Практическое занятие № 3

по дисциплине "Фольклор"

ТЕМА: Семейно-бытовая обрядовая поэзия

I. Понятие «семейно-бытовая поэзия» (когда и кем исполнялись произведения, чем сопровождались, на что ориентированы). Общественный характер и функции русских семейных обрядов.

II. Свадебный обряд и народная поэзия.

· Происхождение свадебных обрядов. Архаические формы славянских браков (домоногамный, «умыкание», «свадьбы-самокрутки», «купля-продажа») и их отражение в классическом обряде русской свадьбы.

· Структура свадебного действа (основные моменты свадебного ритуала, участники, произведения, исполняющиеся в ходе свадьбы). Свадебные "чины": князь, княгиня, сваты, дружка, подруги невесты, тысяцкий и др. и их роль в свадебном действе.

· Жанры свадебной поэзии. Ритуальные, заклинательные, величальные, корильные и лирические песни. Устойчивые образы и мотивы, композиционные приемы. Поэтический язык свадебного фольклора.

III. Похоронные обряды и причитания. Система образов в причитании, символика причети (растительная, зооморфная, астральная и др.).

IV. Рекрутские обряды и фольклор. Рекрутский плач как форма социальной критики. Основные мотивы и эпизоды рекрутских причитаний, стилистические особенности.

 

Задание

1. Отработать и записать в тетрадь опорные понятия: величания, корильные песни, приговор свадебный, причитание.

2. Законспектировать статью Чистова К.В. «Русская причеть» (Чистов К.В. Русская причеть // Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике / Под ред. Ю.Г. Круглова. – М., 2003. – С. 111-117)

3. Проанализировать две свадебные песни (письменно).

4. На занятие принести хрестоматию (Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия / Сост. Ю.Г. Круглов. – СПб., 1993 или Русское устное народное творчество: Хрестоматия. Учеб. пособие / Сост., вст. ст., коммент. В.П. Аникина. – М., 2006)

 

Литература

Основная

Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. – М., 2003. – С. 86-112.

Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники: Энциклопедия. – СПб., 2003.

Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор. – СПб., 2004.

Свадебный фольклор // Русское устное народное творчество: Хрестоматия. Учеб. пособие / Сост., вст. ст., коммент. В.П. Аникина. – М., 2006. С. 178-263.

Обрядовые и необрядовые причитания // Русское устное народное творчество: Хрестоматия. Учеб. пособие / Сост., вст. ст., коммент. В.П. Аникина. – М., 2006. С. 264-320.

Чистов К.В. Русская причеть // Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике / Под ред. Ю.Г. Круглова. – М., 2003. – С. 111-117.

Дополнительная

Семенова М. Быт и верования древних славян. – СПб., 2001.

Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – М., 1990.

Панкеев И. Обычаи и традиции русского народа. – М., 1999.

Аникин В.П. Календарная и свадебная поэзия. – М., 1970.

Круглов Ю.Г. Русские свадебные песни. – М., 1978 (М., 1982).

 


Практическое занятие № 4

по дисциплине "Фольклор"

ТЕМА: Былины и исторические песни

I. Былины.

1. Определение жанра "былин". Былины в системе других жанров русского фольклора. Проблема происхождения былин.

2. Классификация былин

· Сюжетная классификация: до-Владимировский цикл о «старших богатырях», киевский и новгородский циклы.

· Тематическая классификация: воинские / героические былины (о борьбе с внешним и внутренним врагом), социально бытовые / новеллистические (Ф.М. Селиванов).

· Типы героических былин по характеру композиции (см. работу Ю.И. Юдина): случайные дорожные встречи; поездка в чужые земли для выполнение поручений князя; былины о борьбе с врагами-чудовищами.

3. Поэтика былинного эпоса киевского цикла.

1). Богатыри киевского цикла. Былинная биография Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича. Круг сюжетов, связанный с этими богатырями.

2). Сделать анализ одной былины киевского цикла, учитывая следующие проблемы: система персонажей, предметный мир (богатырь и его конь, мотив седлания коня и его функция), картина мира в былине (пространство и время), композиция былины; поэтика и архитектоника былины: эффект неожиданности и удивления в сюжетосложении, монолог и диалог (смена «точек зрения»), роль описательного элемента (А.П. Скафтымов),


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: