Экономическое обоснование предложенных мероприятий по совершенствованию системы социального партнерства в целях повышения конкурентоспособности ЗАО «Черноголовка»

 

Произведем расчет эффективности предлагаемого мероприятия «Организация взаимодействия на предприятии» согласно исходным данным (Таблица 3.1.):

 

Таблица 3.1.

Расчет эффективности предлагаемого мероприятия

№№ п/п Показатели Значение
  Охват работников мероприятия, чел.  
  Сокращение потерь рабочего времени у каждого работника в смену, мин.  
  Эффективный фонд рабочего времени, дни  
  Годовой фонд времени одного работника, ч.  
  Среднегодовой фонд з/п одного работника, руб.  
  Единовременные затраты, связанные с обучением персонала, руб.  

 

1) Определим экономию времени:

 

Эвр.= 20 *180 * 255/60, (3.1.)

где 20 – охват работников мероприятия, чел.;

180 – сокращение потерь рабочего времени у каждого работника в смену, мин.;

255– эффективный фонд рабочего времени, дни.

Эвр.= 15300(чел.-ч.)

 

2) Определим экономию численности:

 

Эч = Э вр/(Фвр*Тсм), (3.2.)

где Эвр – см. расчет;

Фвр – годовой фонд времени, дн.;

Тсм – 8 ч.

Эч = 15300/(255*8) = 8,5 чел.

 

3) Определим рост производительности труда:

а) для работников, охваченных мероприятием

 

Птр = Эч*100/(Чср-Эч), (3.3.)

где Эч – см. расчет;

Чср – численность работников, охваченных мероприятием, чел.

Птр = 8,5*100/(20-8,5) = 73,91%

 

5) Вычислим экономию по заработной плате:

 

Эзп = Эч*Фзп, (3.4.)

где Эч – см. расчет;

Фзп – среднегодовой фонд заработной платы одного работника, руб.

Эзп = 8,5*28920 = 245820 руб.

6) Определим экономию по отчислениям на социальные нужды:

 

Эсоц = Эзп*0,362 = 245820*0,362 = 88986,84 руб. (3.5.)

 

7) Определим экономию от снижения себестоимости:

 

Эс/с = Эзп + Эсоц = 245820+ 88986,84 =334806,84руб. (3.6.)

 

Для повышения производительности труда на предприятии и экономической заинтересованности работников предприятия в результатах своей деятельности, а также для привлечение на предприятие специалистов и рабочих более молодого возраста с целью создания будущих резервов предприятие предлагается ввести стимулирующий момент - за 1% увеличения среднемесячного объема реализации продукции выплачивать работникам доплаты в размере 160 руб. Произведем расчет эффективности предлагаемого мероприятия «Делегирование полномочий» согласно исходным данным (Таблица 3.2.):

 

Таблица 3.2.

Расчет эффективности предлагаемого мероприятия

№ п/п Показатели Значение
  Охват работников всего предприятия, чел.  
  Рост выработки за счет внедренного мероприятия за год, %  
  Объем реализованной продукции до внедрения мероприятия  
  Производственные затраты и затраты на реализацию продукции - Зпр  
  Затраты, связанные с внедрением мероприятия - Зв  

 

1) Рассчитаем прирост объема реализованной продукции

 

∆Q = Q* 0,12 (3.7.)

 

где Q-объем реализованной продукции до внедрения;

0,12- прирост производительности труда

∆Q =321354 руб.

2) Определим годовую эффективность мероприятия; Э

 

Эг = ∆Q - (Зпрв), (3.8.)

 

Где Q-объем реализованной продукции до внедрения мероприятия;

∆Q-прирост объема реализованной продукции после внедрения;

Зпр и Зв - затраты общие

Эг = 321354 - (218431 + 38400) = 64523 руб.

Основные рассчитанные показатели экономической эффективности мероприятий представлены в Таблице 3.3.

 

Таблица 3.3.

Проект выполнения плана по совершенствованию системы социального партнерства в целях повышения конкурентоспособности ЗАО «Черноголовка»

Показатели   2009 (до внедрения)   Проект 2011 (после внедрения) Отклонение
Затраты на внедрения разработанных мероприятий по совершенствованию системы социального партнерства   -   1203,6   +1203,6
Среднесписочная численность всего, чел. в т.ч. рабочих       +1 -
Фонд заработной платы тыс, руб., в т.ч. рабочих 4080,0   3480,0 5271,6   4512,0 1191,6 032,0
Оказание услуг, тыс. руб. 105896,0 111577,3 5681,3
Прибыль, тыс. руб. 24000,0 26479,1 +2479,1
Годовой экономический эффект - - 1275,5

 

Произведенные расчеты показали, что при внедрении предлагаемых мероприятий по совершенствованию системы социального партнерства в целях повышения конкурентоспособности ЗАО «Черноголовка» среднесписочная численность увеличится на 1 человек, фонд заработной платы увеличится на 1 191,6 тыс. руб., в связи с улучшением принятия управленческих решений выручка увеличится на 2 479,3 тыс. руб., в результате прибыль возрастет на 2 479 тыс. руб., годовой экономический эффект от внедрения мероприятия по совершенствованию системы социального партнерства составит 1 275,5 тыс. руб.

Таким образом, предложенные мероприятия по совершенствованию системы социального партнерства являются целесообразными и могут быть внедрены в деятельность предприятия в целях повышения конкурентоспособности ЗАО «Черноголовка».

Заключение

Подводя итоги выпускной квалификационной работы, можно сделать следующие выводы:

1. В последнее время проблематика социального партнерства привлекает внимание не только исследователей различной дисциплинарной и профессиональной ориентации: философов, социологов, экономистов, политологов. Изучение накопленного научного задела в анализируемой предметной области свидетельствует о значительном многообразии интерпретаций социального партнерства, обусловленного как разницей в дисциплинарных подходах, с позиций которых он рассматривается, так и глубиной научного анализа самого феномена.

2. Из приведенного в работе анализа определений правомерно использовать два основных подхода к интерпретации категории «социальное партнерство». Первый подход рассматривает социальное партнерство преимущественно в трудовой сфере, а именно как отношения между работодателями, наемными рабочими и профсоюзами. Сторонники второго подхода указывают на то, что на современном этапе социальное партнерство приобретает новые черты, за ним начинает закрепляться новая экономическая роль. Речь идет о конструктивном взаимовыгодном сотрудничестве между тремя секторами общества – государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями с целью решения проблем социальной сферы в интересах всего населения или его отдельных групп, проживающих на данной территории, такое партнерство также определяют, как межсекторное.

3. Система социального партнерства включает в себя следующие элементы: субъекты, объекты, уровни, формы и механизмы реализации. Основной формой реализации социального партнерства являются предусмотренные действующим законодательством трехстороннее соглашение, заключенное сторонами, а также решения, обращения, рекомендации и другие документы трехсторонней комиссии.

Наиболее значимую роль в регулировании трудовых отношений принадлежит региональным соглашениям и коллективным договорам, заключаемым на уровне предприятий (организаций). Региональные соглашения заключаются на уровне территорий и устанавливают приоритеты решения социально-экономических проблем, в том числе и с учётом территориальных возможностей.

4. Политико-правовое обеспечение социального партнерства РФ основывается на международных нормах (Конвенции и Рекомендации Международной Организации Труда); Законах РФ, Указах Президента РФ, решениях органов Исполнительной власти РФ.

5. Объектом выпускной квалификационной работы выступает Закрытое акционерное общество «Черноголовка». Дана социально-экономическая характеристика этого предприятия, раскрыты основные направления его деятельности, проанализирована организационная структура управления. Компания входит в состав группы предприятий «ОСТ», является одним из ведущих российских производителей натуральных безалкогольных напитков, минеральной и питьевой воды, а также слабоалкогольных коктейлей.

6. В работе проведен анализ системы социального партнерства и конкурентоспособности ЗАО «Черноголовка». Компания «Черноголовка» является ответственным корпоративным членом общества и добросовестным участником рыночных отношений.

Система оплаты труда, формы материального поощрения, размеры окладов, а также нормы труда, разработаны в соответствии с Трудовым кодексом РФ (ТК РФ) и строится на основе Рекомендаций о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников. Особенностью системы оплаты труда работников Компании, является направленность на рост производительности труда и повышение надежности оборудования, обеспечение безаварийной работы.

В Компании действует коллективный договор, регулирующий социально – трудовые отношения работников. Основная цель заключения коллективного договора – повышение эффективности работы Компании, усиление социальной ответственности сторон за результаты производственно – экономической деятельности, обеспечение роста благосостояния и уровня социальной защиты работников.

Взаимодействие ЗАО «Черноголовка» с областным профсоюзом направлено на обеспечение согласования интересов работников и работодателей в вопросах регулирования трудовых отношений. Доля работников ЗАО «Черноголовка», представленных профсоюзной организацией, составляет 73%.

7. Анализ конкурентоспособности ЗАО «Черноголовка» выполнен на основе управленческого SWOT-анализа деятельности фирмы: выявлены сильные и слабые стороны в работе предприятия, отмечены угрозы, резервы и новые возможности.

8. Основываясь на выявленных в аналитической части работы особенностях социального партнерства сформулирован перечень проектных мероприятий по совершенствованию системы социального партнерства в ЗАО «Черноголовка» по направлениям:

1) Делегирование полномочий. Делегирование полномочий создает предпосылки для выработки и принятия более обоснованных управленческих решений и более эффективной их реализации, а так же позволяет расширить диапазон управления руководителя, освободить его от решения второстепенных вопросов, выполнения рутинных операций и сосредоточиться на решении основных, перспективных задач и принципиальных вопросов, которые никем иным, кроме него, решены быть не могут. Делегирование полномочий способствует также повышению ответственности и руководителя, и исполнителя.

2) Рационализация проведения совещаний, деловых бесед и других трудовых операций. Одним из важнейших способов практического вовлечения сотрудников в процесс управления является использование коллективных форм принятия решений. Кроме того, привлечение к участию в управлении сотрудников способствует реализации одного из важнейших принципов управления – принципа коллегиальности.

3) Организация взаимодействия на предприятии. Важнейшим условием успешности взаимодействия выступает его организация, включающая: определение форм взаимодействия и взаимодействующих подразделений; разработку мероприятий по согласованию работы подразделений по месту, времени и цели; порядок обмена взаимной информацией, в том числе и в автоматизированном режиме, между подразделениями и отдельными работниками; контроль за состоянием взаимодействия подразделений; подведение итогов деятельности взаимодействующих подразделений и работников по выполнению поставленных перед ними задач.

9. Произведен расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий. Выполненное экономическое обоснование эффективности предложенных основных направлений по совершенствованию системы социального партнерства подтверждает ее эффективность. В результате предлагаемых мероприятий рост производительности труда составит 10 %, выручка увеличится на 2 479,3 тыс. руб., в результате прибыль возрастет на 2 479 тыс. руб., годовой экономический эффект от внедрения мероприятия по совершенствованию системы социального партнерства составит 1 275,5 тыс. руб. Всё это говорит о приемлемости всех предлагаемых решений.

На сегодняшний день, перечень проектных мероприятий по совершенствованию системы социального партнерства в целях повышения конкурентоспособности ЗАО «Черноголовка» достаточно полон и целесообразен. Предложенное усовершенствование системы социального партнерства позволит организации достичь желаемых результатов.

 

Список литературы

 

I. Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1: федеральный закон Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 30.11.2011).

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2: федеральный закон Российской Федерации: от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 30.11.2011) (ред. от 01.01.2012).

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 3: федеральный закон Российской Федерации: от 26.11.2001 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 01.11.2001) (ред. от 30.06.2008).

5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 4: федеральный закон Российской Федерации: от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (ред. от 08.12.2011).

6. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ. (в ред. № 90-ФЗ от 30 июля 2006 года) (с изм. на 15 декабря 2011 года).

7. Закон РФ “О коллективных договорах и соглашениях” от 11.03.92 г. № 2490-1 (с изменениями от 24 ноября 1995 г., 1 мая 1999 г., 30 декабря 2001 г., 29 июня 2004 г.).

8. Федеральный закон № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ).

9. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ (в ред. от 03.12.2011 №383-ФЗ).

II. Монографии и учебники

10. Арцер Т.В.Социальное партнерство бизнеса и власти – шаг к экономическому благополучию России // Экономика России в XXI веке: сборник трудов 4 Всероссийской научно-практической конференции «Теоретические проблемы экономической безопасности России в XXI веке» / под ред. Г.А. Барышевой, Л.М. Борисовой. – Томск: Изд-во ТПУ, 2005. – С. 63-66. (0,2 п.л.)

11. Бондаренко М. Б. Социальное партнерство: экономические предпосылки становления и развития: монография. - Волгоград: Волгоградское науч. изд-во, 2008 - 107 с.

12. Виханский О.С. Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2002. – 528 с.

13. Гордон Я.Х. Целевая конкуренция /Пер. с англ. /С. Жильцов, И. Малкова, Е. Федорова. – М.: Вершина, 2006. – 368 с.

14. Драчева Е.Л. Менеджмент: Учеб. пособие / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов - М.: ИЦ «Академия», 2003. - 288 с.

15. Зинченко Г.П., Рогов И.И. Социальное партнерство. Учебник для студентов вузов. – М.: Академцентр: Дашков и К°, 2009. – 222 с.

16. Качалина Л. Н. Конкурентоспособный менеджмент. - М.: Эксмо,2006. - 460 с.

17. Кязимов К.Г. Социальное партнерство. Учебник. – М.: Гардарики, 2008 - 271 с.

18. Кязимов К.Г. Социальное партнерство: практическое пособие по созданию корпоративного ресурса знаний юридического лица. – М.: ЭНАС, 2008 – 189 с.

19. Кязимов К.Г., Лаптев Л.Г. Социальное партнерство: проблемы, пути, технологии развития. Учебник. / Под общей редакцией академика РАН В.И.Жукова. 2-е изд. доп. и перераб.- М.: Изд. «Гном и Д», 2008.- 188 с.

20. Менеджмент: Учебник/ Под ред. М.М. Максимцова, М.В. Комарова,А.В. Игнатьевой. - М.:ЮНИТИ, 2005.

21. Мескон, М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ./ М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоурн,.- М.: «Дело ЛТД», 2006. - 702 с.

22. Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика: Учебник для вузов / В.А. Михеев. – М., 2001. - 448 с.

23. Организация профсоюзной работы. Настольная книга профработника и активиста / Под ред. В.И. Сперанского, О.В. Нетербского. - М., 2005.

24. Попов В.Г. Совершенствование социального партнерства в регионе / В.Г. Попов // В 2-х частях. Ч.2. – Екатеринбург, 2002.

25. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2008. — 556 с.

26. Социальное партнерство: опыт, технологии, оценка эффективности / Под общ. ред. А. А. Нещадина, Г. Л. Тульчинского. - Санкт-Петербург: Алтейя: Историческая книга, 2010 – 396 с.

27. Социальное партнерство: российская модель: учебное пособие / О. Н. Валькович, С. Н. Трунин. – М.: Московский ин-т экономики, менеджмента и права, 2009 - 351 с.

28. Социальное партнерство: [участие работников в управлении организацией, ответственность сторон социального партнерства, содержание и форма служебного контракта]. – М.: Профиздат, 2009. - 96 с.

29. Социальное партнерство и политика заработной платы: монография / Под ред. Л. С. Морозовой. – М.: РГУТиС, 2008 - 86 с.

30. Социальное партнерство: концепция и реализация: монография / М. Л. Бадхен, Г. В. Черкасская. - Санкт-Петербург: Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина, 2008 - 268 с.

31. Социальное партнёрство - основа инновационного управления: материалы Научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов / [сост. и отв. ред. Н. М. Мамедов]. –М.: МГАДА, 2008 - 346 с.

32. Социальное партнерство. Переговоры. коллективный договор: учебно-методическое пособие. Кн. 3 / Профсоюз работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства РФ. – М.: ЗАО ИПК "МинИн-Центр", 2008 - 55 с.

33. Социальное партнерство: проблемы, поиски, решения: [сборник] / Межрегиональный центр поддержки и развития проф. образования "Образовательная инициатива"; [сост.: Г. Е. Бацюн, Л. С. Стацура].- М: Образовательная инициатива, 2007. - 133 с.

34. Социальное партнерство: комментарий к разделу II Трудового кодекса Российской Федерации / А. В. Соловьев. – М.: Альфа-Пресс, 2007. – 334 с.

35. Социальное партнерство: учебно-методическое пособие / Н. Ю. Чаусов, О. А. Калугин, Л. А. Чаусова. - Калуга: АНО "КЦДО", 2007 - 46 с.

36. Социальное партнерство в России: генезис, основы, тенденции развития: [монография] / Н. А. Пугин. - Пермь: Пермский гос. технический ун-т, 2006 - 302 с.

37. Социальное партнерство: мировой опыт и российская специфика: материалы круглого стола 31 мая 2005 г. / Под ред. А. Владиславлева, В. Никонова, А. Салмина. - М.: Фонд "Единство во имя России", 2005: ПИК ВИНИТИ - 62 с.

38. Социальное партнерство: Учеб. пособие. / Е. Е. Миргород. - М.: Изд-во Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова, 2004. - 92 с.

39. Социальное партнерство: Проблемы и перспективы развития: сб. науч. ст. / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации / Под общ. ред. Н.А. Волгина. - М.: Изд-во РАГС, 2003.- 114 с.

40. Социальное партнерство: теория, политика, практика / В.А. Михеев, А.В.Михеев. - М.: ЗАО КноРус, 2003. - 549 с.

41. Суетенков, Е.Н. Основы менеджмента: Учебное пособие. - М.: Форум: ИНФРА - М, 2005.-240 с.

42. Ткаченко В.В.Социальное партнерство. - Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2006. - 115 с.

43. Философова Т. Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Менеджмент" (080500), "Экономика" (080100) / Т. Г. Философова, В. А. Быков; под ред. Т. Г. Философовой. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 271 с.

44. Экономика и социология труда: (социально-трудовые отношения): Учебник / Под ред. В.А. Гаги. – Томск: Изд-во Томского госуниверситета, 2008.

III.Периодические издания

45. Алексеев С. К новой социальной политике // Социальное партнерство – 2007 – № 3 – С. 18-19.

46. Вступление России в ВТО и повышение конкурентоспособности малого бизнеса // Бизнес для всех. - 2006. - № 37. - С. 8-10.

47. Баумгартен Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции // Маркетинг в России и за рубежом – 2005. - №4(48).

48. Говорова Н. Конкурентоспособность - основной фактор развития современной экономики / Н. Говорова // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - № 4. - С. 25-37.

49. Коршунова Г. В. Структурные основы конкурентоспособности // Экономический анализ: теория и практика. - 2006. - N 8. - С. 35-37.

50. Лазарев С. В. Интеллектуальный потенциал компании как резерв повышения ее конкурентоспособности / Лазарев Сергей Владимирович // Менеджмент сегодня. - 2006. -N 5. - С. 174-182.

51. Фасхиев Х.А. Как измерить конкурентоспособность предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. – 2003. - №4. – с.53-68.

52. Шкардун В. Интегральная оценка конкурентоспособности предприятий // Маркетинг. – 2005. – №1(80).

53. Чаплина А. Конкурентоспособность как интегральный показатель эффективности предприятия /А. Чаплина, И. Войцеховская // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - № 3. - С. 108-113.

54. Шапиро С.А. Оценка эффективности менеджмента компании // Управление риском. – 2009. - №2. – С.15-23.

III.Материалы сети Интернет

55. Дорожкин Ю. Н., Сунарчина М..М. Участие российских профсоюзов в становлении механизма социального парт­нерства [18.02.04] [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ogbus.ru/authors/Dorozhkin/Dorozhkin_1.pdf.

56. Business (2005). Business for social responsibility. <http://www.bsr.org/AdvisoryServices/CSR.cfm> (25.03.05)

57. CSRwire (2005). <http://csrwire.com/page.cgi/about.html> (25.03.05)

58. GlobalCompact (2005). <http://www.unglobalcompact.org/> (15.01.05)

59. Социальная ответственность бизнеса глазами россиян. <http://www.wciom.ru/?pt=46&article=862> (10.02.05)

60. Skrzeszewski S., Cubberley M. A new vision of community and economic development: a multidimensional conver­gence of government, business, and the social sectors with the Internet. URL: http://www.jourssa.ru/2005/3/4aIvanov.pdf.

61. Гонтмахер Е. (2004). Вице-президент РСПП Евгений Гонтмахер о социальной ответственности граждан, государства и бизнеса (интервью радиостанции «Радио России»). <http://www.rspp.biz/articles?fid=185&aid=698&PHPSESSID=b9b045808f7cd9ed188b92e3f707952d> (25.03.05)

62. Мордашов А.(2004). Российский бизнес готов проявлять большую социальную ответственность в отношении своих граждан. <http:// rustrubprom.ru/view.php/M888_0_3_0_C/> (12.05.04)

63. ТПП (2003). Расширенное заседание Правления ТПП РФ на тему: «О социальной ответственности бизнеса в современной России» 23.12.2003. <http://www.tpprf.ru/ru/main/news/news-torg/news_current.shtml?2003/12/20031223-16713.html> (25.02.05)

64. Шабанов С.(2004). Еще раз о социальной ответственности бизнеса. <http://www.upr-group.ru/news030604_pr_about1.htm> (14.03.05)

 

 

Приложение 1

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: