Применение системы управления рисками в таможенном деле

2.1 Роль системы управления рисками в таможенных органах

Система управления рисками – это система таможенного администрирования, обеспечивающая проведение эффективного таможенного контроля исходя из принципа выборочности и оптимального распределения ресурсов таможенных органов на наиболее важных и приоритетных направлениях работы в целях предупреждения и выявления нарушений законодательства [12].

Основной политикойФедеральной таможенной службы России является гармонизация существующих таможенных процедур в соответствии с наиболее передовым международным уровнем. Политика ФТСзаключается в том, чтобы продолжать реализацию СУР в российской таможенной службе, что позволит на ранней стадии выявлять товары повышенного риска и подвергать их досмотру в месте таможенного контроля; при этом остальные товары можно будет ввозить и вывозить без досмотра.

В настоящее время законодательная база СУР Таможенного союза состоит из наднационального законодательства – Таможенного кодекса Таможенного союза и национальных нормативных документов. Касательно законодательства технико-методологического характера в таможенных органах государств – членов Таможенного союза применяются детальные инструкции, пошагово описывающие порядок действий должностных лиц по сбору и обработке информации, проведению анализа и оценки рисков, разработки профилей рисков и реализации мер по минимизации рисков. По сути принципы аналитической работы, направленной на выявление и оценку рисков, а также выработку инструментов по минимизации рисков в таможенных службах государств – членов Таможенного союза идентичны. Различие только в методах и инструментах, необходимых для проведения такой работы.

Кроме того, следует отметить, что основные положения СУР были за­имствованы ФТС России из практики деятельности передовых таможенных служб мира. Поэтому интерес представляет также и изучение следующих зару­бежных руководящих документов в области реализации СУР:

- Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли / перевод оригинального официального текста Всемирной таможенной органи­зации (Брюссель: WCO, июнь, 2005);

- Руководство по управлению рисками (Всемирная таможенная органи­зация, 2003 г.);

- Стандартная структура управления рисками Европейского Сообще­ства: Документ рабочей группы Европейской Комиссии № 629/2000 от 21 но­ября 2002 г. (EuroCommission Customs 2007 Working Methods Group TAXUD Doc. 629/2000-EN Final);

- Рекомендации по комплексному управлению цепью поставок товаров (Customs guidelines on integrated supply chain management (ISCM guidelines). (Всемирная таможенная организация, 2004 г.);

- Дополненный каталог (список) индикаторов рисков участников внеш­неэкономической деятельности (COMPACT, Revised catalogue of risk indicators on economic operators): Документ рабочей группы Европейской Комиссии № 1030/2003 от 6 мая 2003 г. (TAXUD Doc. 1030/2003-EN). [13]

В 2015 г., принята стратегия и тактика применения СУР[6], которая нацелена на:

- обеспечение соблюдения права ЕАЭС и законодательства РФ, на основе реализации системы управления рисками;

- обеспечение эффективного выбора объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и мер;

- создание условий для ускорения проведения таможенного контроля и упрощения перемещения через таможенную границу ТС товаров, по которым выявлены риски.

Стратегия разработана на основании части 2 статьи 162 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Применение СУР в развитых таможенных администрациях мира показало, что в качестве информационной базы для выбора форм осуществления контроля могут использоваться не только сведения о товарных партиях, но и практика ведения деятельности лицами, вовлеченными в процессы внешнеторговой деятельности. В связи с этим появилась необходимость субъектного подхода при организации таможенного контроля, результатом которого должно стать возможное отнесение участников ВЭД либо к группе риска, либо к категории добросовестных субъектов, в отношении которых вероятность нарушения таможенного законодательства наиболее мала.

На сегодня существуют два подхода для реализации субъектно-ориентированного подхода к применению СУР – отраслевой подход и автоматическое категорирование.

«Отраслевой» подход основан на заявительном порядке и применяется при анализе деятельности лиц, осуществляющих: производственную деятельность, в том числе промышленную сборку транспортных средств; импорт мясной продукции; импорт рыбной продукции; экспорт продукции собственного производства.

Субъектно-ориентированная модель СУР направлена на решение следующих основных задач:

- создание благоприятной среды для осуществления внешнеэкономической деятельности за счет снижения частоты применения мер таможенного контроля при совершении таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых добросовестными организациями в сфере внешней торговли, что обеспечивает сокращение сроков совершения таможенных операций и снижение издержек данной категории участников ВЭД;

- реализация принципа смещения акцента таможенного контроля на этап после выпуска товаров для законопослушных участников ВЭД;

- концентрация основных усилий таможенных органов при проведении таможенного контроля в отношении наиболее рисковых товарных партий [28].

В целях распределения участников ВЭД по категориям уровней риска в зависимости от оценки вероятности нарушения ими права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле (далее – риск-категорирование), тактики применения СУР, порядка сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, а также разработки и реализации мер по управлению рисками приказом ФТС России от 1 декабря 2016 г. № 2256 утвержден Порядок автоматизированного определения категории уровня риска участников внешнеэкономической деятельности (далее – Порядок).

Порядком предусмотрено использование дифференцированного подхода при применении мер по минимизации рисков в зависимости от категории уровня риска участника ВЭД (таблица 2).

Таблица 2 Критерии присвоения участнику ВЭД уровня риска [5]

Категория высокого уровня риска Категория низкого уровня риска
значение итоговой оценки деятельности участника ВЭД соответствует контрольному значению для категории высокого уровня риска;   значение итоговой оценки деятельности участника ВЭД соответствует контрольному значению для категории низкого уровня риска;
нахождение участника ВЭД в перечне лиц, в отношении которых проведение таможенной проверки не представляется возможным; общее количество деклараций на товары с принятым решением о выпуске в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления в отчетном периоде составляет не менее 150 штук и не менее 75 штук за вторую половину отчетного периода;
нахождение участника ВЭД в стадии ликвидации либо прекращения деятельности; участник ВЭД является юридическим лицом
наличие у участника ВЭД неисполненной обязанности по уплате административного штрафа в срок, превышающий 180 календарных дней с даты вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного таможенным органом; дата регистрации первой декларации на товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, предшествует дате начала отчетного периода;
участник ВЭД является отправителем, получателем или декларантом товаров, по которым факт уклонения от уплаты таможенных платежей подтвержден вступившим в законную силу обвинительным приговором суда, постановленным по ч. 1 или 2 ст. 194 Уголовного кодекса РФ отсутствие на дату проведения риск-категорирования неисполненной участником ВЭД обязанности по уплате таможенных платежей, пеней и процентов в сроки, установленные в требовании об уплате таможенных платежей;
отнесение участника ВЭД к высокому уровню налогового риска по результатам категорирования ФНС России не выявлены критерии, отнесения участника ВЭД к категории высокого риска

 

Если участник ВЭД, в соответствии с указанными в Таблице 2 критериями, не отнесен к категории высокого или низкого уровня риска, ему присваивается категория среднего уровня риска.

Риск-категорирование и актуализация категорий уровней риска участников ВЭД осуществляется на основе регулярного и всестороннего анализа находящихся в распоряжении таможенных органов сведений о деятельности участников ВЭД (в том числе документов и сведений, самостоятельно представляемых участниками ВЭД и находящихся в информационных ресурсах таможенных органов), а также о результатах совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении перемещаемых участниками ВЭД товаров [28].

СУР объединяет ряд новейших таможенных инструментов и технологий, которые обеспечивают повышение эффективности работы таможенных служб, не ставя под угрозу интересы торговли.

Управление риском - это не набор каких-либо мероприятий, а непрерывный процесс, который, в свою очередь, является составной частью процесса принятия управленческих решений руководителями всех звеньев системы таможенных органов. Создание эффективной таможенной службы, способной выполнить поставленные перед ней задачи, возможно в процессе применения эффективных механизмов по минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля. Однако необходимо отметить, что в настоящее время СУР воспринимается участниками процесса таможенного контроля по-разному. Так, нередки публикации, в которых таможенные органы прямо обвиняются в злоупотреблении СУР в "корыстных целях", а среди уполномоченных должностных лиц таможенных органов еще распространено мнение о "нецелесообразности" применения СУР. [19] Тем не менее, процесс повышения доверия к СУР со стороны участников ВЭД и ее эффективности динамично развивается. Так, Приказом ФТС от 24.04.2014 №778 утверждена Временная инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками [7]. Таможни и региональные таможенные управления лишили компетенции утверждать профили рисков по направлению таможенной стоимости и тем самым влиять на «ценообразование» в регионах.

Система анализа и управления рисками как элемент системы управления в структуре таможенных органов необходима и для руководящего состава ФТС России, и для исполнителей, т.е. региональных таможенных управлений, таможен, таможенных постов. Она необходима руководству при принятии обоснованных управленческих решений, а исполнителям - для повышения профессиональных навыков, избавления от многих рутинных операций, повышения оперативности работы. Как следствие, способствует созданию для участников ВЭД более цивилизованных условий ведения внешнеэкономической деятельности, а также ускорению внешнеэкономического оборота.

 

2.2 Этапы анализа риска в таможенной деятельности

 

В рамках применения системы управления рисками начальники региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, обеспечивают: 1) мониторинг результатов совершения таможенных операций в целях исключения фактов недостоверного заявления сведений о товарах, влияющих на полноту уплаты таможенных платежей, в том числе о таможенной стоимости ввозимых товаров, с привлечением ресурсов региональных центров оперативного мониторинга и управления рисками; 2) контроль полноты и достаточности применяемых мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков по направлению контроля таможенной стоимости, а также повышение результативности системы управления рисками при применении мер по минимизации рисков занижения таможенной стоимости; 3) контроль качества принимаемых решений в отношении таможенной стоимости, а также недопущение формального подхода при проведении дополнительных проверок заявленных сведений о таможенной стоимости; 4) выполнение контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов по контролю таможенной стоимости товаров [8].

Анализ рисков – это определенный комплексный подход к решению любой проблемы, совокупность действий, общая методика, позволяющая наиболее оптимально использовать имеющиеся ресурсы в любой области. Анализ рисков в таможенном деле – это мероприятие, позволяющее организовать эффективный, централизованный и единообразный таможенный контроль на всей территории, привести его к сравнимым результатам. [13]

Согласно п. 1 ст. 127 ТК ТС, анализ риска – это систематическое использование име­ющейся у таможенных органов информации для определения причин и усло­вий возникновения рисков, их идентификации и оценки возможных послед­ствий несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза.

При анализе и оценке риска применяются информационно-программные средства ЕАИС таможенных органов, включающие системы управления базами данных, системы быстрой (в том числе визуальной) разработки алгоритмов проведения анализа информации, а также общесистемное и прикладное программное обеспечение.

Анализ и оценка рисков осуществляются должностными лицами таможенных органов с использованием методов оценки рисков и алгоритмов определения областей и индикаторов риска, разработанных таможенными органами с использованием математических, статистических и вероятностных методов анализа (далее - целевые методики анализа рисков).

С помощью целевых методик анализа рисков автоматизируется процесс проведения таможенными органами оценки рисков.

Результат оценки риска является основой для разработки профиля риска или принятия решения о необходимости применения мер по минимизации рисков после выпуска товаров.

Виды рисков классифицируются ФТС России исходя из нарушений и правонарушений, наиболее часто совершаемых участниками ВЭД в целях уклонения от соблюдения требований Законодательства.

ФТС России определяет области рисков, в отношении которых таможенные органы в обязательном порядке утверждают профили рисков и применяют меры по минимизации рисков.

Порядок разработки и реализации мер по управлению рисками предусматривает:

- определение мер по минимизации рисков, а также последовательности и порядка их применения;

- разработку и утверждение профилей рисков.

Профиль риска разрабатывается таможенными органами в целях выявления объекта таможенного контроля на основании индикаторов риска и применения в отношении него мер по минимизации рисков.

Профили рисков классифицируются ФТС России исходя из срока и региона их действия, методов, использованных при оценке рисков, срока разработки, а также способа доведения и применения;

- выбор объектов таможенного контроля на основании индикаторов риска.

Выбор объектов таможенного контроля осуществляется таможенными органами как самостоятельно исходя из индикаторов риска, так и с использованием информационно-программных средств ЕАИС таможенных органов. Информационно-программное обеспечение функционирования системы управления рисками включает в себя АПС «Тестирование и анализ профилей риска», КПС «Ведение БДПР», КПС «Выявление рисков», АИС «ЦРСВЭД», ИСС «Малахит» и др. [28]

Автоматизированный выбор объектов таможенного контроля для применения мер по минимизации рисков в соответствии с утвержденными профилями рисков обеспечивается при таможенных операциях, для которых Законодательством предусмотрена подача участником ВЭД в электронном виде сведений о перемещаемых товарах и транспортных средствах через таможенную границу Таможенного союза.

При проведении таможенного контроля после выпуска товаров выбор объектов таможенного контроля может осуществляться таможенными органами без разработки и утверждения профилей рисков;

- воздействие на риски.

Воздействие на риски осуществляется путем непосредственного применения уполномоченными должностными лицами таможенных органов мер по минимизации рисков, в том числе с участием должностных лиц иных федеральных органов исполнительной власти и организаций, в случаях, предусмотренных законодательством, а также проведения контроля за правомерностью и результативностью применения таких мер.

В целях дифференцированного воздействия на риски таможенные органы применяют риск-категорирование участников ВЭД.

- мониторинг и анализ результатов воздействия на риски;

- актуализацию (отмену) профилей рисков.

Предложения об актуализации или отмене профилей рисков разрабатываются на основании анализа результатов воздействия на риски, а также в случае изменения правовых актов, определяющих порядок совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля.

Результаты применения профилей рисков учитываются в информационных ресурсах таможенных органов.

Оценка и контроль эффективности применения мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков, осуществляются ФТС России на основе контрольных показателей, а также методик их расчета и оценки.

При оценке и контроле применения мер по минимизации рисков таможенными органами используется классификатор результатов, сформированный исходя из необходимости учета нарушений и совершения таможенными органами, а также участниками ВЭД наиболее значимых действий, предусмотренных Законодательством, по результатам применения мер по минимизации рисков.

Таможенные органы при оценке и управлении рисками, а также реализации риск-категорирования участников ВЭД используют информационные системы и информационные технологии, основанные на электронных способах передачи, хранения и обработки информации, а также средства их обеспечения[6].



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: