Требования к видам и количеству тетрадей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По литературе

Класс

(2 ч. х 34 нед. = 68 час.)

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов авторы В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008).

 

Количество часов по учебному плану – 68 часов

 

Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (ред. От 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

Учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 6-е издание, М. Просвещение 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

 

Место курса «Литература» в базисном учебном

(общеобразовательном) плане

В соответствии с учебным планом ЧОУ «Гимназия «Грейс» в 8 классе на изучение литературы отведено 68 часов.

1. Введение к рабочей программе:

Цели:

— формирование и развитие у обучающихся потребности в систематическом, системном, инициативном чтении;

— воспитание в процессе чтения нравственного идеала че­ловека и гражданина;

— создание представлений о русской литературе как еди­ном национальном достоянии.

Задачи изучения литературы представлены двумя кате­гориями: воспитательной и образовательной. Формирова­ние эстетического идеала, развитие художественного вкуса (который, в свою очередь, служит верному и глубокому пос­тижению прочитанного) содействуют появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердеч­ности и сострадания как важнейших качеств развитой лич­ности.

В круг образовательных задач входят: формирование уме­ний творческого углубленного чтения; читательской само­стоятельности; умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа; освоение предлагаемых произведений как искусства слова; формирование речевых умений — умений составить план и пересказать прочитанное, подготовить конспект статьи, прокомментировать прочитан­ное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте; умений воспринимать творчество писателя в контексте нацио­нальной культуры, истории и мирового искусства.

 

Главной целью рабочей программы является формирование способности ориентироваться в информационно-культурном пространстве путем реализации в курсе литературы метапредметных программ: «Развитие УУД», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работы с текстом».

 

Задачи программы:

· развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, необходимые для успешной социализации и самореализации личности;

· развивать умение смыслового чтения и анализа, основанного на понимании образной природы искусства слова, опирающегося на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

· формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

· способствовать овладению возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

· способствовать овладению важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

· научить использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;

· повысить индивидуальную активность;

· повысить внутреннюю мотивацию к изучению предметов;

· расширить кругозор школьников.

 

Требования к видам и количеству тетрадей

Предмет Класс Количество тетрадей Порядок ведения и оформления тетрадей по литературе
Литература 5-9 класс Одна тетрадь, 48 листов Записи в тетрадях ученики обязаны делать с выполнением следующих требований: 1. Все записи следует оформлять аккуратным и разборчивым почерком, пользоваться ручкой синего цвета. Работы, написанные неразборчивым почерком, оцениваются от 0 до 2 баллов. 2. Следует проводить поля с внешней (правой) стороны тетради. 3. Оформлять титульный лист по образцу: Тетрадь для работ по литературе ученика 5 класса ЧОУ «Гимназия «Грейс» Васильева Олега  

 

По литературе:

в 5-11 классах – одна рабочая тетрадь и тетрадь для написания творческих работ.

1.2. Для выполнения графических работ, составления таблиц, схем по теме, плана к параграфу, текстам, эйдос-конспектам и т.п. работам ученикам необходимы: простой и цветные карандаши (домашний вариант предполагает возможное использование красок: акварель, гуашь…), фломастеры, линейка, резинка.

1.3. Для письма: шариковая ручка с синей и зеленой (для подчеркивания по членам предложения, схем и т.д.) пастами.

 

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета (литература)

Предметные результаты:

— адекватное восприятие художественных произведений в объеме

программы;

— знание изученных текстов;

— овладение специальными приемами анализа содержания литературного произведения исторической тематики (использование исторических материалов, привлечение внимания к историческому словарю, понимание особой роли исторического комментария и др.).

Метапредметные результаты:

— расширение круга приемов составления разных типов плана;

— обогащение способов организации материала пересказов;

— расширение круга справочных материалов, интернет-ресурсов и навыка

работы с ними;

— умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать

доказательные выводы.

Личностные результаты:

— знание наизусть художественных текстов в рамках программы;

— умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить

собственное отношение к прочитанному;

— умение создавать творческие работы исторической тематики.

Осознанно продолжать формирование собственного круга чтения, включая произведения на исторические темы.

Раздел II. Учебно-тематический план

Содержание Кол-во часов
Русская литература и история  
Устное народное творчество  
Из древнерусской литературы  
Из литературы 18 века  
Из литературы 19 века  
Из литературы 20 века  
Из зарубежной литературы  
Выявление уровня литературного развития учащихся  
ИТОГО:  

4. Календарно - тематический план

№ урока Содержание урока Кол-во часов Дата Примечание
  Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся     Диагностика
  Устное народное творчество. Выражение жизни народа в лирических песнях. Лирические песни. «В темном лесе…», «Уж ты ночка, ночка темная…», «Вдоль по улице метелица метёт…». Исторические песни. «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён». Частушка как малый песенный жанр. Её тематика и поэтика. Особенности художественной формы фольклорных произведений      
  Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве». «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы народных преданий      
  Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития      
  «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести      
  Н. М. Карамзин. Сентиментализм. «Наталья, боярская дочь»      
  И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков      
  И. А. Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова – журналиста, музыканта, писателя, философа.      
9 - 10 К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и её связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К. Ф. Рылеева. РР Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 17-18 веков» (на примере 1-2 произведений)     РР
  А.С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «К***» (Я помню чудное мгновенье…), «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы      
  А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах)          
  А.С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора.      
  А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.      
  Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич      
  Семья капитана Миронова. Маша Миронова-нравственный идеал Пушкина      
  Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.      
  Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении. РР Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»     РР
  Контрольная работа (тест, викторина) по творчеству А.С.Пушкина. Урок контроля.     Контроль
  А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога.      
  М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного в 6 – 7 классах)      
  М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы      
  Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы      
  РР Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»: «Анализ эпизода в поэме «Мцыри», «Мцыри как романтический герой», «Природа и человек в поэме «Мцыри». (По выбору учащегося).     РР
  Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношения к истории и исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5 – 7 классах)      
  Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её первой постановки. «Ревизор» в оценке современников      
  Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе      
  Хлестаков. Понятие о миражной интриге. Хлестаковщина как нравственное явление.      
  РР Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. РР Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»     РР
  Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ маленького человека в литературе (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества. Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.      
  И. С. Тургенев. Личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася». История любви как основа сюжета повести. Мастерство пейзажных зарисовок. Образ 27.132героя – повествователя.      
  Роль 16 – ой главы в повести И.С. Тургенева «Ася». «Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя      
  М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык      
  РР Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению     РР
  Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина     Контроль
  Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа      
  Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделённости двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа      
  Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приёмы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа      
  Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество». (Вн. чтение)      
  А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа      
  Рассказ А.П. Чехова «Шуточка». Истинное и ложное в человеческих отношениях. Любовь в рассказе. (Для дом. чтения – рассказ А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда»      
  И.А Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство Бунина – прозаика      
  А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле      
44 – 45     А.М.Горький. Слово о писателе. Рассказ «Челкаш». «Явление босяка» в творчестве писателя. Герои и их судьбы. Авторское представление о счастье      
  Урок – диспут «Что значит быть счастливым?» РР Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна, А.М. Горького     Диспут РР  
  А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и её истории. Обучение выразительному чтению      
  Образ Родины в лирическом цикле А.А. Блока «На поле Куликовом». Приёмы создания художественных образов. Обучение выразительному чтению      
  С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме      
50 - 51 Урок – конференция. Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина. РР Подготовка к домашнему сочинению     РР
  М.А Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».      
  И.С. Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. (Для дом. чтения – «Лето Господне» И.С. Шмелёва)      
  Контрольная работа по творчеству А.М. Горького, А.А. Блока, С.А. Есенина, М.А. Осоргина, И. С. Шмелёва     Контроль
  Журнал «Сатирикон». Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности. Теффи (Н.А. Лохвицкая). «Жизнь и воротник. М.М. Зощенко. «История болезни»      
  А.Т Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками      
  Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина. Правда о войне в поэме Твардовского. Обучение устному рассказу      
  Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А.Т. Твардовского в поэме      
  А.П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа      
  РР Урок – концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве Е. Винокурова («Москвичи»), М. Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату…»), Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»), А. Фатьянова «Соловьи»), Л. Ошанина («Дороги») и др. (См. стихи О. Берггольц, Ю. Друниной, К. Симонова, А.Суркова, С. Гудзенко, В. Высоцкого      
  В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе      
  РР Классное сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей 20-го века»     РР
  Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды      
  У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта». Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии      
  Ж.- Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии      
  Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества      
  Вальтер Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман      
  Урок-зачет. Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето     Контроль

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: