РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По литературе
Класс
(2 ч. х 34 нед. = 68 час.)
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов авторы В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008).
Количество часов по учебному плану – 68 часов
Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (ред. От 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 6-е издание, М. Просвещение 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Место курса «Литература» в базисном учебном
(общеобразовательном) плане
В соответствии с учебным планом ЧОУ «Гимназия «Грейс» в 8 классе на изучение литературы отведено 68 часов.
1. Введение к рабочей программе:
Цели:
— формирование и развитие у обучающихся потребности в систематическом, системном, инициативном чтении;
— воспитание в процессе чтения нравственного идеала человека и гражданина;
— создание представлений о русской литературе как едином национальном достоянии.
Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной. Формирование эстетического идеала, развитие художественного вкуса (который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного) содействуют появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.
В круг образовательных задач входят: формирование умений творческого углубленного чтения; читательской самостоятельности; умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа; освоение предлагаемых произведений как искусства слова; формирование речевых умений — умений составить план и пересказать прочитанное, подготовить конспект статьи, прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте; умений воспринимать творчество писателя в контексте национальной культуры, истории и мирового искусства.
Главной целью рабочей программы является формирование способности ориентироваться в информационно-культурном пространстве путем реализации в курсе литературы метапредметных программ: «Развитие УУД», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работы с текстом».
Задачи программы:
· развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, необходимые для успешной социализации и самореализации личности;
· развивать умение смыслового чтения и анализа, основанного на понимании образной природы искусства слова, опирающегося на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
· формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
· способствовать овладению возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
· способствовать овладению важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
· научить использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;
· повысить индивидуальную активность;
· повысить внутреннюю мотивацию к изучению предметов;
· расширить кругозор школьников.
Требования к видам и количеству тетрадей
Предмет | Класс | Количество тетрадей | Порядок ведения и оформления тетрадей по литературе |
Литература | 5-9 класс | Одна тетрадь, 48 листов | Записи в тетрадях ученики обязаны делать с выполнением следующих требований: 1. Все записи следует оформлять аккуратным и разборчивым почерком, пользоваться ручкой синего цвета. Работы, написанные неразборчивым почерком, оцениваются от 0 до 2 баллов. 2. Следует проводить поля с внешней (правой) стороны тетради. 3. Оформлять титульный лист по образцу: Тетрадь для работ по литературе ученика 5 класса ЧОУ «Гимназия «Грейс» Васильева Олега |
По литературе:
в 5-11 классах – одна рабочая тетрадь и тетрадь для написания творческих работ.
1.2. Для выполнения графических работ, составления таблиц, схем по теме, плана к параграфу, текстам, эйдос-конспектам и т.п. работам ученикам необходимы: простой и цветные карандаши (домашний вариант предполагает возможное использование красок: акварель, гуашь…), фломастеры, линейка, резинка.
1.3. Для письма: шариковая ручка с синей и зеленой (для подчеркивания по членам предложения, схем и т.д.) пастами.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета (литература)
Предметные результаты:
— адекватное восприятие художественных произведений в объеме
программы;
— знание изученных текстов;
— овладение специальными приемами анализа содержания литературного произведения исторической тематики (использование исторических материалов, привлечение внимания к историческому словарю, понимание особой роли исторического комментария и др.).
Метапредметные результаты:
— расширение круга приемов составления разных типов плана;
— обогащение способов организации материала пересказов;
— расширение круга справочных материалов, интернет-ресурсов и навыка
работы с ними;
— умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать
доказательные выводы.
Личностные результаты:
— знание наизусть художественных текстов в рамках программы;
— умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить
собственное отношение к прочитанному;
— умение создавать творческие работы исторической тематики.
Осознанно продолжать формирование собственного круга чтения, включая произведения на исторические темы.
Раздел II. Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов |
Русская литература и история | |
Устное народное творчество | |
Из древнерусской литературы | |
Из литературы 18 века | |
Из литературы 19 века | |
Из литературы 20 века | |
Из зарубежной литературы | |
Выявление уровня литературного развития учащихся | |
ИТОГО: |
4. Календарно - тематический план
№ урока | Содержание урока | Кол-во часов | Дата | Примечание |
Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся | Диагностика | |||
Устное народное творчество. Выражение жизни народа в лирических песнях. Лирические песни. «В темном лесе…», «Уж ты ночка, ночка темная…», «Вдоль по улице метелица метёт…». Исторические песни. «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён». Частушка как малый песенный жанр. Её тематика и поэтика. Особенности художественной формы фольклорных произведений | ||||
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве». «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы народных преданий | ||||
Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития | ||||
«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести | ||||
Н. М. Карамзин. Сентиментализм. «Наталья, боярская дочь» | ||||
И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков | ||||
И. А. Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова – журналиста, музыканта, писателя, философа. | ||||
9 - 10 | К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и её связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К. Ф. Рылеева. РР Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 17-18 веков» (на примере 1-2 произведений) | РР | ||
А.С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «К***» (Я помню чудное мгновенье…), «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы | ||||
А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах) | ||||
А.С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора. | ||||
А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. | ||||
Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич | ||||
Семья капитана Миронова. Маша Миронова-нравственный идеал Пушкина | ||||
Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. | ||||
Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении. РР Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | РР | |||
Контрольная работа (тест, викторина) по творчеству А.С.Пушкина. Урок контроля. | Контроль | |||
А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога. | ||||
М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного в 6 – 7 классах) | ||||
М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы | ||||
Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы | ||||
РР Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»: «Анализ эпизода в поэме «Мцыри», «Мцыри как романтический герой», «Природа и человек в поэме «Мцыри». (По выбору учащегося). | РР | |||
Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношения к истории и исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5 – 7 классах) | ||||
Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её первой постановки. «Ревизор» в оценке современников | ||||
Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе | ||||
Хлестаков. Понятие о миражной интриге. Хлестаковщина как нравственное явление. | ||||
РР Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. РР Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» | РР | |||
Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ маленького человека в литературе (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества. Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании. | ||||
И. С. Тургенев. Личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася». История любви как основа сюжета повести. Мастерство пейзажных зарисовок. Образ 27.132героя – повествователя. | ||||
Роль 16 – ой главы в повести И.С. Тургенева «Ася». «Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя | ||||
М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык | ||||
РР Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению | РР | |||
Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина | Контроль | |||
Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа | ||||
Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделённости двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа | ||||
Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приёмы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа | ||||
Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество». (Вн. чтение) | ||||
А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа | ||||
Рассказ А.П. Чехова «Шуточка». Истинное и ложное в человеческих отношениях. Любовь в рассказе. (Для дом. чтения – рассказ А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда» | ||||
И.А Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство Бунина – прозаика | ||||
А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле | ||||
44 – 45 | А.М.Горький. Слово о писателе. Рассказ «Челкаш». «Явление босяка» в творчестве писателя. Герои и их судьбы. Авторское представление о счастье | |||
Урок – диспут «Что значит быть счастливым?» РР Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна, А.М. Горького | Диспут РР | |||
А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и её истории. Обучение выразительному чтению | ||||
Образ Родины в лирическом цикле А.А. Блока «На поле Куликовом». Приёмы создания художественных образов. Обучение выразительному чтению | ||||
С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме | ||||
50 - 51 | Урок – конференция. Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина. РР Подготовка к домашнему сочинению | РР | ||
М.А Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне». | ||||
И.С. Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. (Для дом. чтения – «Лето Господне» И.С. Шмелёва) | ||||
Контрольная работа по творчеству А.М. Горького, А.А. Блока, С.А. Есенина, М.А. Осоргина, И. С. Шмелёва | Контроль | |||
Журнал «Сатирикон». Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности. Теффи (Н.А. Лохвицкая). «Жизнь и воротник. М.М. Зощенко. «История болезни» | ||||
А.Т Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками | ||||
Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина. Правда о войне в поэме Твардовского. Обучение устному рассказу | ||||
Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А.Т. Твардовского в поэме | ||||
А.П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа | ||||
РР Урок – концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве Е. Винокурова («Москвичи»), М. Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату…»), Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»), А. Фатьянова «Соловьи»), Л. Ошанина («Дороги») и др. (См. стихи О. Берггольц, Ю. Друниной, К. Симонова, А.Суркова, С. Гудзенко, В. Высоцкого | ||||
В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе | ||||
РР Классное сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей 20-го века» | РР | |||
Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды | ||||
У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта». Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии | ||||
Ж.- Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии | ||||
Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества | ||||
Вальтер Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман | ||||
Урок-зачет. Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето | Контроль |