муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Городского округа Балашиха «Начальная школа №13»
"Использование мультимедийного оборудования на уроках в начальной школе как средство повышения эффективности и качества образования, развития мотивационной сферы обучающихся".
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда».
(народная мудрость)
Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения. Одним из основных документов на которые опирается в своей работе начальная школа - Федеральный Государственный Стандарт. Основная задача которого - определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированный подход. В настоящее время в содержание образования закладываются новые процессуальные умения: самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную информацию; работать в группе и принимать решения; использовать новые технологии информации и обучения.
И сегодня создан инструмент, позволяющий решить эту задачу, то есть построить новое образовательное пространство, в котором наиболее эффективно развиваются деятельностные способности учащихся. Таким инструментом являются инновационные технологии обучения.
Решающее значение для успешной реализации всего предлагаемого комплекса идей и педагогических решений принадлежит учителям. От того, как мы позиционируют себя в образовательном процессе, умеем ли организовать учебную деятельность, которая позволит вооружить каждого ребёнка действенным инструментом познания, стремимся ли научить каждого своего ученика, готовы ли сами учиться и повышать квалификацию, зависит очень многое.
Главная цель педагогической деятельности коллектива учителей МБОУ НШ № 13 - это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться в XXI веке высоких компьютерных технологий. Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объёмы информации.
Как сделать урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали материал?
Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно-ориентированного образования. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы обучающихся.
Учёными доказано, что использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм.
Задача учителей нашей школы обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи разнообразных технологий. Педагоги нашего общеобразовательного учреждения считают, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.
С каждым годом всё настойчивее в жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и инновационные технологии, которые дают возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Стимул, определивший использование ИКТ в практике работы педагогов МБОУ НШ № 13 - понимание того, что это не только требование сегодняшнего дня, но и бесспорное условие достижения высокого качества образования. Каждый кабинет оснащён: компьютером или ноутбуком, нетбуками для учащихся, проектором, документ - камерой, принтером, сканером, интерактивной доской, школьным лабораторным оборудованием, цифровым микроскопом, интерактивной системой тестирования, обучающими программами, электронными приложениями к учебникам, доступом в Интернет, лицензионным программным обеспечением. Учителями отмечено, что с использованием на уроках мультимедийного оборудования учащиеся становятся более заинтересованными на уроке и быстрее запоминают материал. Использование готовых или созданных учителем презентаций, электронного приложения к учебнику позволяют наглядно продемонстрировать материал, интенсифицировать процесс объяснения нового материала, регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации, повышать познавательную активность обучающихся. Документ- камера, как средство демонстрации на экран текста или иллюстрации с возможностью увеличения или уменьшения объекта показа, фото и видео показ со встроенной камеры компьютера, а также сохранение документы, фото, видео. Возможности интерактивной доски многогранны. В процессе обучения учителя используют интерактивную доску как обычную доску для работы в классе (только мел заменён электронным карандашом); как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуальной учебной информации изучаемого; как интерактивный инструмент – работа с функциями интерактивной доски, работа с использованием специального программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде.
Любой урок имеет двух субъектов - учителя и учеников. Интерактивная доска, третьим субъектом быть не может. Не доска учит, а учитель. Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким его может сделать учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а интерактивная доска - это полезный инструмент в руках учителя, который не может быть использована как демонстрационный материал в течение всего урока по нормам СанПиН.
Статистика показала, что 60 % уроков за неделю педагоги нашего общеобразовательного учреждения используют мультимедийное оборудование. Опрос учащихся на вопрос: «Тебе нравится работать с интерактивной доской? Чем нравится?», показал, что 100 % детей проявляют положительное отношение к данной деятельности. Учащиеся отвечали, что на ней можно: писать и рисовать, разноцветным маркером, выполнять разные интересные задания, играть – решая, использовать ластик, работать пальцем без мышки, передвигать различные предметы, очень интересно получать знания. Опрос учителей о применении на уроках учебно-мультимедийного комплекса показал эффективность его использования: повышение интерактивности, наглядности и привлекательности учебного процесса; использование передовых методов преподавания в учебном процессе; повышение качества подготовки учеников; экономия учебного времени; развитие творческих способностей учащихся: соединение изучаемого материала и навыков в области ИКТ; современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Педагоги отметили, что использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать у учащихся умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств; делает уроки более интересными, продуманными, мобильными.
Таким образом, использование мультимедийного оборудования на уроках в начальной школе – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока и качество образования.
Учителя нашей школы готовы поделиться, обменяться опытом с коллегами по использованию мультимедийного оборудования на уроках в начальной школе.