Оценка эффективности СУР на современном этапе и направления ее дальнейшего развития

Понятие «эффективность», определяемое как достижение определенных результатов с минимально возможными издержками, неразрывно связано с повышением качества таможенных услуг.

Эффективность применения системы управления рисками напрямую и в большей степени зависит от качества организации и реализации таможенного контроля. Оценка эффективности СУР находит отражение в статистических показателях работы таможенных органов.

Эффективность функционирования СУР можно оценить по следующим показателям:

- утверждение профилей рисков;

- решения об отказе в выпуске товаров, о запрете к ввозу/вывозу товаров;

- доначисление таможенных платежей по результатам СУР и др.

Для минимизации рисков неуплаты антидемпинговой пошлины либо ее уплаты не в полном объеме утвержден Типовой перечень мер по минимизации рисков неуплаты либо неполной уплаты антидемпинговых пошлин при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза. Его рекомендовано использовать таможенным службам при формировании профилей рисков [18].

В рамках повышения качества таможенного контроля за счет внедрения выборочных методов таможенного контроля, повышения эффективности системы управления рисками в 2016 году проведена следующая работа.

В таможенных органах получил дальнейшее развитие субъектно-ориентированный подход к анализу и управлению рисками. Реализованы практические механизмы по обеспечению выявления рисков нарушения таможенного законодательства, включая выявление и пресечение правонарушений на различных стадиях совершения таможенных операций (как до, так и после выпуска товаров), что позволяет минимизировать риски, в том числе непосредственно влияющие на полноту взимания платежей в федеральный бюджет.

В 2016 году в целях предотвращения перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу ЕАЭС с нарушением права ЕАЭС и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле утверждено и актуализировано 38 203 профиля рисков (рис.2). Структура утверждаемых профилей представлена на рис.3-4.

 

Рис.2 Утверждение профилей риска в 2014-2015 гг. [25; 28]

Рис. 3 Принятие целевых профилей риска таможенными органами в 2014-2016 гг. [25; 28]

Рис.4 Принятие общероссийских, региональных и зональных профилей риска таможенными органами в 2014-2016 гг. [25; 28]

 

 

Рис.5 Результаты применения профилей риска таможенными органами в 2015-2016 гг. [25; 28]

 

В результате применения профилей риска таможенными органами в 2016 году дополнительно взыскано более 24 млрд. рублей, что на 32% больше по сравнению с 2015 годом (рис.5).

Доля товарных партий, в отношении которых проведен таможенный досмотр, в общем количестве декларируемых товарных партий в 2016 году сокращена (рис.6) до 2,8% (в 2015 году – 3,1%). При этом доля результативных таможенных досмотров составила 39,3% (в 2015 году – 33,3%).

 

 

 

Рис. 6 Результативность проведения таможенных досмотров в 2015-2016 гг. [28]

 

В 2016 году была продолжена работа по совершенствованию и развитию применяемой субъектно-ориентированной модели СУР, основанной на категорировании участников ВЭД в зависимости от оценки вероятности нарушения ими права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле. Субъектно-ориентированная модель СУР дает возможность обеспечить выборочность таможенного контроля в отношении участников ВЭД низкого уровня риска, перенося его на этап после выпуска товаров, что способствует ускорению проведения таможенного контроля, сокращению времени совершения таможенных операций и снижению издержек участников ВЭД.

В целях реализации дифференцированного подхода к применению мер по минимизации рисков разработан Порядок автоматизированного определения категории уровня риска участников внешнеэкономической деятельности, утвержденный приказом ФТС России от 1 декабря 2016 г. № 2256.

Кроме того, по результатам практики применения отраслевого категорирования, а также проведенных консультаций и рабочих совещаний с представителями ряда отраслевых объединений и ассоциаций изданы приказы ФТС России от 8 апреля 2016 г. № 706, от 11 апреля 2016 г. № 731 – № 733 и от 27 декабря 2016 г. № 2428, определяющие порядок действий должностных лиц таможенных органов при сборе и обработке информации для определения степени выборочности применения мер по минимизации рисков в отношении товаров, перемещаемых различными категориями участников ВЭД (автопроизводители, производственные предприятия, организации, осуществляющие вывоз продукции собственного производства, а также импортеры мясной и рыбной продукции) [28].

Система управления рисками является важным инструментом в обеспечении полноты поступления таможенных платежей, противодействии преступлениям и административным правонарушениям в области таможенного дела, оптимизации ресурсов таможенных органов, сокращении издержек бизнеса.

В 2016 году применение профилей рисков в торговом обороте увеличилось на 17 %. Общая экономическая эффективность региональных и зональных профилей рисков увеличилась в 1,5 раза [28].

Для повышения эффективности контроля таможенной стоимости в отношении товаров, импортируемых на таможенную территорию ЕАЭС, решением Объединенной коллегии утверждена новая редакция методики формирования стоимостных индикаторов риска при разработке профилей рисков по направлению контроля таможенной стоимости товаров, а также изменен перечень категорий товаров, в отношении которых осуществляется контроль уровня таможенной стоимости.

Для минимизации рисков неуплаты антидемпинговой пошлины либо ее уплаты не в полном объеме утвержден Типовой перечень мер по минимизации рисков неуплаты либо неполной уплаты антидемпинговых пошлин при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза. Его рекомендовано использовать таможенным службам при формировании профилей рисков [28].

В 2016 начался эксперимент по внедрению новой формы государственного контроля – таможенного аудита для компаний, осуществляющих внешнеторговую деятельность. Его организатором выступила ФТС России. В акции участвовали 4 аудиторские компании и 6 крупных игроков рынка. Участники ВЭД (компании и фирмы экспортеры и импортеры), которые добровольно согласились на проведение таможенного аудита, получили преференции в виде «зеленого коридора» при перемещении товаров через границу, приоритета при совершении таможенных операций, перехода на стопроцентный электронный документооборот при представлении документов, отмене запросов на представление документов на идентичные товары в рамках одного договора, исключении контакта с сотрудником таможни при проведении внешнеторговых операций (кроме случаев осмотра и досмотра) и др. В перспективе таможенный аудит заменит существующий пост-таможенный контроль [28].

Сам эксперимент был запущен приказом ФТС РФ от 14.10.2015 г. № 2053 «О проведении эксперимента по установлению возможности использования таможенными органами России аудиторских заключений для целей таможенного контроля», который определил порядок и условия проведение эксперимента. Эксперимент был проведен в период с 14 октября 2015 года по 14 октября 2016 года.

В ходе рассмотрения и анализа аудиторских заключений члены рабочей группы установили, что не все представленные аудиторские заключения дают возможность оценки финансового положения юридического лица, его способности осуществлять платежи в полном объеме и установленные сроки, а также финансировать свою внешнеэкономическую деятельность и могут быть использованы таможенными органами при определении степени выборочности применения форм таможенного контроля, в качестве дополнительного источника информации при осуществлении контроля за соблюдением условий включения в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, при категорировании участников ВЭД в рамках системы управления рисками. Также могут быть подвергнуты сомнению используемые в аудиторских заключениях формулировки относительно достоверности заявляемой таможенной стоимости, обоснованности установления кодов ТН ВЭД ЕАЭС, отсутствию нарушений валютного законодательства и т.п.

По итогам эксперимента сделаны выводы о том, что аудиторские заключения могут использоваться Аналитическим управлением при категорировании участников ВЭД в рамках системы управления рисками в качестве дополнительного критерия оценки деятельности организации, в случае раскрытия в этом заключении вопросов по общему и специализированному разделам.

По компетенции Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров аудиторские заключения могут использоваться при выборе объектов контроля на этапе после выпуска товаров для участников ВЭД, отнесенных к низкому риску нарушения законодательства, при условии однозначно положительного заключения аудитора и отсутствия у таможенных органов информации о рисках нарушения таможенного законодательства [27].

Реализованные ФТС России мероприятия позволили снизить административную нагрузку и ускорить совершение таможенных операций для добросовестных участников ВЭД, повысить эффективность таможенного контроля.

По итогам 2016 года количество участников ВЭД, отнесенных к низкому уровню риска, составляет около 2,8 тысяч организаций, которыми оформлено 44% от общего количества импортных деклараций на товары, платежи по которым составляют 58% от общей суммы уплаченных таможенных платежей при импорте[27].

В отношении участников ВЭД низкого уровня риска таможенный досмотр проводился лишь в отношении 1,3% товарных партий, таможенная экспертиза – в отношении 0,4% товарных партий, запрос дополнительных документов, подтверждающих заявленные сведения, осуществлялся в отношении 6,1% товарных партий от общего количества товарных партий, оформленных данной категорией лиц [28].

В рамках создания нормативной правовой базы для оптимизации использования ресурсов государственных контрольных органов, а также внедрения системы выборочного контроля, основанного на анализе информации и выявлении рисков нарушения законодательства, необходимы разработка и введение системы управления рисками при проведении ветеринарного, карантинного фитосанитарного и санитарно-карантинного контроля.

В этих целях совместным приказом Минсельхоза России и Минфина России от 21 сентября 2016 г. № 283/160н утвержден Порядок разработки и реализации мер по управлению рисками, включающий в себя порядок сбора и анализа информации, в том числе предварительной информации, представляемой участниками внешнеэкономической деятельности в таможенные органы, а также стратегию и тактику применения системы управления рисками.

Также ФТС России приняла участие в разработке следующих проектов нормативных правовых актов иных федеральных органов исполнительной власти [28]:

- совместного приказа Минфина России и Минсельхоза России «Об утверждении порядка разработки и реализации мер по управлению рисками при осуществлении карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации»;

- совместного приказа Минфина России и Роспотребнадзора «Об утверждении порядка разработки и реализации мер по управлению рисками, включающего в себя порядок сбора и анализа информации, в том числе предварительной информации, представляемой участниками внешнеэкономической деятельности в таможенные органы, а также стратегии и тактики применения системы управления рисками при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации».

В результате реализации ФТС России комплекса мероприятий по совершенствованию таможенного администрирования средние сроки прохождения таможенных операций при выпуске товаров при условии, что в отношении товаров предоставлена необходимая информация (документы) и товары не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки и (или) досмотра, по итогам 2016 года составили: при экспорте – 47 минут, при импорте – 1 час 37 минут [28].

Совместно с ФНС России в рамках системы управления рисками по выявлению нарушений таможенного и налогового законодательства в целях повышения собираемости платежей в федеральный бюджет в 2016 году ФТС России проводилась работа по:

- выработке критериев по определению участников ВЭД, в отношении которых усматриваются признаки непрозрачности совершения торгово-закупочных операций, поставок товаров сомнительного происхождения, занижения таможенной стоимости и определении участников ВЭД, подпадающих под выработанные критерии;

- совершенствование механизма обмена информацией между ФТС России и ФНС России об участниках ВЭД для целей таможенного и налогового контроля;

- организации таможенными органами мероприятий таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых определенными в соответствии с выработанными критериями рисков участников ВЭД, в том числе в рамках СУР, на этапе до и после выпуска товаров.

ФТС России совместно с ФНС России проводился обмен информацией
об организациях высокого и низкого уровней риска. В результате сопоставительного анализа в 99% случаях выявлено совпадение уровня риска организаций, присвоенного таможенными и налоговыми органами, что свидетельствует о высокой степени соответствия подходов, применяемых при категорировании. В результате анализа перечня организаций, отнесенных к высокому уровню налогового риска, а также представивших
в налоговые органы информацию об отсутствии деятельности за отчетный период, при этом осуществлявших ввоз товаров, 17 участников ВЭД были лишены статуса организаций низкого уровня риска нарушения таможенного законодательства [28].

В марте 2016 года в рамках действия Евразийской экономической комиссии была сформирована группа по созданию единой системы идентификации участников внешнеэкономической деятельности (ЕСИТС) на таможенной территории ЕАЭС.

Создание ЕСИТС на таможенной территории ЕАЭС позволит:

- обеспечить уникальную идентификацию заинтересованных лиц (в том числе из государств, не входящих в Союз) не только в рамках одной страны, но и в рамках ЕАЭС в целом;

- оптимизировать алгоритмы и повысить эффективность системы управления рисками за счет создания возможности анализа всей цепочки поставки;

- упростить формы документов, используемых в таможенных целях, структуры и форматы их электронных копий, а также повысить достоверность содержащихся в них сведений;

- уменьшить объемы данных, необходимых для сбора, хранения и обработки в электронном виде документов, используемых в таможенных целях;

- существенно упростить электронное взаимодействие между таможенными и иными службами стран Союза.

Идентификация участников внешнеэкономической деятельности планируется на основе использования уникального идентификационного таможенного номера (УИТН). Для резидентов стран Союза УИТН предлагается присваивать автоматически на основании номеров, присвоенных в национальных системах регистрации [26].

Таким образом, проведенный анализ показателей свидетельствует, на наш взгляд, об эффективности функционирования СУР. Тем не менее, необходимо отметить, что для полноценного развития СУР, необходимо постоянно совершенствовать эту систему с учетом развивающихся информационных технологий, международной интеграции и т.п. Перспективными направления повышения эффективности СУР, на наш взгляд, могут являться:

- унификации системы управления рисками;

Унификация СУР предполагает построение органа наднационального регулирования. В этом вопросе необходимо опираться на опыт применения ЕС, где сотрудничество стран полностью гармонизировано, таможенные вопросы регулируются законодательными актами, издаваемыми наднациональным органом регулирования

- координация всех участников ТС в рамках СУР;

- повышения уровня аналитического обеспечения, используемого для выявления рисков;

Например, внедрение программного обеспечения, используемого для выявления рисков в рамках Data mining технологий, являющейся перспективной, рекомендуемой Всемирной таможенной организацией (WCO) технологией повышения результативности СУР.

- повышение эффективности функционирования перспективных таможенных технологий;

Например, эффективность функционирования таких таможенных технологий как предварительное информирование, удаленный выпуск товаров и транспортных средств может быть достигнута на основе методов аудита и стандартизации проверочной деятельности.

- развитие системы информационной поддержки.

Например, создание единой базы данных, содержащую информацию в отношении подозреваемых или подтвержденных нарушений, посредством анализа, накопления и обобщения у таможенных органов данных и категорирования участников внешнеэкономической деятельности.

Эффективное функционирование СУР позволит обеспечить полноту поступления таможенных платежей, соблюдение всех запретов и ограничений и противодействие преступлениям.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Внешнеэкономическая деятельность и, прежде всего, внешняя торговля связаны с перемещением через таможенную границу страны как юридическими, так и физическими лицами товаров и транспортных средств, которые подлежат таможенному контролю.

Современная СУР базируется на стандартах, изложенных в главе 6 Генерального приложения к Киотской конвенции, положениях Таможенного кодекса Таможенного союза и соответствует обязательствам Российской Федерации перед ВТО, которые детализированы в соглашении по упрощению процедур торговли.

С внедрением системы управления рисками тотальный таможенный контроль был заменен на выборочный. Это позволило увеличить товаропоток через таможенную границу ТС при наличии тех же технических и людских ресурсов, но при этом сокращая временные издержки. Также СУР пресекает незаконное перемещение товаров через таможенную границу ТС, влияет на эффективность таможенного контроля и полноту взыскания таможенных платежей.

Правильно выстроенная система управления рисками - это механизм становления баланса между интересами бизнеса, международной торговли, производственников и таможенного контроля. Между ними должен быть баланс. Не нужен контроль ради контроля, необходим надзор, минимизирующий риски нарушения законодательства.

Таким образом, в результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

- под управлением риском в ТК ТС понимается систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за совершением таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации;

- процесс реализации СУР в ФТС России включает последовательную реа­лизацию четырех элементов: сбор и обработка информации о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу РФ; выявление и анализ рисков; разработка и реализация мер по управлению рисками; обобщение результатов принятых мер и подготовка предложений;

- при применении СУР в таможенной службе России следует руковод­ствоваться положениями нормативно-правовых документов ФТС России, а также зару­бежных руководящих документов в области реализации СУР;

- определенным комплексным подходом к решению любой проблемы является анализ рисков.

Отметим, что проект ТК ЕАЭС содержит существенные отличия в части регламентации системы управления рисками. Прежде всего, это определение понятия «управление риском», сокращение целей применения СУР и в принципе сокращение статей, регламентирующих СУР.

Выделяют следующие этапы проведения анализа риска: выявление совокупности условий и факторов, влияющих на риски; определение таможенных операций, при осуществлении которых существует вероятность совершения таможенного правонарушения; определение объектов анализа; выявление критериев и параметров, характеризующих риски; установление индикаторов риска; проведение оценки возможной величины ущерба в случае возникновения риска.

На сегодняшний день в таможенных органах РФ реализован полный цикл процесса управления рисками, в ходе которого проводится непрерывный сбор необходимой информации и оценка рисков, разрабатываются профили рисков, осуществляются воздействие на выявленные риски и оценка результативности воздействия, дальнейшая актуализация мер и порядка их применения.

Профилями рисков установлены индикаторы рисков, в качестве которых обычно выступают код товара, страна происхождения товара, стоимость товара в расчете за единицу товара.

В отношении товаров, которые попадают под действие профиля риска, применяются установленные данным профилем риска меры по минимизации рисков, которые таможенные органы в обязательном порядке должны исполнять.

Благодаря активному развитию СУР в последние годы, она охватывает большинство таможенных операций. Эффективность СУР находит свое отражение в результатах деятельности таможенных органов. Проведенный в работе анализ таких показателей как динамика товарных партий, в отношении которых проводился таможенный досмотр, дополнительно перечисленные в федеральный бюджет таможенные платежи позволяет сделать вывод об увеличении эффективности таможенного контроля с помощью применения СУР. Тем не менее, процесс функционирования СУР должен постоянно находиться под контролем и совершенствоваться.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур" (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999)// Собрание законодательства РФ", 08.08.2011, N 32, ст. 4810

2. Договор о Евразийском экономическом союзе: подписан в г. Астане 29.05.2014 [ред. от 08.05.2015] [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/Lists/EECDocs/635375701 449140007.pdf

3. Таможенный кодекс Таможенного союза: принят Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17 [ред. от 08.05.2015] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010. – № 50. – Ст. 6615.

4. О таможенном регулировании в Российской Федерации Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 28.12.2016)//Российская газета, N 269, 29.11.2010

5. Приказ ФТС России от 01.12.2016 N 2256 "Об утверждении Порядка автоматизированного определения категории уровня риска участников внешнеэкономической деятельности"// Информационно-правовая система КонсультантПлюс. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/

6. Приказ ФТС России от 18.08.2015 N 1677 "Об утверждении стратегии и тактики применения системы управления рисками, порядка сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками (за исключением рисков в области ветеринарии, санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения карантина растений)" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2015 N 40462)// "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 8, 22.02.2016

7. Приказ ФТС России от 24 апреля 2014 г. N 778 "Об утверждении Временной инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками" (ред. от 02.06.2015)// Информационно-правовая система КонсультантПлюс. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/

8. Приказ Федеральной таможенной службы от 16 февраля 2016 г. № 280 “О повышении эффективности контроля таможенной стоимости в рамках применения системы управления рисками”// Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: http://www.garant.ru/

9. Приказ ФТС РФ от 14.10.2015 г. № 2053 «О проведении эксперимента по установлению возможности использования таможенными органами России аудиторских заключений для целей таможенного контроля» ”// Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: http://www.garant.ru/

10. Приказ ГТК РФ от 26.09.2003 N 1069 "Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации"// Информационно-правовая система КонсультантПлюс. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/

11. Аудит пошел на эксперимент// Информационно-аналитической обозрение «Таможенные новости» № 4 (209) 2016. С. 21.

12. Вежновец, С. Система успешных решений // Таможенный вестник – 2015. – №4. – С. 26-29

13. Драганов, В.Г. Основы таможенного дела/. - М.: Экономика, 2012. – 687 с.

14. Ершов А.Д. Система управления рисками в таможенном деле: учеб. / А.Д. Ершов, О.В. Завьялова. – СПб.: ГИОРД, 2014. – 320 с.

15. Кандратьева, И.М. Таможенный контроль товаров и транспортных средств в современных условиях. / И.М. Кандратьева// Журнал Управление инвестициями и инновациями. – 2016. – № 3. С. 39 – 44

16. Киктенко, Е. Минимизация рисков и упрощение процедур. - журнал «Таможня». - № 19 [354] октябрь 2014 г. – С. 2-4

17. Комментарий к Федеральному закону от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (постатейный) (под ред. С.А. Овсянникова, Г.Н. Комковой, С.В. Рыбкина) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2016)

18. Козырева Е. На пути к интеграции// журнал "Таможня", № 1-2, январь 2017 года. – С.14-16

19. Костин А.А. Управление рисками в Таможенном союзе ЕврАзЭС: состояние и перспективы // Таможенное дело. 2013. N 3. С. 11 - 14.

20. Меньшакова В. А. Реализация системы управления рисками как необходимое условие для совершенствования таможенного администрирования// Государство и бизнес. Современные проблемы экономики материалы VIII Международной научно-практической конференции. Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ. 2016. – том 4. – С.130-133

21. Смирнова Е. А. Таможенное администрирование логистических процессов глобальных цепей поставок: диссертация... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Смирнова Елена Александровна;[Место защиты: Санкт-Петербургский государственный экономический университет].- Санкт-Петербург, 2015.- 328 с.

22. Актуальный текст Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (проект версия от 26.12.2016 г.)// Евразийская экономическая комиссия – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/

23. Голоскоков, В. И. Система управления рисками // TKS.RU – все о таможне. Таможня для всех – российский таможенный портал – Режим доступа: http://www.tks.ru/news/nearby/2014/05/22/0010

24. Давыдов Руслан принял участие в заседании коллегии СЗТУ// Официальный сайт ФТС РФ – Режим доступа: http://www.customs.ru/

25. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации», 2014 г. // Официальный сайт Федеральной таможенной службы. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: http://www.customs.ru

ЕЭК продолжает работу по созданию единой системы идентификации участников внешнеэкономической деятельности в ЕАЭС// Евразийская экономическая комиссия – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae

27. Итоги эксперимента по установлению возможности использования таможенными органами Российской Федерации аудиторских заключений для целей таможенного контроля// Официальный сайт ФТС РФ – Режим доступа: http://www.customs.ru/

28. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России за 2016 год (проект) // Официальный сайт ФТС РФ – Режим доступа: http://www.customs.ru/

29. Субъектно-ориентированный подход в рамках системы управления рисками: Презентация начальника Аналитического управления Филиппа Золотницкого от 24 мая 2016 года// Официальный сайт ФТС РФ – Режим доступа: http://www.customs.ru/

30. Элементы системы управления рисками в таможенном деле//Альта Софт – Режим доступа: https://www.alta.ru/online-services/

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: