Общая характеристика возраста (младший подросток)

Подростковый возраст – этап находящийся между детством и юностью, охватывает период с 10 – 11 лет до 13 – 14 лет.

Характеризуется рядом специфических черт, таких как:

§ Появление чувства взрослости.

§ Ведущее личностное новообразование – становление нового уровня самосознания. «Я – концепции» (образ себя)

§ Стремление утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономность, потребность в освобождении от опеки и контроля.

§ Постепенно происходит замена влияния семьи влиянием сверстников.

§ Потребность в постоянной поддержке и принятии.

 

Конец четвертого - начало пятого класса – сложный период не только для ребенка, но и для учителей, родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но связаны с организацией жизни в целом.

В любом возрасте существуют свои проблемы, но годы за которые ребенок становится взрослым, особенно трудны. Процесс выхода из-под родительской опеки и отделения от надежного семейного очага сопряжен с появлением неуверенности и ощущения опасности. Большинство взрослых уже забыли, как это было с ними. Они относятся к «выходкам» своих детей в этом неспокойном возрасте с непониманием и озабоченностью. Хотя понять, почему подростки ведут себя необычно в этот период полового созревания, которому посвящено так много литературы, не так уж трудно. Они стремятся самоутвердиться, противопоставляя себя родителям и всему миру взрослых. В период возмужания подростки стараются приобрести уверенность в себе, найти себя. Даже в кругу своих сверстников они играют выдуманные роли, разыгрывают из себя героев, обмениваются опытом, подстрекают друг друга к «бунтам». В своей среде они добиваются авторитета дерзкими выходками или отчаянными поступками, якобы доказывающими их смелость.

В период младшего подросткового возраста дети не только быстро развиваются физически, но и растут духовно. Так в школе они каждый день получают массу новой информации, подчас действительно знают больше, чем их родители. Поэтому не стоит постоянно одергивать детей, козыряющих своими знаниями, чтобы не мешать укреплению их чувства собственного достоинства. Плохое поведение подростка обусловлено необходимостью для них решить вопрос об условностях, ценностях и нормах, которые они воспринимают как несвободу. Стремясь выйти за установленные рамки, они расширяют сферу своей активности. После того как этот этап развития останется позади, дети становятся рассудительнее, многое из того, что раньше ими упорно отрицалось, они снова начинают делать добровольно. Они понимают, что почти все внушаемое им родителями вполне оправдано. Девочки в этом возрасте менее склонны к дерзкому поведению, зато они становятся своенравными. Они часто уходят в себя, из всего делают тайну. Не следует пытаться противостоять этому, ведь таким образом формируется их индивидуальность. В этом возрасте девочки становятся эмоциональнее, поэтому часто их охватывает тоска, вызванная страхом перед всем новым. Уже в этот период многие девочки очень озабочены своим внешним видом, возникают конфликты из-за гардероба, возникает желание носить взрослые наряды, некоторые девочки стремятся похудеть.

Успешность адаптации младшего подростка к обучению в среднем звене школы зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Трудности, с которыми сталкиваются дети при переходе в среднее звено:

1. Возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают конспектировать.

2. Возросший объем работы как на уроках, так и дома.

3. Новые, непривычные требования к оформлению работ.

4. Необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.

Ситуация адаптации вызывает у многих детей повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности.

В свою очередь, родители, принуждая детей работать на «оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания.

Успешно адаптируются те ребята, которые ко времени поступления в среднее звено:

- Имеют достаточный уровень интеллектуального развития;

- Умеет работать самостоятельно;

- Умеет планировать свои действия;

- Умеет контролировать свои действия и оценивать результат своей работы;

- Умеет строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

- Способны выдерживать эмоциональные нагрузки, обладают эмоциональной устойчивостью;

- Кто не делает трагедии из школьной оценки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: