Таблицы 96, 96-А, 97, 98, 98-А, 99

На лицевой части таблицы 96 нарисовано несколько предметов, на обороте шесть примеров (табл. 96-А). Картинку разрезают по пунктирам на шесть частей. На отдельном листе (табл. 97) даны ответы.

Ребенок должен решить примеры и положить их лицевой стороной вверх на ответы, помещенные в таблице 97. Поскольку форма задания необычна, ребенку можно оказать помощь. Затем следует предложить выполнить аналогичное задание (табл. 98—99) с целью выяснения обучаемости ребенка.

Таблица 100

Ребенку предъявляют таблицу с текстовыми задачами. На основании наблюдений за деятельностью ребенка можно сделать вывод о сознательном или механическом подходе к их решению, об овладении понятиями «на столько-то меньше, больше, дороже, дешевле и т. д.». Кроме того, выявляют умение производить анализ содержания, составлять план решения задачи, выделять главный вопрос, влияние речи на решение задачи. Задачи 10, 11 (с недостающими данными) дают ребенку с целью проверить, обладает ли он сознательным подходом к предложенному ему заданию. Если ребенок не понимает, ему задают вопрос: «Можно ли решить эту задачу?»

Задания дети могут выполнять в устной или письменной форме.

Таблица 101

На таблице даны три задачи. К задачам имеются иллюстрации. Ребенок должен составить условие задачи и решить ее.

В процессе наблюдения за действиями ребенка выявляют понимание им задания, способность анализировать условия и самостоятельно составлять задачи по краткой записи; соблюдать необходимую логическую последовательность; обосновывать решение; вычислительные умения.

Задачи дети могут решать устно или письменно.

Таблицы 102, 103

Ребенку показывают таблицы, на которых изображено несколько часов, показывающих разное время.

С помощью этих таблиц выясняют умение обследуемого ребенка определять время на часах.

Таблица 104

Прежде чем предлагать таблицу, перед ребенком раскладывают несколько геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) и просят назвать их. Затем дают таблицу и просят назвать известные ему геометрические фигуры, из которых состоят изображенные предметы.

С помощью этих заданий выясняют знание детьми геометрических фигур.

Таблица 105

Перед ребенком кладут таблицу и просят решить примеры.

В процессе решения примеров выявляют умение осуществлять счетные операции в пределах 100, знание таблицы умножения и деления.

Задания дети могут выполнять устно или письменно.

Таблицы 106 — 107

С помощью этих таблиц можно установить способность производить арифметические действия в пределах 100. Кроме того, можно определить степень овладения понятиями «насколько больше, (меньше)», «одинаково», операциями сравнения. Выяснить знание названий компонентов и результатов арифметических действий, знание именованных чисел.

Таблица 108

На таблице представлены условия задач в наглядной форме.

Определяют понимание заданий, умение составить задачу по иллюстрации и краткой записи.

Задания дети выполняют устно.

Таблица 109

На таблице даны задания для определения элементарных геометрических представлений. Первое задание аналогично тем, которые даны в таблице 104, два других сложнее.

При необходимости разъясняют способ работы.

Таблица 110

На таблице даны три задачи, которые дети решают устно. Условие задач представлено в наглядном виде. Ребенок должен составить и решить задачу.

Исследование учебных знаний по чтению и письму

В таблицах 111—115 представлен материал, с помощью которого можно выяснить состояние навыков чтения и письма, осознанность усвоения программы по этим предметам. При исследовании овладения ребенком самой операцией чтения сначала надо выявить способность к обобщенному восприятию букв («Назови букву, которую я тебе покажу», «Найди такую же, какая у меня», «Дай мне букву, которую я назову» и т. д.). Затем установить уровень техники чтения (послоговое, целыми словами) и обязательно выяснить понимание ребенком прочитанного и способность пересказать прочитанное.

С этой целью можно использовать, наряду с материалом данных таблиц, и другие таблицы (Приложения 59, 76, 77).

При исследовании письма важно установить, на каких этапах обучения письму у ребенка появляются затруднения и чем они вызваны (состоянием устной речи, зрительными недостатками, непониманием и неумением пользоваться грамматическими правилами, невнимательностью и др.). С этой целью полезно предложить задания на списывание букв (слогов, слов, фраз) с рукописного и печатного текста, перешифровку звука на букву, написание под диктовку. Частично материал для исследования имеется в указанных таблицах.

В процессе обследования ребенка обращать внимание на состояние его устной речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, объем активного словарного запаса и др.).

Таблицы 111, 112, 113

Ребенку предлагают выполнить разные по характеру задания. На основании ответов можно судить об умении проводить звуко-буквенный анализ слов, выделять гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные, ударные слоги, грамматически правильно строить фразы, знание правил грамматики, запас слов.

Таблицы 114, 115

Задания этих таблиц позволяют судить о состоянии навыков письма, усвоении программного материала, словарном запасе, связной речи, общей осведомленности ребенка.

Наблюдение за работой детей и анализ выполнения им предложенных учебных заданий позволяют нам выявить наиболее характерные особенности, присущие детям с умственной отсталостью, в отличие от детей с задержкой психического развития и с нормальным умственным развитием.

Так, при исследовании школьных знаний и умений по математике установлено, что умственно отсталые дети испытывают наибольшие трудности при решении задач с косвенным вопросом. Им сложно понять условие задачи и составить план ее решения. В процессе выполнения часты случаи «потери» инструкции. Дети затрудняются самостоятельно по заданным компонентам составить условие задачи. При выполнении счетных операций наибольшие трудности вызывают вычисления с переходом через разряд. Показ и разъяснения малоэффективны.

При исследовании школьных знаний по чтению и письму обнаруживаются большие трудности в понимании заданий, построенных на словесно-логических операциях. Умственно отсталым детям даже при овладении техникой чтения очень трудно понять смысл прочитанного, особенно если это тексты со скрытым смыслом или тексты иносказательного, метафорического характера. Помощь в этих случаях дети использовать не могут. Для всех детей характерна бедность словарного запаса, неточное использование слов, незнание значения многих общеупотребительных слов. В письме имеют место грубые аграмматизмы. Дети не умеют пользоваться выученными грамматическими правилами, у них не сформирован навык самоконтроля.

Дети с задержкой психического развития могут испытывать похожие трудности как в математике, так и при овладении чтением и письмом. Однако у этих детей отмечается желание понять смысл задания, большая заинтересованность в положительной оценке своей работы, они более самокритичны. Но главное, что отличает их от умственно отсталых детей — это лучшее использование помощи. Им нужна незначительная помощь: в ряде случаев бывает достаточно мимики, жеста, интонации, чтобы ребенок нашел верное решение. Эти дети способны осуществлять перенос показанного способа действия на аналогичное задание.

Для детей с нормальным умственным развитием даже при наличии пробелов в учебных знаниях характерна способность использовать помощь и высокий уровень обучаемости. Эти дети понимают свои проблемы.

Указанные нами особенности овладения детьми учебными знаниями и навыками работы важно учитывать при обследовании детей и выборе стратегии оказания им необходимой помощи.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Апастази А. Психологическое тестирование / Под ред. К. М. Гуревича, В.И. Лубовского. — М., 1982.

2. Атлас для экспериментального исследования отклонения в психической деятельности человека / Под. ред. А. И. Полищука, А. Е. Видренко. — Киев, 1980.

3. Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. Психическая диагностика интеллекта и личности. — Киев, 1978.

4. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике.— Киев, 1989.

5. Введение в психодиагностику / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. — М., 1997.

6. Ветер Л. А. О качественном подходе к диагностике умственного развития ребенка / / Вопросы психологии. № 1, 1974.

7. Ветер А. Л. Психологические особенности шестилетних детей.

8. Ветер А. А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М., 1972.

9. Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 томах. — М, 1982.

10. Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития шестилетнего возраста / Под ред. В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. — М., 1989.

11. Грибанова Г. В. Руководство по организации деятельности психолого-методико-пе-дагогических комиссий (ПМПК) // Дефектология. № 6, 2001.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: