыми, собственно высшими психическими функциями, которые всецело формируется под влиянием социальных воздействий. Основным признаком высших психических функций является их опосредствованность определенными „психологическими орудиями“, знаками, возникшими в результате длительного общественно-исторического развития человечества, к которым относится, прежде всего, речь.

Л.С. Выготский сформулировал закон превращения минус дефекта в плюс компенсации. “Положительное своеобразие аномального ребенка и создается не тем, что у него выпадают определенные функции, но тем, что это вызывает к жизни новые образования, представляющие реакцию личности на дефект, компенсацию в процессе развития.” Известно, что чем раньше начинаются коррекционная работа, тем быстрее развивается процесс компенсации. При ее начале на ранних этапах развития предупреждается формирование вторичных психологических нарушений. В связи с постепенным развитием компенсации важно проводить коррекционно-воспитательные мероприятия последовательно на всех этапах развития с учетом их специфики.Обратный процесс называется декомпенсацией. Это расстройство деятельности определенной системы или организма в целом вследствие нарушения имеющейся компенсации. При этом резко снижается работоспособность и замедляется развитие. Декомпенсация связана с тем, что аномальные дети очень подвержены неблагоприятным влияниям. При болезни, психических перегрузках и стрессах, в новых необычных условиях деятельности компенсаторные процессы у них могут нарушаться.

Под компенсацией какого-либо дефекта понимают возмещение нарушенных или недоразвитых функций за счет использования сохранных функций или перестройки частично нарушенных функций, т. е. в процессе компенсации утраченных (поврежденных) функций возможно вовлечение в работу структур, которые раньше выполняли другую функцию или участвовали в осуществлении других функций.

Специалисты выделяют два типа компенсации дефекта.

1. Компенсация дефекта происходит на внутрисистемном уровне и осуществляется за счет привлечения сохранных элементов пострадавших структур.

2. Компенсация происходит на межсистемном уровне и осуществляется за счет перестройки систем и включения в работу совершенно других структур.

 

4.понятие отклоняющ.развитие, варианты по Лебединскому

Дизонтогенез – нарушенное развитие. (эндогенные (наследственные), экзогенные (средовые).).

Принципы классификаци нарушений: по времени их возникновения, обратимость, основная причина, вызвавшая отклонение, темповый признак, монофакторные, мультифакторные.

Классификация дизонтогенеза по Лебединскому:

1. Общее психическое недоразвитие - общая стойкая задержка псих развития при наиболее ранних поражениях мозга, что обусл первичность и тотальность недоразвития мозговых систем. Более нарушены ВПФ (особенно интеллект, речь), чем элементарные (непроизвольное восприятие, память, моторика).

2. Задержанное психическое развитие - замедление темпа формирования позн и эмоц сфер с фиксацией на более ранних возрастных этапах. М.б. вызвано генетическими факторами, хроническими заболеваниями, инфекцией, интоксикацией, травмами мозга, психогенными факторами (неблагоприятными условиями воспитания) в период до 3-х летнего возраста (пример - инфантилизм). 3. Поврежденное психическое развитие. Связано с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга и отличается парциальностью расстройств. отмечаются локальные знаки (парезы, параличи, припадки).

4. Дефицитарное психическое развитие. связано с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной), а также рядом инвалидизирующих соматических заболеваний (сердечно-сосудистой системы, например при тяжелых пороках сердца,).

5. Искаженное психическое развитие. Сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие в ряду качественно новых патологических образований, не присущих каждому из входящих в клиническую картину виду нарушенного развития, раннем детском аутизме (РДА, или синдром Л. Каннера) и т. п.

6. Дисгармоническое психическое развитие. По своей структуре оно напоминает искаженное развитие. врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий и отчасти так называемые патологические формирования личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: