Требования к уровню освоения содержания

 

К окончанию данного курса обучающиеся должны знать:

 

- названия народных праздников;

 

- название христианских праздников;

 

- название разных жанровых видов народной песни;

 

- название инструментов народного оркестра;

 

- отличительные особенности русского национального костюма;

 

- различные виды народных промыслов России.

 

Обучающиеся должны уметь:

 

- находить черты сходства и различия в музыкальных произведениях разных жанров;

 

- исполнять простейшие движения народного танца;

 

- исполнять народные мелодии разного жанра;

 

- исполнять фольклорные произведения в ансамбле, оркестре.

 

Методические рекомендации.

 

Развивая на уроках различные формы приобщения школьников к народной музыке, всегда нужно помнить, что в основе любой из них лежит эмоциональное, активное восприятие музыки.

 

Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда учащиеся научатся по-настоящему слышать ее и размышлять над ней. Ребенок, не умеющий слушать музыку, никогда не научится по-настоящему хорошо исполнять ее. А все теоретические знания, полученные на занятиях, останутся пустыми, формальными сведениями.

 

Учитель должен дать детям возможность прочувствовать и продумать услышанное. И только спустя некоторое время, задать им вопросы. Учитель должен стремиться к тому, чтобы учащиеся как можно чаще сами отвечали на возникающие у них вопросы.

 

Творческое начало должно проявляться на каждом занятии. Оно может заключаться в своеобразных ответах на вопросы, в собственных предположениях о характере исполнения того или иного произведения, импровизации исполнения народных песен, танцев.

 

Занятия должны проводиться в различных формах. Это и теоретические занятия, и практические занятия, и уроки-праздники, уроки-концерты, уроки-экскурсии, уроки отработки навыков танца, игры на инструментах и т.д.

 

Настоящая программа рассчитана на русские школы. Для ведения занятий в национальных школах материал должен быть скорректирован за счет включения своего родного, национального материала в опоре на традиции и особенности культуры народа.

 

Все формы занятий должны быть направлены на их духовное развитие, воспитание чувства патриотизма, любви к традициям своего народа.

 

Содержание:

 

Тема №1. Введение. Что такое фольклор? Виды фольклорных жанров.

 

На занятии учащиеся составляют опорный конспект и готовят сообщения на тему: «Понятие «фольклор». Жанровое многообразие фольклорных произведений».

 

Тема №2. Обрядовая песня, как один из видов народного творчества.

Знакомство с обрядовыми песнями. «Со вьюном я хожу»

Канон – знакомство с музыкальным исполнением. Оценка работы детей.

 

Тема №3. Посещение этнографического музея г. Уржума

 

Знакомство с национальностями и народностями, населяющими Кировскую область.

 

Тема №4. Национальные костюмы разных народов.

Знакомство с эскизами национальных костюмов.

Слушание ансамбля народных инструментов.

 

Тема №5. Колыбельные песни.

Колыбельная песня «Котя-котенька, коток».

Колыбельная авторская песня. Паулс «Колыбельная».

 

В чем сходство и в чем отличие?

 

Тема №6..

Знакомство с историей создания гармоники.

Музыкальных дел мастера.

 

Тема №7.

Слушание ансамбля гармоник.

Русская народная песня «Я на горку шла».

 

Тема №8. Урок-отчет.

 

Тема №9. Ударно-шумовые инструменты народного оркестра.

Понятие звука шумового и музыкального.

Погремушки, маракасы, бубенцы, ложки – ударно-шумовые инструменты.

Разучивание песни «Сеяли девушки яровой хмель».

 

Тема №10. Пляски-заигрыши.

Разучивание плясовой «А я по лугу».

Разучивание танца к песне «А я по лугу».

 

Тема №11. Хороводные танцы.

Островский сказка «Снегурочка», быт берендеев, обычаи, праздники.

Слушание арии «Песни Леля».

Разучивание хоровода «Сударушка».

 

Тема №12. Хороводные танцы.

Разучивание хоровода «Сударушка».

Шаг с припаданием.

 

Тема №13. Хороводные песни. «На горе-то калина».

Разучивание песни «На горе-то калина».

Разучивание танцевальных движений к хороводу.

 

Тема №14. Хороводные песни. Закрепление.

Повторение хоровода «Сударушка».

Повторение песни-хоровода «На горе-то калина».

 

Тема №15. Урок-отчет.

 

Тема №16. Христово Рождество.

Рождественские песни, колядки.

Практическое занятие-поздравление своих близких с Рождеством Христовым.

 

Тема №17. Игра в оркестре.

Разучивание ритма различных шумовых инструментов песни «Калинка».

Игра в ансамбле.

Слушание колокольных перезвонов.

 

Тема №18. Масленица – праздник русского народа.

Сцена «Прощание с Масленицей» из оперы «Снегурочка» Н. Римский-Корсаков.

Народные традиции, игры, забавы.

 

Тема №19. Праздники Православной церкви. Вербное воскресенье.

Разучивание песни Гречанинова «Вербочки».

Слушание «Колокольный Благовест».

 

Тема №20. Песнопения Православной церкви. Хор «Богородица Дево, радуйся!»

Разучить хор «Богородица Дево, радуйся!» из Всенощного бдения.

Древнейшая песнь материнства. «Аве Мария!»

 

Тема №21. Жанры величания и баллады в музыке и фольклоре.

Баллада о князе Владимире.

Величание Великому равноапостольному князю Владимиру и Великой равноапостольной княгине Ольге.

 

Тема №22. Посещение концерта театра «Балаганчик».

 

Старинные обычаи на современный лад.

 

Тема №23. Народные промыслы России.

Дымковская игрушка.

Разучивание песни «Чики-чикалочки».

 

Тема №24. Народные промыслы России.

История русской матрешки.

Русская народная песня «Как ходил-гулял Ванюша».

 

Тема №25. Урок-отчет.

 

Тема №26. Песни-веснянки.

Разучивание песен-закличек.

Русская народная песня «Зеленейся, зеленейся».

 

Тема №27. Егорьев день.

Народные обычаи. Егорьев день.

Игры, забавы, скоморохи.

 

Тема №28. Тара-тара-тара-ра начинается игра...

Разучивание русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я».

Разучивание танцевальных движений к хороводу.

 

Тема №29. Тара-тара-тара-ра начинается игра...

Повторение русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я».

Русская народная песня «Зеленейся, зеленейся».

 

Тема №30. «За околицей села»

Подготовка к отчетному концерту.

Разучивание сценария праздника.

 

Тема №31. «За околицей села»

Подготовка к отчетному концерту.

Изготовление декораций, костюмов руками детей.

 

Тема №32-33.Отчётный концерт «За околицей села»

 

Тематическое планирование

 

 

№п/п тема Вид деятельности Форма занятий
1. Введение. Что такое фольклор? Виды фольклорных жанров.     Познавательная деятельность Беседа
2. Обрядовая песня, как один из видов народного творчества. Знакомство с обрядовыми песнями. «Со вьюном я хожу»   Художественное творчество Хоровое пение
3. Посещение этнографического музея г. Уржума экскурсия экскурсия
4. Национальные костюмы разных народов. Познавательная деятельность беседа
5. Знакомство с историей создания гармоники Познавательная деятельность Беседа
6. Колыбельные песни Разучивание песен Хоровое пение
7. Слушание ансамбля гармоник. Русская народная песня «Я на горку шла». Разучивание песен Хоровое пение
8. Урок-отчет Досуговая деятельность Выступление
9. Ударно-шумовые инструменты народного оркестра Познавательная деятельность Игра
10. Пляски-заигрыши Разучивание Хоровое пение
11. Хороводные танцы Разучивание Практикум
12. Хороводные танцы Разучивание Практикум
13. Хороводные песни. «На горе-то калина». Разучивание Практика
14. Хороводные песни. Закрепление Художественное творчество Хоровое пение
15. Урок-отчет.   Досуговая деятельность Театральное представление
16. Христово Рождество. Рождественские песни, колядки Разучивание Практикум
17. Игра в оркестре. Разучивание ритма различных шумовых инструментов песни «Калинка Разучивание Практикум
18. Масленица – праздник русского народа. Сцена «Прощание с Масленицей» из оперы «Снегурочка» Н. Римский-Корсаков. Народные традиции, игры, забавы.   Познавательная деятельность Круглый стол
19. Праздники Православной церкви. Вербное воскресенье. Разучивание песни Гречанинова «Вербочки Познавательная Разучивание Беседа Практикум
20. Песнопения Православной церкви. Хор «Богородица Дево, радуйся!» Разучить хор «Богородица Дево, радуйся!» из Всенощного бдения. Древнейшая песнь материнства. «Аве Мария!» Познавательная Разучивание Беседа Хоровое
21. Старинные обычаи на современный лад.   Познавательная Игровая Беседа Игра
22. Народные промыслы России. Дымковская игрушка. Разучивание песни «Чики-чикалочки». Познавательная Разучивание Беседа Хоровое
23. Жанры величания и баллады в музыке и фольклоре. Баллада о князе Владимире. Познавательная Беседа
24. Народные промыслы России. История русской матрешки. Русская народная песня «Как ходил-гулял Ванюша». Познавательная Разучивание Беседа Хоровое
25. Урок-отчет Досуговая деятельность Театральное представление
26. Песни-веснянки. Разучивание песен-закличек. Русская народная песня «Зеленейся, зеленейся». Разучивание Хоровое пение
27. Егорьев день. Народные обычаи. Егорьев день Познавательная Круглый стол
28. Тара-тара-тара-ра начинается игра... Разучивание русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я». Разучивание танцевальных движений к хороводу Разучивание Игра
29. Тара-тара-тара-ра начинается игра... Повторение русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я». Русская народная песня «Зеленейся, зеленейся Разучивание Игра
30. «За околицей села» Подготовка к отчетному концерту. Разучивание сценария праздника Разучивание Практикум
31. За околицей села» Подготовка к отчетному концерту. Изготовление декораций, костюмов руками детей. Художественное творчество Практикум
32-33. Отчётный концерт «За околицей села»   Досуговая деятельность Художественное творчество Театральное представление

 

Литература:

С. Ожегов «Толковый словарь русского языка» – изд. Советская энциклопедия, М.: 1973

В.Н.Семенов «В старину саратовскую», Региональное Приволжское издательство «Детская книга», Саратов, 1994

Хрестоматия для учащихся начальной школы, М:. 2008

С. Бублей «Детский оркестр». Л.: «Музыка», 1989

Сельский хоровод М.: «Советский композитор», 1987

Гармошечка-говорушечка М.: «Музыка», 2000

Уроки в начальной школе. Пос. для учителя М.: 2002 Прилож. к ж. «Начальная школа».

Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка», М.: 2004

М.Ю. Новицкая Родная земля М.: Дрофа, 2003

В. Юдин Дни Величальные Саратов Приволжское издательство, 1992

Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда, 1991

Журнал «Педагогическое творчество» №5/2002, №2/003

Журнал «ПедСовет» №1/2003

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: