Виды читательских интересов

Читательский интерес, как правило, является частным проявлением общих интересов человека и выражается в определенной направленности при выборе книг: по каким вопросам (темам, отраслям знания) предпочитает человек читать книги. Далее, читательский интерес сказывается в том, как читатель воспринимает прочитанное, насколько вдумчиво, критически относится к нему, как работает над книгой, как использует прочитанное в своей жизни, деятельности.

Нередко читатели предъявляют требования и проявляют интерес не только к содержанию книги, но и к характеру изложения материала. Так, например, в области художественной литературы разных читателей интересуют различные жанры: одни любят романы, другие – стихи, очерки, рассказы.

Наличие интереса к чтению играет большую роль в восприятии книги.

Читательские интересы – общественное явление. Они порождаются общественной жизнью и отражают социальные, производственные и духовные интересы людей. Поэтому возникновение тех или иных интересов не является случайностью. Они зависят от условий жизни, от трудовой и общественной деятельности читателя.

Правильно узнать и понять читательские интересы можно только изучая те условия, которые порождают, вызывают те или иные запросы, отношение к книге, ее восприятие. Для этого нужно внимательно всматриваться в жизнь, наблюдать, изучать и понимать ее.

Читательские интересы классифицируются по различным основаниям.

В зависимости от того, кто выступает субъектом (носителем) читательских интересов, их можно рассматривать как личностные (отношение личности), групповые (отношение группы, коллектива, аудитории) и общественные (отношение общества к чтению определенной литературы).

В зависимости от того, верно или искаженно отражают читательские интересы объективную значимость печатной продукции для читателя, их делят на истинные и ложные. Преувеличивая эмоциональную привлекательность определенной литературы, ложные читательские интересы завышают степень ее соответствия реальным потребностям в чтении, искажает их.

В деле преодоления и «профилактики» ложных читательских интересов большую роль играет развитие читательского вкуса. Читательский вкус – это способность читателя к самостоятельному суждению об эстетических достоинствах произведений печати.

Обычно человек имеет не один, а несколько читательских интересов, которые внутренне взаимосвязаны, образуют определенную структуру, хотя и проявляются в разное время и с различной периодичностью. В совокупности они бывают широкие или узкие, а между собой различаются по устойчивости, активности и глубине (устойчивые, активные, глубокие интересы).

Библиотекарь призван не только удовлетворять и поддерживать уже сложившиеся интересы читателей, а исходя из задач воспитания всесторонне развитой личности, пробуждать новые читательские интересы, воспитывать широкий читательский вкус, разносторонние запросы. В этом заключается основная воспитательная, педагогическая работа библиотекаря (7,С.115-118).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: