Маленькие и большие успехи

Как часто мы предпринимаем определенные, порой важные шаги в отношении своего ребенка, убеждая и себя, и его: «Так тебе будет лучше. Это нужно для твоего же блага. Ты мне потом спасибо скажешь». Иногда мы оказываемся правы. А если мы ошибаемся?

Почему мама хочет, чтобы ее сын стал программистом? Потому что эта профессия чрезвычайно востребована, позволяет зарабатывать деньги, престижна. А сын любит животных и хочет стать ветеринаром, но его желания в расчет не принимаются. И парень покорно просиживает часы за компьютером, ходит на подготовительные курсы. Все кнопки нажаты, все нужные шаги предприняты – сын становится студентом. На полтора года. Ровно столько он смог вытерпеть.

Ничто не может оправдать насилие над личностью и ту боль, которую порой приносит детям наша чрезмерная забота. Даже желание родителей видеть своего ребенка счастливым.

Привыкнув во всем опираться на родных и при этом не имея возможности принимать никаких самостоятельных решений, ребенок начинает относиться к себе как к слабому, беспомощному созданию. Он оценивает себя слишком низко. Он себя не любит. Заниженная самооценка – это не что иное, как комплекс неполноценности. Взрастить его можно очень быстро, а вот избавиться, когда он уже определяет твои взгляды на жизнь и твое поведение, нелегко.

На вопрос «Как дела?» девочка всегда отвечала: «Конечно, плохо. Что хорошего?» Она перечисляла бесконечные неприятности, проблемы, негативные ощущения, собственные промахи. Она смаковала их, анализировала, она выносила приговор себе и своему будущему каждый день в течение многих лет. Когда ей говорили, вполне искренне, что у нее прекрасные глаза, она отвечала: «Тоскливые». Кто-то отмечал, что она похожа на Софи Лорен, тогда она возмущалась по поводу своего «безобразно курносого носа», который был очарователен. Когда ей говорили, что с ее способностями она может добиться многого, она пожимала плечами и шептала, что вряд ли у нее что-нибудь получится. Она никогда не бывала чем-либо довольна и всегда ждала неприятностей. Результат превзошел все ожидания: способная, привлекательная, трудолюбивая девушка превратилась в истеричную измученную женщину, неудачницу с горькими складками у губ и печатью разочарования на лице.

Итак, заниженная самооценка – верный путь к неуспеху в жизни. Комплекс неполноценности трудно преодолевать. Лучше не допустить его формирования, и «профилактику» нужно начинать в детстве. Поддерживать в ребенке веру в себя, уважать его стремления – самый верный способ помочь ему выбрать правильный путь и утвердиться на нем.

Что полезнее: постоянно дергать ребенка по поводу брошенной бумажки или другого мусора или заметить, как он поднял бумажку и выбросил в мусорное ведро, похвалить его и поблагодарить за помощь? Даже по самому, казалось бы, незначительному поводу найдите для малыша пару приятных слов, ласковый жест, улыбку – оцените сделанное, выполненное, получившееся, – и вы увидите, как расцветет маленький человек от любви к вам и уважения к себе. А без уважения к себе никак нельзя уважать других.

Девочке около четырех лет, она помогает маме лепить пельмени. Вот оно – маленькое, бесформенное произведение маленьких рук, неказистое, но фарш запрятан, края залеплены. И мама хвалит дочку: «Спасибо, родная, помогла. Отличный пельмешек вылепила!»

Вы скажете, это мелочь. Но в повседневной жизни все складывается именно из мелочей. Ребенок несет маме свою работу – рисунок, сделанный в детском саду. Это ее портрет. «Посмотри, мама, это я нарисовал, сам. Тебе нравится? Посмотри!»

Но мама устала, ее руки заняты, надо переложить продукты, в раковине полно посуды, гудит стиральная машина... «Ну, положи там», – отмахивается она. Будьте внимательны – в другой раз вам могут и не принести ваш портрет.

На занятии вместе с Дашей лепим кота и беседуем. Даша подробно рассказывает, что делает, и заодно про котов, которых она встречала. Лепит прекрасно и говорит при этом без запинок. Предлагаю Даше унести кота домой и продемонстрировать маме, пусть ей будет приятно, что у дочки такие умелые пальчики. Но Даша вздыхает: «Мама скажет, что ты несешь всякий хлам. Я лучше у вас оставлю, пусть он здесь побудет». А потом родители удивляются – почему ребенок ничего не хочет делать.

На заметку! Дома ребенок – любимый, всем необходимый. Но это не значит, что он является центром вселенной всегда и во всем. Малышу необходимо, чтобы родители одобряли его действия, уделяли ему достаточно внимания. Вот он кричит, зовет вас, он хочет, чтобы вы были рядом, иначе ему кажется, что он забыт и заброшен. Такое поведение считается нормальным для определенного возраста, к примеру, для годовалого или трехлетнего малыша. Пятилетний ребенок вполне может проводить какое-то время один: играть, заниматься своими делами. И это очень важно для развития малыша.

 

Детская комната

Когда ребенок просит маму поиграть с ним, это всегда означает, что ему не хватает общения с самым родным человеком. Нужно обязательно находить для игр и время, и место, и силы. Играть с малышом лучше на его территории – там, где его пространство, где его игрушки. Идеальным местом, конечно, служит детская, но не всегда есть возможность выделить ребенку отдельную комнату, поэтому пусть у него будет хотя бы свой уголок. Не советую окружать малыша только дидактическими, развивающими играми. Представьте себе, как это скучно и тоскливо! Ребенку, который любит свою комнату и с удовольствием играет в ней, будет легче привыкнуть заниматься здесь, выполнять задания, делать уроки. Детскую комнату можно украсить, например, рисунками (если вы не боитесь испортить обои или отделку стен). И еще, для ребенка очень важно сделать что-нибудь для своей комнаты самостоятельно, так, как хочется ему. Не заставляйте детскую комнату мебелью, у ребенка должно быть больше свободного пространства для игры. Дети любят использовать предметы мебели не по назначению: спинка кресла или стул превращаются в «коня», диван – в «ракету», стол – в «домик». Конечно, порядок в доме нарушается, но будьте терпеливы: когда игра закончится, все можно расставить по местам, тем более вы будете делать это вместе с ребенком.

Об играх и игрушках

В «хозяйстве» ребенка должны быть и куклы, и машинки, и мягкие игрушки. Главное, чтобы они были изготовлены из безопасных материалов. Желательно, чтобы игрушки, особенно зверюшки и птички, были окрашены в естественные цвета. Оранжевые зайцы встречаются в природе не так уж часто, ну а от игрушек, обладающих совсем зверскими физиономиями, следует вовсе отказаться. Дети охотно играют с куклами-бибабо и озвучивают персонажей детских сказок, мультиков, фильмов. Для создания кукольного театра подойдут и бумажные куклы, а декорации вы можете смастерить сами или купить.

Играя с ребенком, не старайтесь постоянно и во всем ему уступать, не подавляйте его, тогда и с посторонними он будет общаться увереннее. Раскрою один секрет: играйте с ребенком, находясь на его уровне, чтобы ему не приходилось постоянно смотреть на вас снизу вверх. Таким образом, вы дадите малышу понять, что общаетесь с ним на равных.

Дети любят переодеваться: дочке очень нравится примерять мамины вещи, а сын обожает исследовать папин портфель и надевать папину кепку или фуражку. Надевая взрослые вещи, ребенок дает волю своему воображению. Как приятно придумывать, играть разные роли в длинной маминой юбке, пестрой бабушкиной шали, папиной белой рубашке! Переодеваясь, ребенок перевоплощается: порой родители с удивлением замечают, как точно малыш имитирует их манеру говорить, стиль общения и поведения. Поэтому, чтобы быть достойным примером для маленького, мамам и папам надо следить за своей речью, жестами, интонацией. Следите за своими эмоциями при ребенке: не надо шумно негодовать, ругаться, старайтесь сдерживать слезы и избегать истерик. Ваш спокойный, доброжелательный настрой – это как раз то, что нужно для развития ребенка. Ровная, непосредственная атмосфера в семье необходима для здоровья нервной системы растущего человека. В игре ребенок неосознанно имитирует то, что наблюдает в окружающей жизни. Например, вместе с ребенком вы сходили в магазин, на рынок, а дома он играет в «продавца и покупателя». Двухлетний ребенок уже представляет себе, что значит продавать и покупать, и вполне способен сыграть эти роли. В игре он воспроизводит не только слова, выражения, устойчивые обороты, но и определенные действия и жесты, которые придают его речи более естественный, живой характер. Обыгрывание различных жизненных ситуаций учит ребенка общаться. Подобные игры – это своего рода подготовка к будущей взрослой жизни.

Основные черты характера закладываются в возрасте двух-трех лет, поэтому в этот период родителям нужно быть особенно внимательными к малышу. Играя с ребенком, рисуя вместе с ним, занимаясь лепкой и конструированием, вы стимулируете развитие личности маленького человека. Разговаривая с ребенком, вы учите его общаться, то есть развиваете коммуникативные навыки.

Обязательно приобретите малышу детские музыкальные инструменты, звучащие игрушки. Дутье в дудку стимулирует и развивает дыхание (естественно, во всем нужна мера), игра на детской гармошке и гитаре совершенствует слух, чувство ритма, мелкую моторику, координацию движений. Главное, чтобы ребенку было интересно, ведь когда игра идет из-под палки, пользы от нее немного. Некоторые звуки могут пугать малыша, поэтому понаблюдайте за тем, как он реагирует на «голос» игрушки.

Волшебные истории

Продуманный подход нужен и тогда, когда вы рассказываете ребенку сказки и истории. После года малышу понятно содержание простого рассказа, особенно если вы разучивали с ним детские песенки, потешки, куплеты, игры («Сорока-воровка», «Ладушки» и др.). Совсем маленький ребенок разберется в простеньком рассказе, короткой сказке (желательно с повторением частей текста по сюжету). Очень понравится ребенку сказка «с продолжением», особенно если вы сами сочините ее. Рассказывая или читая ребенку, поощряйте его: пусть он воспроизведет голос персонажа, животного, договорит фразу, повторит часть предложения. И помните: вы рассказываете и читаете не монотонно, не «отбывая повинность», а выразительно. Старайтесь изобразить, обыграть ситуацию, используя жесты и мимику, тогда и ребенок будет делать то же самое. Двухлетнего малыша вы можете попросить назвать героев сказки или рассказа, показать их на картинке, изобразить характерные движения персонажей. В два с половиной года ребенок может выразить свое отношение к персонажу, показать, нравится он ему или нет.

Очень полезны детские песенки: сначала их можно петь вместе с ребенком, а потом он будет делать это сам, причем сопровождая пение действиями и жестами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: