Библиографический список. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Ульяновский филиал

Направление подготовки: 38.03.04 Государственное и муниципальное управление

Профиль: «Управление городским хозяйством»

Кафедра: государственного управления и муниципального права

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Экономика города»

на тему:

«Гражданское общество и город - современные проблемы развития»

 

Автор работы:

Студент 4 курса Группы ГМУз-418

Михайлова К.Д.

Подпись _______________________

 

 

Руководитель работы:

Звание, должность, доцент.

Кангро М.В.

Оценка ________________________

Подпись _______________________

«_____»_________________ 2016 г.

 

 

г.Ульяновск

2017 г.

 

Содержание

Введение.............................................................................................................. 3

Глава 1. Гражданское общество и его основные характеристики............. 6

1.1 Понятие и задачи гражданского общества......................................... 6

1.2 Структура и функции гражданского общества.................................. 9

Глава 2. Гражданское общество и город Тольятти - современные проблемы развития............................................................................................................................ 13

2.1 Гражданское общество в системе управления городом.................. 13

2.2 Актуальные проблемы гражданского общества г. Тольятти.......... 20

Заключение...................................................................................................... 26

Библиографический список........................................................................... 27


ВВЕДЕНИЕ

Понятие "гражданское общество" – одно из ключевых понятий современной политологии. Актуальность теоретических и практических аспектов этого понятия обусловлена очевидным повышением роли рядовых граждан и их добровольных объединений во всех сферах жизнедеятельности человеческого общества — экономической, политической, социальной, духовной.

В последнее время проблемы гражданского общества, относящиеся к взаимосвязи личности, социальных групп, общественных формирований и государства находятся в центре внимания наших ученых, журналистов и политиков. И это понятно, поскольку формирование гражданского общества связано с развитием демократии, рыночной экономики и становлением правового государства - иначе говоря, с глобальным социальным переустройством, в ходе которого должны были бы возникнуть структуры общественного контроля, гарантирующие обратную связь между человеком и обществом.

Гражданское общество не может существовать без взаимодействия с правовым государством. Именно данное взаимодействие обеспечивает условия формирования взаимной ответственности всех субъектов политического процесса.

Гражданское общество – это спутник правового государства, т.е. правовое государство появляется в той стране, в которой существует не просто общество людей, а гражданское общество.

Новейшие труды зарубежных исследователей посвящены концептуальным основам в контексте устойчивого развития и перспективам развития глобального гражданского общества. Это работы Дж. Александера, Дж. Бартелсона, К. Бэкстренда, А. Бенеси, М. Кастельса, Дж. Кейна, Р. Липшутца, Дж. Рагги и др.

Российская модель гражданского общества исследуется в работах А.А. Галкина, О.В. Гаман-Голутвиной, Ю.А. Красина, И.Б. Левина, И.В. Орловой, С.Н. Пшизовой, В.Т. Пуляева и др.

Анализ научной разработанности темы показывает, что в политико-прикладном аспекте институты и активность гражданского общества в современной России исследованы недостаточно. Большинство исследователей рассматривают разрозненные аспекты проблемы, недостаточно акцентируя внимание на политической компоненте функционирования гражданского общества.

Объект курсовой работы - гражданское общество актуальные проблемы города Тольятти.

Предмет исследования - механизмы функционирования и принципы организации гражданского общества города Тольятти.

Целью данной работы является исследование тенденции взаимного функционирования гражданского общества и правового государства и на основе этого сделать выводы.

В ходе исследования перед автором были поставлены следующие задачи:

¾ тщательно исследовать структуру и признаки гражданского общества;

¾ рассмотреть идею гражданского общества в Тольятти и проблемы его формирования.

Теоретико-методологическая основа исследования. В курсовой работе применяется совокупность принципов и методов, позволяющих реализовать цели и задачи, обеспечить достоверность полученных результатов.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его материалы и выводы могут быть применены при совершенствовании концепций и алгоритмов анализа институтов гражданского общества, при разработке российской модели гражданского общества.

Теоретическая значимость работы состоит в обосновании неоинституционального подхода к исследованию процессов формирования и совершенствования гражданского общества.

Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы органами государственной власти РФ во взаимодействиях с институтами гражданского общества; органами местного самоуправления при реализации демократического участия граждан в политике; институтами гражданского общества (Общественной Палатой РФ, региональными общественными и молодежными палатами, политическими партиями, общественными организациям и движениями и др.) при определении направлений своей деятельности, разработке программ и иных нормативных документов.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной.

Во введении отражена актуальность исследования, цель и задачи исследования, сформулирован предмет и объект исследования.

В первой главе рассматриваются понятие и функции гражданского общества.

Во второй исследуется гражданское общество в системе управления городом, а так же актуальные проблемы гражданского общества в городе Тольятти.

1. Гражданское общество и его основные характеристики

1.1 Понятие и задачи гражданского общества

Формирование любой демократической системы невозможно без конституирования одной из базовых ее составляющих – гражданского общества. Именно оно становится реальным гарантом демократичности происходящих трансформаций, позволяет избежать крайностей анархистских и тоталитарных тенденций в общественном развитии, обеспечивает основания социальной стабильности. В этих условиях нехватка ясного понимания природы гражданского общества оборачивается не только искаженным взглядом на реальность, но и блокированием возможных путей совершенствования социальной практики.[1]

Однако само понятие «гражданское общество» является сложным для определения. Существует множество подходов к его определению. Л.С. Мамут отмечает, что «почти повсеместно укоренившаяся трактовка (и номинация) общества как социальной целостности, состоящей из указанных отношений, институтов, образований, именно в качестве гражданского общества нуждается в уточнении и корректировке».[2]

Во-первых, слово «общество» употребляется метафорически.

Во-вторых, «гражданское» означает, что оно функционирует только в условиях демократического режима и активистской политической культуры, то есть в других режимах функционировать не может.

В-третьих, гражданское общество часто противопоставляется понятию государство.

Термин «гражданское общество» употребляется как в широком, так и в узком значениях. В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством, его структурами часть общества, то есть все то, до чего не доходят руки государства. Оно возникает и изменяется в ходе естественно-исторического развития как автономная, непосредственно не зависимая от государства сфера. Гражданское общество в широком значении совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью. Гражданское общество в узком, собственном значении неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. «Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера свободной игры частных интересов и индивидуализма». Гражданское общество – формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.[3]

Ю.Г. Чуланов выделяет несколько подходов к определению гражданского общества. Некоторые исследователи трактуют понятие как сферу реализации экономических, социальных, этно-национальных, культурных и других интересов, находящихся вне непосредственной деятельности государства. Другие относят понятие к особому социальному пространству, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой индивидов независимых от государства, в целях самореализации или передачи ценностей. Обобщенно, гражданское общество – это «комплекс общественных институтов и отношений, независимые от государства, но взаимодействующие с ним».[4]

Н.М. Мотрошилова рассматривает разные подходы к определению термина «гражданское общество». Анализируя дефиниции различных авторов современной науки, а так же рассматривая эволюцию определения в ретроспективе (определения Ж. Руссо, Г. Гегеля), автор отмечает, что понятия государства и гражданского общества часто противопоставляются или наоборот указывают на зависимость. Таким образом, автор определяет гражданское общество как – «исторически возникающая на заре техногенной эпохи и далее через противоречия развивающаяся совокупность цивилизационных структур и форм, воплощающихся в тех функциях и действиях индивидов, социальных групп, ассоциаций, объединений, специфика которых состоит в том, чтобы, «располагаясь» между институтом семьи и институтами государства, со своей стороны способствовать выполнению социально-исторических задач: экономических, социальных, политических и в сфере повседневной жизни.[5]

С другой стороны, Гершунский, Б.С. в своей статье «Гражданское общество и Россия», рассматривая исторически-теоретическую обоснованность понятия «гражданское общество» и степень его методологической годности для практического (политического) целеполагания, отмечает, что в последнее время интерес к исследованию проблем гражданского общества в значительной мере иссяк. [6]

Автор выделяет четыре основные причины: ошибки в построении гражданского общества по образцу западной модели, непригодность для России самой концепции, идеализированность понятия и отсутствия гражданского общества как такового. Однако, перспективы у России определенно есть, поскольку ей характерен механизм наверстывающего, имитационно-творческого развития.

 

 

1.2 Структура и функции гражданского общества

Поскольку под гражданским обществом чаще всего понимается независимая от государства и существующая наряду с ним особая сфера общественной жизни, состоящая из различных социальных групп, движений, объединений, культурных, национальных, территориальных и иных общностей и служащая важнейшей формой выражения многообразных интересов личности в его систему входят экономические, брачно-семейные, этнические, воспитательные, образовательные, культурные, информационные, религиозные отношения, способные существовать и развиваться относительно независимо от государства.

Весьма существенным признаком гражданского общества является экономическая и социальная свобода его индивидов. Эта свобода существует там и тогда, где и когда индивиды: не отчуждены от собственности, а выступают в качестве ее полноправных субъектов. Важный признак гражданского общества состоит также в том, что оно апеллирует к естественным, неотчуждаемым правам человека, создает необходимые условия для наиболее полного удовлетворения потребностей личности, социальных групп и классов, для надежной и эффективной защиты их интересов.[7]

Основная функция гражданского общества – наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей его членов. Разнообразные экономические, этнические, региональные, профессиональные, религиозные объединения граждан призваны содействовать всесторонней реализации индивидом его интересов, устремлений, целей.

В рамках выполнения этой основной функции гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:

1. На основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.

2. На базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления.

3. Гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций.

4. Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии нрав и побед человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.

5. Гражданское общество выполняет также функцию социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивиды соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

6. Гражданское общество выполняет также коммуникационную функцию. В демократическом обществе проявляется многообразие интересов. Широчайший спектр этих интересов является результатом тех свобод, которыми располагает гражданин в условиях демократии. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированны, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах. Задача институтов и организации гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.

7. Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями. Оно создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь. В сложные исторические периоды (войны, кризисы, депрессии), когда государство начинает шататься, оно «подставляет свое плечо» – прочные структуры гражданского общества. Одной из функций гражданского общества является также обеспечение некоторого минимального уровня необходимых средств к существованию всем членам общества, особенно тем, кто сам не может этого добиться.

Подводя итог, следует отметить основные функции гражданского общества: выдвижение инициатив – государственная сфера слишком бюрократична и не полностью реализует эту функцию; усиление идеологического плюрализма; оформление внешних требований к системе; легализация протеста; стимулирование позитивной адаптации.[8]

Структура гражданского общества состоит из следующих элементов:

1. Добровольно сформировавшиеся первичные общности людей (семья, кооперация, хозяйственные кооперации, ассоциация, общественные организации, профессиональные, творческие, спротивные и другие объединения).

2. Совокупность государсвтенных неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, семейных, духовных, нравственных, религиозных и других. Это производственная и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы.

3. Сфера самопроявления свободных индивидов и их организаций, огражденная законами от прямого вмешательства в нее со стороны государственной власти.[9]

Гражданское общество представляет собой определенное негосударственное образование, в котором граждане объеденены по различным признакам. Оно служит целям удовлетворения их индивидуальных потребностей и осуществления потенциальных возможностей на благо всех и каждого в отдельности. Таким образом, структура гражданского общества развитых стран – это широкая сеть общественных отношений, различных добровольных организаций граждан, их ассоциаций, лоббистских и иных групп, благотворительных фондов. Все они выражают различные интересы во всех сферах жизни общества.[10]

Глава 2. Гражданское общество и город Тольятти - современные проблемы развития

2.1 Гражданское общество в системе управления городом

Одной из наиболее актуальных проблем в построении гражданского общества является формирование социальных институтов, обладающих легитимным характером и пользующихся поддержкой населения. Институты гражданского участия существуют практически во всех регионах, но степень активности, вовлеченность населения в их деятельность, взаимодействие с местной властью при решении каких-либо проблем в небольших городах, и особенно в «глубинке» незначительны. Между тем деятельность некоммерческих организаций, самоорганизация граждан по месту жительства, привлечение граждан к решению социальных вопросов может быть значительным ресурсом в решении местных проблем.

С целью изучения оценки населением г. Тольятти уровня и перспектив развития институтов гражданского общества в России в декабре 2016 года было проведено социологическое исследование.

Методом формализованного интервью face-to-face по месту жительства респондентов изучалась степени информированности о деятельности общественных организаций Самарской области, готовности к гражданской самоорганизации. Опрошено 395 респондентов. Опрос проходил по репрезентативной выборке, схема построения выборки: квотируемая, репрезентирующая генеральную совокупность – население региона - по полу, возрасту.

Большинство опрошенных респондентов в Тольятти ассоциируют гражданское общество с обществом, где главенствует закон и все люди равны перед ним (30,3%), четвертая часть респондентов считает, что гражданское общество - самоуправляемое общество, свободное от диктата со стороны государства, но сотрудничающее с ним (25,4%). Обращает на себя внимание, что наши граждане рассматривают гражданское общество во взаимодействии с государством.

Большинство опрошенных респондентов расположены к тому, что говорить о наличии гражданского общества в России пока рано, но процесс формирования уже идёт – 34,9%. 24,7% респондентов считают, что в России уже есть гражданское общество. 19,4% затруднились дать ответ на этот вопрос. 13,8% отметили, что гражданское общество начинало формироваться, но сейчас оно уничтожается. Самая малочисленная группа респондентов (7,1%) считает, что в ближайшее время гражданское общество в России вряд ли возникнет.

Почти половина респондентов, имеющих высшее образование, отдали предпочтение суждению, что говорить «о наличии гражданского общества в России пока рано, но процесс его формирования уже идет». На втором месте среди популярных ответов у опрошенных, обладающих высшим образованием, разместилось мнение, что «в России уже есть гражданское общество».

40% респондентов, имеющих ученую степень, ответили, что в России «гражданское общество начинало формироваться, но сейчас оно уничтожается». Оставшиеся 60% в равных долях (по 20%) поделили ответы - «в России уже есть гражданское общество», «о наличии гражданского общества в России говорить пока рано, но процесс формирования уже идет», «затрудняюсь с ответом».

Оценивая, уровень развития гражданского общества, следует отметить, что среди опрошенных респондентов со средним профессионально-техническим образованием наибольшее количество (29,8 %) считают, что «о наличии гражданского общества в России говорить пока рано, но процесс формирования уже идет». Чуть меньше опрошенных 26,3% считают, что «в России уже есть гражданское общество», 22,8% респондентов затруднились с ответом.

О том, что «в России уже есть гражданское общество», полагают 28,6% опрашиваемых со средним или ниже среднего образованием и 26,6% - с неоконченным высшим образованием.

Все возрастные группы, кроме самой старшей (старше 65 лет) считают, что о наличии гражданского общества в России говорить еще рано, но процесс его формирования идет.

Опрашиваемые, в возрасте от 45 до 54 лет (53,2%), также наибольшее число респондентов в возрасте до 24 лет, 25-34, 35-44 выделили этот вариант ответа. Респонденты 65 лет и старше (25,6%) затруднились с ответом. Их социализация и активная трудовая деятельность приходились на советское время, когда они активно участвовали в жизни страны через массовые общественные организации, общественную работу на предприятиях и в учреждениях. После распада Советского Союза они оказались выключены из общественной жизни, поэтому понятие «гражданское общество», получившее распространение в конце ХХ века не наполнено для них реальным смыслом.

Причастность к жизни страны, региона и города - важная составляющая гражданского общества. Более половины (53,3 %) опрошенных интересуются общественной жизнью города от случая к случаю. В общей совокупности людей постоянно интересующихся общественной жизнью города и тех, кто интересуется от случая к случаю намного больше (85,7%) чем тех, кто ей совершенно не интересуется (14,3%).

Гражданская активность проявляется в различных формах. Наиболее эффективны организованные действия через НКО. В целом респонденты всех возрастов готовы объединяться с другими людьми для достижения общих целей (55,8%). Среди них большую долю занимают опрошенные в возрасте 65 лет и старше – 61,5% и в возрасте от 35 до 44 лет – 56,3%. Чаще всего не готовы объединяться с другими людьми анкетируемые в возрастной категории от 45 до 54 лет (21,7%). Граждане готовы к организованным действиям. Местной администрации нужно поощрять создание общественных объединений, помогать гражданам соорганизоваться для решения общественных проблем, волнующих горожан.

Большинство исследователей обращают внимание на гражданскую и политическую активность населения крупных городов. Иная ситуация в небольших областных центрах и районных городах. Об этом свидетельствует и наше исследование.[11]

Среди опрошенных наибольшую гражданскую активность респонденты проявляли на выборах, что составляет 66,6 %, причем активность пенсионеров самая большая и не снижается на протяжении десятилетий. Это объясняется результатом политической социализации советского периода. 40% опрошенных граждан участвуют в благоустройстве территории, наименьшее число респондентов принимают участие в деятельности местных отделений политических партий – 5,7%

Большинство респондентов осведомлены частично о профсоюзах и потребительских обществах 50,4%. О политических партиях полностью осведомлены 30,7% опрошенных. Уровень информированности об образовательных объединениях наибольший, 59,8%.

Прослеживается различие в информированности и отношению к некоторым общественным организациям у представителей различных поколений. Представители старшей возрастной группы в период трудовой деятельности были членами профсоюзных организаций, поэтому их осведомленность самая высокая.

Молодое поколение (до 24 лет) ничего не знают о профсоюзах, 49,5%. Большая часть опрошенных 24-34 года также ничего не знают. Опрошенные в возрасте 45-54 осведомлены частично о потребительских обществах. Полностью осведомлены анкетируемые в возрасте 55-64 года, 32,0%. Разрыв поколений, особенно сомой молодой и старшей групп наблюдается по разным позициям: в активности на выборах, информации о деятельности общественных организаций. Профсоюзы потеряли общественный вес, об их деятельности не известно молодежи.

Поколенные различия наблюдаются и в источниках информации горожан. Большинство опрошенных получают информацию о деятельности институтов гражданского общества из телевидения 70,5%. Многие респонденты получают информацию из Интернета 58,6%. Это в основном граждане до 45 лет. 44,5% анкетируемых получают информацию из газет (как правило, старшая возрастная группа). 26,9% узнают информацию от друзей, родственников, коллег. Также 20,4 % респондентов узнают информацию из радио. Немногие анкетируемые получают информацию из специальных изданий 7,1%(люди с высшим образованием).

Действующие в городе общественные организации должны отражать интересы граждан, взаимодействовать с местной администрацией, защищать интересы горожан. Они являются важными субъектами социальной политики. Однако проведенный опрос показал наименьший показатель уровня доверия к НКО, политическим партиям и общественно-политическим движениям (30,6%), наивысший показатель доверия у образовательных, научных, творческих, спортивных и гражданских объединений. В среднем все респонденты (около 60% в среднем) доверяют НКО частично.

Более половины (52,3%) опрошенных лиц считают, что профсоюзы и потребительские общества имеют средний уровень эффективности. Респонденты, которые считают, что профсоюзы и потребительские общества имеют низкую эффективность, составляют 38,0%. Самый низкий процент опрошенных 9,7% составляют высокую эффективность профсоюзов и потребительских обществ.

Образовательные, научные, творческие, спортивные и гражданские объединения в большинстве своем составляют, по мнению опрошенных лиц, средний уровень эффективности 58,7%. Низкая и высокая эффективность не имеют значительного разрыва в процентном соотношении, и составляют 20,9% и 20,4%. 56,6% респондентов считают, что политические партии и общественно-политические движения имеют средний уровень эффективности, 24,0% опрошенных – оценивают эффективность низко, 19,4% респондентов утверждают, что политические партии и общественно-политические движения обладают высокой эффективностью для общества.

Оценивая уровень активности общественных организаций Самарской области большинство респондентов (34,5%) считают, что общественные организации в основном активно занимаются благотворительными акциями, а также направлены на создание спортивных, туристических, охотничьих клубов. Треть респондентов (33,2 %) считают, что общественные организации проявляют свою активность в создании клубов по интересам, культурных, краеведческих, инициативных групп. Сфера интересов горожан – досуговая деятельность, что не решает общественных проблем.

Наименьшее количество опрошенных лиц (11,9%) полагают, что низкий уровень активности общественных организаций проявляется в создании профессиональных ассоциаций и творческих союзов. Наибольшее количество респондентов (40,2 %) считают, что общественные организации, политические организации, НКО в первую очередь должны способствовать социальному, духовному, политическому развитию общества. Защищать права и интересы членов организации считают главой задачей 36,3 % и обеспечить открытость и прозрачность власти 35,8 % опрошенных. Наименьшее количество респондентов (12,4 %) считают главной задачей влиять на бизнес, экономику.

Респонденты в возрасте до 34 лет считают, что общественные организации, политические объединения, НКО должны способствовать социальному, духовному, политическому развитию общества. На втором месте у этой возрастной группы стоит защита прав и интересов членов организации. Наименьшее количество респондентов считает, что следует влиять на общественное мнение. В возрастной категории от 35 лет до 64 наибольшее количество человек считают, что следует обеспечить открытость и прозрачность власти.

Опрашиваемые в возрасте от 55 лет до 64 в равном процентном отношении 42,0% считают, что общественные организации, политические объединения, НКО должны защищать права, интересы членов организации и обеспечивать открытость и прозрачность власти. И лишь 8% опрашиваемых считают, что наибольшее внимание должно уделяться влиянию на бизнес и экономику.

Анкетируемые в возрасте 65 лет и старше считают, что общественные организации, политические объединения, НКО должны способствовать социальному, духовному, политическому развитию общества, так думают 47,4%. Во всех возрастных группах влияние на бизнес и экономику со стороны общественных организаций занимает наименее значимые позиции.

Одним из институтов гражданского общества является Общественная палата. Её деятельность свидетельствует о становлении гражданского общества в России, происходящем при участии государства. Такую модель Лукашев А.В. называет патерналистской.[12] Общая информированность населения Твери о деятельности Общественной платы незначительна. 52% опрошенных респондентов не информированы о деятельности Общественной палаты Тверской области и только 30% что-либо слышали.

О деятельности Общественной палаты Самарской области в большинстве знают респонденты имеющее высшее образование (38,6%), большинство кто не знает о её деятельности, резиденты со средним общим или ниже образованием 64,3%.

В целом, большее количество респондентов, в зависимости от образования, не знает о деятельности Общественной палаты Самарской области (52,7%), а знает о её существовании лишь 30,6 % всех опрашиваемых респондентов. Данную ситуацию можно объяснить не только тем, что Общественная палата – сравнительно недавнее образование, но и недостаточным сниманием к ее деятельности местных СМИ.

Становление гражданского общества на периферии находится в начале пути и имеет свои особенности по сравнению с городами - миллионниками.

Центр активности населения все больше смещается к активности самодеятельной, общегражданской, далекой от политики, акцентирующей внимание на социальных проблемах. Сегодня гражданское общество разобщено. Это группы разных интересов, которые еще далеки от самоорганизации. В средних и малых городах население выражает готовность включиться в ту или иную деятельность: благотворительность, решение экологических проблем и т.д. но больше в таких формах как сбор подписей в поддержку или против какого-то явления. Как показал проведенный опрос население говорит об общественных организациях как о чем-то внешнем, существующим вне их собственной сферы деятельности, что свидетельствует о не включенности граждан в деятельность НКО.

2.2 Актуальные проблемы гражданского общества г. Тольятти

О необходимости развития в России эффективного и активного гражданского общество заговорили еще с 1990–х. За все время постсоветского развития нашего государства этот вопрос остается актуальным для государства и общества.

Дискуссии на тему эффективного функционирования негосударственных общественных организаций как инструмента гражданского общества ведутся на как на государственных и общественных, так и на научных площадках. Неоднократно высказывались на эту тему первые лица государства. В частности, в своих ежегодных Посланиях Федеральному Собранию РФ проблемам гражданского общества уделял особое внимание Президент РФ В. В. Путин: «Без гражданского общества невозможно эффективное решение насущных проблем людей…

Чтобы снизить эти издержки и стимулировать дальнейший рост институтов гражданского общества, не нужно ничего изобретать. И наш собственный, и мировой опыт уже доказал продуктивность целого ряда подходов. Так, необходимо постепенно передавать негосударственному сектору функции, которые государство не должно или не способно эффективно выполнять».

Так, согласно Докладу о состоянии гражданского общества Общественной Палаты РФ в России за 2016г. в России зарегистрировано более 226 тыс. некоммерческих организаций. В городе Тольятти, согласно данным Минюста, зарегистрировано 139. Для того чтобы определить реальный уровень развития гражданского общества в городе Тольятти Общественной палатой было проведено прикладное исследование.

Респондентами выступили руководители и представители общественных организаций и объединений города Тольятти, а методом сбора информации было выбрано анкетирование (экспресс-опрос). Что касается результатов исследования, то большинство опрошенных являются членами ветеранских, благотворительных организаций и творческих объединений. Наименьшей популярностью среди респондентов пользуются студенческие советы и Интернет - сообщества, что вполне объяснимо в виду их возрастного состава (Рисунок 1).

Рисунок 1. «Участие в течение последних года-полутора лет в деятельности общественных организаций (членство, участие в мероприятиях, акциях, сбор подписей и т.д.), %»

В вопросе о том, какое влияние оказывают общественные организации/ объединения на жизнь горожан, большинство респондентов солидарны во мнении, что только с ними что- то меняется. Другая значительная группа участников опроса оценила их влияние как незначительное.

Почти все опрошенные (90%) согласны, что некоммерческие организации должны вместе с государственными структурами участвовать в решении социальных проблем (Рисунок 2).

Рисунок 2. Диаграмма «Должны ли некоммерческие организации участвовать вместе с государственными структурами в решении социальных проблем?»

Что касается наиболее важных социально-экономических проблем для жителей города Тольятти, то 63 % тольяттинцев волнует рост цен на товары и услуги. Не меньшее количество респондентов обеспокоены ситуацией в сфере ЖКХ, коррупцией и бюрократизмом (Рисунок 3).

Рисунок 3. Диаграмма «Наиболее важные социально-экономические проблемы для жителей города Тольятти».

В вопросе «Куда предпочитают обращаться граждане в случае возникновения социальных проблем или необходимости получения информации о льготах, мерах социальной защиты населения и др.?» мнения разделились: 58 % участников опроса предпочли Управление социальной защиты населения, 25 % в случае необходимости скорее обратятся в структурное подразделение местной администрации, 18 % выбрали Общественную палату города Тольятти, наименьшее количество руководителей/ представителей общественных организаций обратились бы за помощью в юридическую консультацию (Рисунок 4).

Рисунок 4. «Куда предпочитают обращаться граждане в случае возникновения социальных проблем или необходимости получения информации о льготах, мерах социальной защиты населения и др.»

Но большинство респондентов еще не обращались в вышеназванные структуры. Среди обращений тех, кому все-таки потребовалась дополнительная информация и квалифицированная помощь, преобладает следующая тематика: транспортное обслуживание, здравоохранение и образование (Рисунок 5).

Рисунок 5. «Общая тематика обращений (претензий) граждан в вышеназванные структуры/службы».

В этой связи необходимо также обратить внимание значительное число участников опроса, которые отметили, что их обращения были рассмотрены соответствующими структурами/службами несвоевременно (Рисунок 6).

Рисунок 6. «Рассмотрение обращений (претензий) граждан соответствующими структурами/службами»

Таким образом, согласно исследованиям, проведенным Общественной Палатой города Тольятти, мы наблюдаем динамику двух взаимодополняющих друг друга процессов характеризующих уровень развития гражданского общества: активизацию гражданской активности жителей Тольятти и рост доверия к органам власти. Резюмируя изложенное полагаем уместным вновь обратиться к Посланию Президента РФ В. Путина Федеральному Собранию: «Имеет также смысл использовать и накопленный в ряде регионов России опыт работы общественных палат. Такие – постоянно действующие негосударственные организации могут обеспечивать независимую экспертизу важнейших нормативных актов. Актов, непосредственно затрагивающих интересы граждан».

 

 

Заключение

Развитая система самоуправления в социуме является важнейшим звеном в построении гражданского общества. Местное самоуправление ближе всего к народу, лучше знает местные проблемы, способно создать условия для эффективной реализации местных интересов.

Государственные структуры выполняют федеральные, региональные и местные программы, разрабатываемые и принимаемые при участии специалистов и на всех уровнях управления. Реализация этих программ по решению социальных проблем территории невозможна без участия общественных организация и активности местных жителей.

Требуется дальнейшее совершенствование местного самоуправления, его финансового обеспечения, создание условий для повышения его участия в становлении гражданского общества. Необходимо усилить информированность граждан о деятельности Общественной палаты Самарской области, НКО, их взаимодействии с местными органами власти. Активнее использовать возможности Интернета для охвата молодежной аудитории, включение добровольцев в реализацию различных программ.

Таким образом, согласно исследованиям, проведенным Общественной Палатой города Тольятти, мы наблюдаем динамику двух взаимодополняющих друг друга процессов характеризующих уровень развития гражданского общества: активизацию гражданской активности жителей Тольятти и рост доверия к органам власти. Резюмируя изложенное полагаем уместным вновь обратиться к Посланию Президента РФ В. Путина Федеральному Собранию: «Имеет также смысл использовать и накопленный в ряде регионов России опыт работы общественных палат. Такие – постоянно действующие негосударственные организации могут обеспечивать независимую экспертизу важнейших нормативных актов. Актов, непосредственно затрагивающих интересы граждан».

 

Библиографический список

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2. Гражданский кодексРоссийской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016)

3. Абакумов, С. А. Гражданское общество и власть: противники или партнеры? / С.А. Абакумов. - М.: Галерия, 2015. - 296 c.

4. Гершунский, Б.С. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития / Б.С. Гершунский. - М.: Педагогическое общество России, 2015. - 389 c.

5. Грин, Дэвид Возвращение в гражданское общество. Социальное обеспечение без участия государства / Дэвид Грин. - М.: "Новое издательство", 2016. - 220 c.

6. Грудцына, Л. Ю. Государство и гражданское общество / Л.Ю. Грудцына. - М.: Юркомпани, 2015. - 464 c.

7. Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность. М., 2013. – 226 с.

8. Лукашев, А. В. Анатомия демократии, или Черный PR как институт гражданского общества / А.В. Лукашев, А.В. Пониделко. - М.: Бизнес-пресса, 2016. - 272 c.

9. Лукин, В. Н. Гражданское общество в глобальном мире / В.Н. Лукин. - М.: Наука. Ленинградское Отделение, 2016. - 648 c.

10. Мамут Л.С. Гражданское общество и государство: проблема соотношения // Общественные науки и современность, 2012, № 5. – 307 с.

11. Мотрошилова Н.В. О современном понятии гражданского общества // Вопросы философии, 2013, № 5. – 187 с.

12. Риль, В. Г. Гражданское общество: моногр. / В.Г. Риль. - М.: Типо-литография А. Е. Ландау, 2015. - 412 c.

13. Соколов, А. Е. Гражданское общество России. Россия - моя радость и моя печаль / А.Е. Соколов. - М, 2015. - 344 c.

14. Чуланов Ю.Г. Политология: Учебник. – СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2014. – 448 с.

 


[1] Риль, В. Г. Гражданское общество: моногр. / В.Г. Риль. - М.: Типо-литография А. Е. Ландау, 2015. - 41 c.

[2] Мамут Л.С. Гражданское общество и государство: проблема соотношения // Общественные науки и современность, 2012, № 5. – 37 с.

 

[3] Абакумов, С. А. Гражданское общество и власть: противники или партнеры? / С.А. Абакумов. - М.: Галерия, 2015. - 96 c.

[4] Чуланов Ю.Г. Политология: Учебник. – СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2014. – 44 с.

[5] Мотрошилова Н.В. О современном понятии гражданского общества//Вопросы философии, 2013, № 5 –17 с.

[6] Гершунский, Б.С. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития / Б.С. Гершунский. - М.: Педагогическое общество России, 2015. - 39 c.

[7] Лукин, В. Н. Гражданское общество в глобальном мире / В.Н. Лукин. - М.: Наука. Ленинградское Отделение, 2016. - 48 c.

[8] Грудцына, Л. Ю. Государство и гражданское общество / Л.Ю. Грудцына. - М.: Юркомпани, 2015. - 44 c.

[9] Соколов, А. Е. Гражданское общество России. Россия - моя радость и моя печаль / А.Е. Соколов. - М, 2015. - 344 c.

[10] Грин, Дэвид Возвращение в гражданское общество. Социальное обеспечение без участия государства / Дэвид Грин. - М.: "Новое издательство", 2016. - 22 c.

[11] Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность. М., 2013. – 22 с.

[12] Лукашев, А. В. Анатомия демократии, или Черный PR как институт гражданского общества / А.В. Лукашев, А.В. Пониделко. - М.: Бизнес-пресса, 2016. - 232 c.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: