Методы изучения читательских интересов

Опыт работы российских библиотек позволяет говорить о том, что в настоящее время создана система изучения читательских интересов, базирующаяся на сочетании различных методов. Изучая и практикуя каждый метод, очень важно усвоить, что ни один из методов в отдельности не может быть достаточно эффективным, только сочетание дополняющих друг друга методов дает библиотекарю возможность осуществить заранее намеченные цели.

Нужно учитывать, что в читательских интересах проявляются черты присущие отдельным читателям, конкретным читательским группам, всем читателям библиотеки. Поэтому в зависимости от поставленной цели все методы можно разделить на 3 группы:

1. Методы изучения интересов отдельных читателей;

2. Методы изучения интересов конкретных групп читателей;

3. Методы изучения читателей библиотеки в целом.

К первой группе (методы изучения интересов отдельных читателей) относятся: беседа (интервьюирование), наблюдение, анализ отзыва читателя на книгу, анализ читательского формуляра, анализ читательской автобиографии.

Вторая группа (методы изучения интересов конкретной группы читателей) включает в себя следующие методы: наблюдение, анализ отзывов читателей на книгу, анализ читательских формуляров, анкетирование, анализ читательских автобиографий.

Третья группа (методы изучения читателей библиотеки в целом) включает: анализ материалов библиотечной статистики, анкетирование, анализ материалов справочно-библиографической работы, эксперимент, анализ листков читательских требования, анализ книжных формуляров.

Некоторые методы могут входить в несколько групп. Так, например, такой метод как наблюдение, может быть использован как для изучения одного читателя, так и группы читателей.

 

Беседа (интервьюирование)

 

В практике библиотек планомерное и систематическое изучение интересов читателей проводится в процессе повседневного общения библиотекаря с читателем. Первая беседа, как правило, проводится при записи читателя в библиотеку, когда заполняется читательский формуляр. Первая (лицевая) страница формуляра содержит ряд сведений о читателе: фамилия, имя и отчество, год рождения, образование, профессия, место работы или учебы, адрес, дата записи в библиотеку. Беседа с читателем позволяет уточнить ответы, получить более полные и точные сведения.

Чтобы уточнить и записать все необходимые сведения, библиотекарю надо самому заполнять формуляр со слов читателя.

Первой беседой не исчерпывается знакомство библиотекаря и читателя. Только в результате неоднократных встреч и бесед библиотекарь получает сведения о читателе: какие у него профессиональные, общественные или другие интересы, какова степень его начитанности, умение судить о книгах, что он особенно любит читать, есть ли у него своя библиотека и каков ее состав, выписывает ли он газеты и журналы. После таких бесед библиотекарь может сделать вывод: какие интересы читателя надо развивать, нуждается ли он в помощи со стороны библиотеки, в каком направлении нужно оказывать эту помощь и т. д.

Правильный, доброжелательный подход библиотекаря, умение заинтересовать беседой вызывают доверие читателя, желание поделиться впечатлениями о прочитанном, рассказать о том, в чем и как помогла книга, что из прочитанного осталось непонятным, в чем не согласен он с автором и т.д. (4,С.36-37; 7.С.145-146; 8,С.182; 9,С190).

 

Наблюдение

 

Сведения, которые получает библиотекарь из беседы с читателем, подкрепляются его наблюдениями за поведением читателя в библиотеке: как использует читатель открытый доступ к книжным фондам, пользуется ли он каталогами и картотеками, обращается ли к средствам наглядного информирования и библиографическим указателям, как реагирует на предложения и советы библиотекаря.

Большое значение имеет наблюдение за аудиторией во время громкого чтения, библиографического обзора, групповой беседы, читательской конференции и других массовых мероприятий. Сколько человек присутствовало, кто эти читатели, какие вопросы задавали как на них отвечали, как слушали – все это дает дополнительный материал для выяснения интересов как отдельных читателей, так и группы читателей.

Рассказ читателя о себе, о своих интересах не всегда может быть точным. Иногда читатель несколько преувеличивает свои интересы или наоборот проявляет излишнюю скромность. Поэтому наблюдение дополняет, уточняет беседу, а также дает материал для нового разговора с читателем(4,С.37-38;).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: