Исследование мышления

Исключение предметов и понятий, неподходящих к остальным в предложенной группе. Установление закономерностей

Таблицы 62 — 64

Цели исследования. Выявить способность устанавливать сходство и различие между зрительно воспринимаемыми изображениями (сравнить предметы по величине, цвету, форме); проводить анализ, синтез; объединять в группу с учетом того или иного признака.

Эти таблицы могут быть предложены детям, которые еще не обучались в школе.

Процедура проведения. Ребенку показывают таблицу и задают вопрос: «Какая фигура не подходит?» В случае необходимости дают более подробную инструкцию: «Посмотри на таблицу. На ней четыре фигуры. Три из них одинаковые. Одна к ним не подходит. Покажи эту фигуру. Скажи, чем она отличается от остальных».

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием выполняют это задание уже в возрасте 4—4,5 лет.

Дети с задержкой психического развития — к 5 годам (если с ними проводились занятия), а в 6—7 лет могут объяснить свое решение.

Умственно отсталые дети справляются с таким заданием в более позднем возрасте. Исключение по форме дается им с большим трудом даже в возрасте 7—8 лет.

Исследование мышления

Таблицы 65 — 68

Цели исследования. Выявить способность детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения; уровень развития категориального мышления; способность речевого обобщения выделенных признаков.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут таблицу с изображением четырех предметов, один из которых существенно отличается от остальных. Инструкция: «Рассмотри таблицу. На ней четыре предмета. Три из них сходны между собой. Их можно назвать одним словом. Четвертый предмет к ним не подходит. Назови (покажи) неподходящий предмет». Если выбор сделан правильно, попросить ребенка обосновать свой выбор: «Почему?»

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием к б—7 годам после выполнения (самостоятельно или с помощью) первого задания справляются с последующими/Причем им уже не нужно повторять все содержание инструкции. Достаточно ограничиться предъявлением таблицы и задать вопрос: «А здесь что не подходит?» Дети способны самостоятельно сделать речевое обобщение выделенных признаков.

Детям с задержкой психического развития нужна организующая помощь, особенно на этапе речевого обобщения выделенных признаков. В случаях неадекватной классификации помощь оказывается эффективной.

Умственно отсталые дети даже в 8—9 лет нуждаются (как правило) в подробных инструкциях при предъявлении им каждой из таблиц. Самостоятельно выполнить задание могут только те из них, кто познакомился с названием соответствующей группы предметов в школе, детском саду или в семье. Умственно отсталые дети чаще объединяют предметы в одну группу не на основе выделения их существенных признаков, а руководствуясь внешними или ситуационными признаками. Такой характер объединения может быть установлен, если попросить ребенка обосновать причину выполненного им объединения. Бывают случаи, когда за внешне правильным исключением предмета стоит неверное обоснование. Так, например, на вопрос: «Почему ты исключил шапку?» был получен ответ: «Она большая. В портфель не войдет». Умственно отсталым детям трудно оформить речевое выражение своего выбора, помощь оказывается малоэффективной.

Исследование мышления

Таблицы 69 — 70

Цели исследования. Выявить особенности словесно-логического мышления; способность речевого обобщения выделенных признаков. Так как задания данных таблиц аналогичны заданиям, данным в таблицах 65—68, то можно судить и об обучаемости детей.

Процедура проведения. Ребенку предъявляют таблицу 69 и дают инструкцию: «Здесь четыре слова, три из них можно объединить по смыслу, четвертое к ним не подходит. Скажи, какое слово к ним не подходит». При необходимости дети получают помощь в форме разъяснений и совместного выполнения задания. Затем предъявляют таблицу 70.

На таблице 70 даны группы слов, каждая из которых включает в себя пять слов. Во время предъявления пяти слов остальной речевой материал должен быть закрыт чистым листом бумаги. Детям дают инструкцию: «Здесь пять слов, четыре слова можно объединить, одно к ним не подходит по смыслу. Назови это слово».

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием 8—10 лет, как правило, не нуждаются в подробной инструкции. Можно ограничиться вопросом: «А здесь какое слово следует исключить?» Помощь эффективна.

Дети с задержкой психического развития в этом возрасте испытывают трудности при выполнении словесно-логических заданий. Необходима значительная помощь.

Умственно отсталым детям всякий раз нужно давать подробную инструкцию. Однако в этом возрасте задание оказывается непосильным. Помощь малоэффективна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: