Анализ и оценка конкурентоспособности продукции предприятия

Открытое акционерное общество «Элема» - крупнейший производитель верхней одежды на территории Республики Беларусь. Все более актуальными для рынка потребителей продукции становятся изделия для покупателей бизнес-класса, предпочитающих эксклюзивные изделия из высококачественных материалов, выражающие готовность платить высокую цену за эксклюзивность и качество продукции. В 2009 г. выпущенные ОАО «Элема» модели этой группы получили хорошие отзывы клиентов. Расширение ассортимента изделий для потребителей этой целевой группы позволит увеличить объемы продаж продукции предприятия и увеличить прибыль. В 2011 г. будет продолжена работа по разработке и продвижению брэнда «Элема-эксклюзив». Вместе с ростом спроса на продукцию высокого класса, остаются востребованными изделия для покупателей эконом-класса. Однако, увеличение объемов продаж для этой категории покупателей возможно лишь при сохранении уровня цен на этот вид продукции для продвижения в условиях жесткой конкуренции, созданной изделиями, произведенными в других странах из недорогого сырья местных производителей текстиля.

ОАО «Элема» постоянно осуществляет активный поиск новых покупателей, активно участвуя в выставках - ярмарках, путем рассылки информации через сеть Интернет, используя все виды рекламы для популяризации продукции предприятия и его возможностей по работе с различными категориями покупателей. Приоритетным направлением в расширении рынков сбыта в Российской Федерации является поиск партнеров и создание товаропроводящей сети в г. Москве. В планах коммерческой службы предприятия, несмотря на существующие жесткие препятствия, остается поиск новых партнеров в странах Евросоюза через участие в международных мероприятиях, проводимых БелТПП и общественными организациями, в частности, 2009 г. ОАО «Элема» стал началом развития партнерских отношений с фирмами Швеции и Германии.

Доля предприятия на различных рынках и динамика реализации продукции на рынках представлена следующим образом (таблица 2.1). Данные таблицы 2.1 свидетельствуют о том, что ОАО «Элема» практически половину своей продукции реализовывает в страны дальнего зарубежья, однако продажи в эти страны с каждым годом снижаются (с 49,8 % в 2007 г. до 47,5 % в 2008 г. и до 44,3 % в 2009 г.). Около 30 % продукции ОАО «Элема» реализуется на рынке Республики Беларусь, причем большая часть через фирменную торговлю (чуть более 20 % от общего объема продаж), менее всего через организации потребкооперации.

Таблица 2.1 - Доля ОАО «Элема» на различных рынках и динамика реализации продукции на рынках за 2007-2009 гг.

 
  Регион Ед. изм. 2007 год 2008 год 2009 год  
  Республика Беларусь % 31,4 31,7 34,8  
1.1. в том числе фирменная торговля % 24,3 26,0 28,0  
1.2. Торгующие организации Минторга % 4,6 3,2 4,2  
1.3. Организации потребкооперации % 2,5 2,5 2,6  
  Страны СНГ % 18,8 20,8 20,9  
2.1. в том числе РФ % 18,5 20,0 20,1  
2.1.1 из них г. Москва % 4,2 4,1 3,9  
  Страны дальнего зарубежья % 49,8 47,5 44,3  
             

Реализация продукции ОАО «Элема» в страны СНГ осуществляется в основном на рынок России, причем с каждым годом продажи увеличиваются, а для рынка г. Москвы, наоборот, характерно снижение продаж (в 2007 г. реализация составила 4,2 % всего объема продаж, в 2008 г. продажи снизились до 4,1 % всего объема продаж, а в 2009 г. - до 3,9 % всего объема продаж продукции предприятия). Такая тенденция связана в первую очередь с расширением фирменной сети ОАО «Элема» в различных городах Республики Беларусь и увеличением спроса населения нашей страны на продукцию предприятия.

Изучение конкурентной среды и отслеживание действий конкурентов остается одним из приоритетных направлений в работе маркетинговой службы предприятия. Для укрепления позиций на уже завоеванных сегментах рынка и повышения приверженности покупателей к продукции фирмы «Элема» специалистами предприятия ведется активная коммуникационная политика. Основными конкурентами ОАО «Элема» на внутреннем рынке являются следующие производители швейных изделий: швейное предприятие «Веснянка» (г. Могилев); ОАО «Знамя индустриализации» (г. Витебск); НПКФ «Славянка» (г. Бобруйск); ЗАО «Калинка» (г. Солигорск); «Бугалюкс» (г. Минск); «Скарлет» (г. Минск). Основными конкурентами ОАО «Элема» на внешнем (российском) рынке являются следующие производители швейных изделий: «Вымпел» (г. Москва); «Салют» (г. Москва); «Большевичка» (г. Санкт-Петербург). Получение коммерческой информации о конкурентах ОАО «Элема» невозможно.

В августе 2009 г. было проведено исследование, целью которых явилось изучение удовлетворенности потребителей ассортиментом продукции ОАО «Элема». Исследование проводилось путем опроса (приложение В) в фирменных магазинах ТЦ «Столица», в ТД «На Немиге», ЦУМе и ГУМе. В каждом из магазинов было опрошено по 100 человек, то есть выборка оставила 400 человек. В результате проведения исследования были получены следующие результаты: 1) 33,6 % опрашиваемых пришли в магазин в поисках конкретного изделия; 32,5 % целью посещения магазина назвали ознакомление с ассортиментом; 29,8 % привлекло объявление о распродаже и 4,1 % опрашиваемых указали др. причины посещения магазина (рисунок 2.1);

Рисунок 2.1 - Результаты опроса по поводу цели посещения магазина

2) 68 % посетителей покупали продукцию фирмы «Элема» раньше (рисунок 2.2), из них 85 % остались довольны покупкой, 13 % были не очень удовлетворены покупкой и всего лишь 2 % остались не довольны покупкой (рисунок 2.3);

Рисунок 2.2 - Результаты опроса совершения покупок продукцию фирмы «Элема»

Рисунок 2.3 - Удовлетворенность покупкой

3) 51 % из числа тех, кто покупал продукцию фирмы «Элема» ранее, делала это в фирменном магазине, 42 % - в других магазинах (универмагах), 5 % - на рынке и 2 % - прочие места приобретения (рисунок 2.4);

4) о существовании фирменных магазинов 72 % знают давно, 19 % узнало недавно от знакомых, 3 % посетителей были направлены продавцами из других магазинов, 5 % - узнали недавно из рекламных сообщений, прочее - 1 % (рисунок 2.5).

Рисунок 2.4 - Результаты опроса по поводу места приобретения покупки продукции ОАО «Элема»

Рисунок 2.5 - Результаты опроса о существовании фирменных магазинов ОАО «Элема»

5) 66 % опрошенных были не удовлетворены приходом в магазин (рисунок 2.6), их не устраивало (рисунок 2.7): ассортимент - 16 %, размерно-ростовочная шкала - 24 %, цветовая гамма - 29 %, ткани - 4 %, фасоны - 17 %, расположение магазина - 7 %, прочее - 3 %;

6) 65 % посетителей были готовы совершить покупку, если бы нашли подходящее по размеру и цвету изделие, 7 % опрошенных не знали - купили бы или нет и 28 % не купили бы изделие (рисунок 2.8).

Рисунок 2.6 - Удовлетворены ли Вы приходом в магазин

Рисунок 2.7 - Причины неудовлетворенности покупкой

Рисунок 2.8 - Готовность совершить покупку при наличии подходящего по размеру и цвету изделия

К числу наиболее распространенных пожеланий относятся:

- расширить размерно-ростовочную шкалу;

- лучше организовать примерку;

- периодически обновлять ассортимент;

- разнообразить гамму цветов;

- выпускать больше молодежных фасонов;

- предоставлять больше информации о будущих моделях;

- продавать костюмы не в комплекте, а каждое изделие отдельно (так как часто наблюдалось несоответствие размеров между элементами комплекта);

- использовать другие выкройки и лекала, так как модели часто плохо сидят;

- выпускать большее количество моделей, но меньшими партиями.

На основании данных результатов было проведено дальнейшее исследование путем рассылки опросных листов во все торговые точки Республики Беларусь.

Таблица 2.2 - Предложения по размерной шкале

 
Размер                
%                
                 

Таблица 2.3 - Предложения по ростовочной шкале

 
Рост          
%          
           

По результатам изучения спроса в крупных универмагах высказаны следующие замечания и предложения: просят роста 152-10%, 158 - 10% от всего объема модели, рост 176 - 10-15% от всего объема модели; ощущается недостаток изделий больших размеров разного ассортимента; летние изделия должны изготавливаться без подкладки и желательно из натуральных тканей.

По мужским изделиям высказаны следующие пожелания: мужчины предпочитают в основном изделия классического стиля без лишних деталей. Пользуется спросом прямой силуэт. Покрой рукавов, форма воротника и застежка допускаются разнообразные. Длина изделия предпочтительна до середины икры, длина рукава - до косточки кисти. Предпочтительна цветовая гамма темных тонов: в первую очередь, черные, реже темно-синие, темно-серые.

На основании полученных данных можно сделать следующие выводы: у ОАО «Элема» есть определенный круг приверженных покупателей, которые периодически заходят в магазин для ознакомления с ассортиментом и которые, к тому же, удовлетворены качеством продукции и знают о существовании фирменных магазинов давно. Однако значительное количество посетителей остается неудовлетворенным посещением магазина, многие из них недовольны размерно-ростовочной шкалой, цветовой гаммой, фасонами, ассортиментом. Объем продаж мог бы значительно увеличиться, предприятие теряет более 50 % своих потенциальных покупателей из-за того, что они не удовлетворены размерно-ростовочной шкалой и цветовой гаммой изделий. На основании результатов исследования можно сделать вывод, что необходимо формировать ассортимент ОАО «Элема» с учетом пожеланий и требований потребителей, прежде всего, расширить размерно-ростовочную шкалу, разнообразить ассортимент, цветовую гамму, подбирать соответствующие росту и размеру фасоны, продавать элементы костюмов отдельно.

В настоящее время, учитывая требования рынка, на предприятии еще более усовершенствована организация производства и труда. Действовавшие ранее цеха-потоки реорганизованы в потоки численностью 40-60 человек (то есть цеха перешли на законченный цикл производства). Для повышения качества продукции, окончательная утюжка перемещена в швейные цеха. Операции влажно-тепловой обработки выполняются на специальных утюжильных столах фирмы “Sussman”, позволяющих обрабатывать ткани содержащие сложные волокна, такие как кашемир, ангора, альпака, мохер. Большое внимание стало уделяться промежуточной утюжке деталей и разглаживанию боковых швов до момента соединения изделия с подкладкой. Приобретены спецмашины для выполнения беспосадочных швов, качественного выметывания петель, обтачивания воротников и подборов.

На предприятии происходит постоянное пополнение и модернизация швейного и технологического оборудования. Для сохранения внешнего вида изделий, в цехах заменена транспортная система, полуфабрикаты находятся и передвигаются к рабочим местам, начиная с монтажной секции, в подвешенном состоянии. Готовые изделия подвергается обработке паровой щеткой. Для снижения стоимости изделий и увеличения ассортимента, в рамках экспериментального цеха создана группа перспективного моделирования. Разработка новых моделей осуществляется с помощью комплекса компьютерного проектирования “ASSIST”.

Данные о производстве промышленной продукции ОАО «Элема» в натуральном выражении представлены в таблице 2.4.

Таблица 2.4 - Производство промышленной продукции ОАО «Элема» в натуральном выражении за 2007-2009 гг.

 
Наименование показателя Ед. изм. 2007 год 2008 год 2009 год Индексы изменения в % к соответствующему периоду  
          2008/2007 2009/2008  
Производство продукции в натуральном выражении тыс. шт.       95,1 107,0  
Коэффициент использования производственных мощностей %       x x  
Объемы реализации продукции по рынкам сбыта тыс. шт. 647,1 591,5 646,0 91,4 109,2  
- внутренний рынок тыс. шт. 203,3 187,7 225,0 92,3 119,9  
- страны СНГ тыс. шт. 121,4 122,7 135,0 101,1 110,0  
в том числе Россия тыс. шт. 119,8 118,2 130,0 98,7 110,0  
- страны дальнего зарубежья тыс. шт. 322,4 281,1 286,0 87,2 101,7  
               

Данные таблицы 2.4 свидетельствую о том, что в 2008 г. производство промышленной продукции ОАО «Элема» по сравнению с 2007 г. несколько снизилось (с 618 тыс. шт. до 588 тыс. шт. или на 4,9 %), это связано с использованием в производстве новых видов вышивальных машин, что повлекло за собой дополнительные затраты времени у рабочих на освоение нового оборудованию и запланированные показатели по производству продукции не были выполнены, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилось на 7 %. Загрузка производственных мощностей предприятия осуществляется практически полностью, коэффициент использования производственных мощностей за анализируемые периоды составил 97 %.

Реализация продукции по рынкам сбыта имеет аналогичную тенденцию: снижение в 2008 г. по сравнению с 2007 г. и увеличение в 2009 г. Данные таблицы 2.5 свидетельствуют о том, что ОАО «Элема» практически половину своей продукции реализовывает в страны дальнего зарубежья: 322,4 тыс. шт. в 2007 г., а в 2008 г. продажи в эти страны снизились на 12,8 %. В 2009 г. в страны дальнего зарубежья ОАО «Элема» реализовало 286 тыс. шт. изделий, что выше уровня 2008 г. на 1,7 %, однако ниже, чем в 2007 г. Такая тенденция связана в первую очередь с расширением фирменной сети ОАО «Элема» в различных городах Республики Беларусь и увеличением спроса населения нашей страны на продукцию предприятия (в 2009 г. к уровню 2008 г. продажи на внутренний рынок выросли на 19,9 %). Реализация продукции ОАО «Элема» в страны СНГ осуществляется в основном на рынок России, причем с каждым годом продажи в страны СНГ увеличиваются, а для рынка России характерно снижение продаж в 2008 г. (на 1,3 %) и увеличение в 2009 г. (на 10,0 %).

Структура продаж продукции ОАО «Элема» по областям Республики Беларусь представлена данными рисунка 2.9. В основном продукция ОАО «Элема» реализуется в Минской области (64,5 % всего объема продаж за 2009 г.), это обусловлено наличием широкой фирменной сети в данном регионе Республики Беларусь, продажи в остальные города Республики Беларусь примерно одинаковы и составляют с в среднем 6 - 8 % от общего объема продаж.

В 2002 г. на ОАО «Элема» создана и сертифицирована в национальной системе сертификации на соответствие требованиям СТБ ИСО 9001:2001 система менеджмента качества. В 2005 г. проведена ее ресертификация и в декабре 2009 г. проведена повторная сертификация. Уровень научно-технического потенциала оценим на основании данных таблицы 2.5.

Таблица 2.5 - Уровень научно-технического потенциала ОАО «Элема»

 
Наименование показателя Ед. изм. 2007 год 2008 год 2009 год Индексы изменения в % к соответствующему периоду  
          2008/2007 2009/2008  
Производство продукции в стоимостном выражении млн. руб.       126,4 110,9  
из общего объема продукции в фактических ценах - сертифицированная продукция млн. руб.       126,1 110,9  
Доля сертифицированной продукции в общем объеме промышленного производства % 84,9 87,4 87,4 +2,5 -  
               

Рисунок 2.9 - Структура продаж продукции ОАО «Элема» по областям Республики Беларусь за 2009 г.

Данные таблицы 2.5 свидетельствуют о том, что доля сертифицированной продукции в общем объеме промышленного производства ОАО «Элема» увеличивается (с 84,9 % в 2007 г. до 87,4 % в 2009 г.), что свидетельствует об эффективной политике предприятии в области качества продукции.

Продукция, выпускаемая ОАО «Элема», находятся в рейтинге швейных товаров на достаточно высоком уровне, об этом свидетельствуют данные таблицы 2.6, в которой приводится оценка конкурентоспособности товаров ОАО «Элема» по сравнению с товарами ЗАО «Калинка».

Таблица 2.6 - Единичные и групповые показатели конкурентоспособности товаров в 2009 г.

 
Параметр Весовой коэффициент Оцениваемые товары ОАО «Элема» Товары конкурентов (ЗАО «Калинка») Индекс  
    значение параметра (балл) оценка значение параметра (балл) оценка    
1. Потребительские параметры: 1.1. Качество реализуемых товаров 1.2. Широта ассортимента 1.3. Возможность приобретения товаров в кредит 1.4. Использование средств продвижения товаров 1.5. Соответствие 0,3 0,2 0,15 0,1 0,12   1,6 1,2 0,7 1,2   1,6 1,35 0,9 1,08 1,00 1,00 0,89 0,78 1,11  
направлениям моды 1.6. Среднее время выполнения заказов 1.7. Сводный индекс 2. Экономические параметры: 2.1. Цена приобретения 2.2. Соответствие цены товара его качеству 2.3. Сводный индекс 3. Интегральный индекс 0,13 1,0 0,6 0,4 1,0   1,17 8,87 4,8 2,8 7,6 1,17   1,17 9,1 5,4 2,8 8,2 1,1 1,00 0,97 0,89 1,00 0,93 1,06  
               

Проведенные расчеты (таблица 2.6) показали, что товары, выпускаемые ОАО «Элема», по потребительским параметрам уступают аналогичным товарам конкурента (ЗАО «Калинка»): суммарный параметрический индекс для ОАО «Элема» равен 8,87 балла; для ЗАО «Калинка» - 9,1; сводный параметрический индекс конкурентоспособности по экономическим параметрам составляет, соответственно, 7,6 и 8,2, для ОАО «Элема» он выше, чем для аналогичных товаров ЗАО «Калинка». Из всех потребительских и экономических параметров товары, выпускаемые ОАО «Элема», по конкурентоспособности не уступают аналогичной продукции конкурентов. Ее интегральный показатель относительной конкурентоспособности равен 1,17, что больше нормативной величины, равной 1 и больше величины аналогичной продукции конкурентов - 1,1 для ЗАО «Калинка».

Из данных таблицы 2.6 также следует, что повышение конкурентоспособности выпускаемых ОАО «Элема» товаров, должно проводиться в следующих направлениях: активное использование различных средств продвижения товаров, решение вопросов по поводу возможности приобретения товаров в кредит, а также совершенствование механизма ценообразования, поскольку именно по данным параметрам значение параметра ОАО «Элема» в баллах уступают ЗАО «Калинка».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: