Общие методические рекомендации
По самостоятельной работе студентов
Как правильно работать на лекциях
Лекция требует от студенческой аудитории максимальной мобилизации внимания, сосредоточения, терпения, мыслительной активности и самостоятельной познавательной деятельности[1].
Первая заповедь студента, пришедшего на лекцию: «лекция – это не диктант», поэтому приготовьтесь к совместной работе, учтите, что на лекциях развиваются и тренируются ваши познавательные силы и происходит «обучение творчеством».
Вторая заповедь – высшее учебное заведение – не место, где только учат, а место, где учатся и помогают учиться.
И третья заповедь –лекция – это подготовка будущего специалиста высшей квалификации к осознанию необходимости самообразования как главного фактора в дальнейшем успешном профессиональном росте.
Взяв эти три заповеди за основу нашей целенаправленной учебно-познавательной деятельности, начинаем грамотно организовывать свое поведение – поведение активного слушателя, личности, овладевающей фундаментальными общенаучными и своевременными специальными знаниями, а не «записывающего устройства».
|
|
Как добиться такого состояния на лекции? Что надо сделать, чтобы этот вид учебы принес максимум пользы, стал бы интересным? Согласитесь, интересным делом хочется заниматься, на него не жаль затратить время, интерес сможет усилить важность и значимость лекции. Обнаружить его можно, только «разложив по полочкам» все функции студента, присутствующего на лекции, все этапы его работы.
Определим сначала, что такое лекция. Лекция – это процесс, в котором лектор (преподаватель) и аудитория находятся в состоянии творческой активности и непрерывной деятельности. Слушать вузовскую лекцию – не столь легкое и простое дело. Это, скорее, искусство уметь слушать и воспринимать 90–180 минут подряд, не теряя нити повествования. При этом требуется запоминать, следить за ходом рассуждений, быстро изучать демонстрационный материал (формулы, рисунки, графики) на доске или экране, вести необходимые записи и зарисовки.
Самое сложное и важное для студента-слушателя обязать себя, порой через силу активно воспринимать устную речь лектора и уметь перестраиваться, так как у всех различная манера подачи материала, да и темы лекций тоже неоднозначны.
Какие-то темы могут подаваться живо и просто, убедительно и свободно, а иные требуют представления значительного объема ценной, но сухой, бесстрастной информации, что затрудняет восприятие на слух и конспектирование. Такие ситуации подчас вызывают у студентов заведомо ошибочные оценки лекций и деление их на «интересные» и «неинтересные». Студенту надлежит сразу, с первого курса, ориентироваться на установки «надо» и «через «не хочу» и учиться заставлять себя слушать и конспектировать любую лекцию, даже на первый взгляд скучную.
|
|
Лекция «материализуется» в конспекте, т. е., в своеобразном продукте самостоятельной работы студента. От того, насколько высоко качество этого продукта, зависит и глубина понимания изучаемого материала, и характер ответов на экзаменах, и, следовательно, уверенность в собственных возможностях, способностях, умениях.
Исходя из сказанного, формулируем сверхзадачу – овладеть приемами правописания вузовских лекций. Эту сверхзадачу разделим на две задачи: чего делать не следует и что обязательно следует делать.
Решаем первую задачу:
– не записывайте все подряд за лектором (преподавателем), не стенографируйте его речь. Здесь можно упустить главное, а записать второстепенное; сложно разграничить важность выводов, фактов, аргументации. Учтите, что такое (дословное) конспектирование крайне утомительно, а значит, малоэффективно;
– не стремитесь отрывочно и дословно записывать отдельные положения лекции, которые, по вашему мнению, являются самыми важными. Такая (фрагментарная) запись не позволит уловить логическую последовательность материала в целом и снизит уровень обоснованности фактов;
– не пишите небрежно, неряшливо и поспешно. Это в последующем принесет вам много огорчений из-за неразборчивости почерка, непонятных или повторяющихся в разных темах сокращенных слов (цб., соц., эк., фун.); возможность восстановить смысл отдельных положений и даже содержания всей лекции сводится к минимуму. Конечно, сокращение написания экономических терминов возможно, и даже необходимо. Но так как на лекциях по экономической теории вы знакомитесь с экономическими категориями и процессами, с которыми можете изучать в течение всего срока обучения в институте, обозначьте их сокращениями, которыми можно пользоваться постоянно. И тогда вы будете знать, что КПВ – кривая производственных возможностей, К – это капитал, МЭ – мировая экономика и пр;
– не оставляйте текст записей лекции неотработанным, неуточненным, особенно если какие-то факты, выводы, высказывания или слова неполностью ясны;
– не ведите записи лекций отрывочно, от случая к случаю. Таким образом поступают откровенно нерадивые студенты либо те, кто надеется на свою отличную память. Знайте, что при написании конспектов лекций работает и слуховой, и зрительный, и мышечный анализаторы организма человека, т. е. информация в мозг поступает сразу по трем каналам и эффективность восприятия, запоминания и переработки материала резко возрастает. Используйте эти особенности в своих интересах, для пользы дела.
Решаем вторую задачу:
– излагайте основное содержание лекции, следуя советам и указанием преподавателя; дословно фиксируйте те моменты, которые он считает необходимым донести до ваших конспектов. Как правило, это обозначается усилением голоса, возможно, повторением фраз или определяется словами: «Прошу отметить, прошу записать в тетрадь». Подобное положение в первую очередь касается графиков, определений понятий или явлений, формул или статистических данных;
– экономьте время, грамотно используя сокращения слов, например общепринятые, включая аббревиатуры (НТП; ВВП; МРТ) или придуманные самостоятельно. Не допускайте, чтобы экономия времени превратилась в ее противоположность и «расшифровка» написанного удлинила последующую работу;
– переносите записи формул или рисунки графиков с доски или экрана в конспект, пользуясь разноцветными фломастерами для выделения главного либо чего-то принципиально нового, однако не переусердствуйте: не стоит делать «веселенькие» картинки, они отвлекут и время, и внимание;
|
|
– поставьте знак вопроса в том месте записи, которая на слух показалась не вполне понятной, и уточните смысл по окончании лекции или сразу, если это не нарушает хода работы;
– непонятные слова, символы, фразы не употребляйте, не разобравшись в их сути и содержании. Обратитесь для начала к словарю, справочнику, энциклопедии; спросите у преподавателя – это самые верные решения, более того, это – самые полезные решения.
Произнося неизвестные слова, вы ставите себя в нелепое положение, которого можно избежать. Итак, задавайте вопросы, пытайтесь разобраться самостоятельно, обучайте себя творчески, активно и интеллектуально.
Заведите для каждой дисциплины отдельную тетрадь. Ведите конспекты аккуратно: целесообразно каждую новую лекцию начинать записывать с новой страницы, это обеспечит ориентирование в записях, особенно если их много.
Обязательно оставляйте широкие поля (до 1/3 страницы) в тетради; на них удобно делать пометки, дополнительные записи, вставки формул, цифр, материалов статистики, уточнять категории, помещать интересные или новые факты.
Старайтесь обработать конспект каждой лекции: уточните цифры, термины, формулы, выводы, сделанные на полях пометки. Такая дополнительная работа позволяет глубже осмыслить и лучше воспринять и запомнить изложенное в тетради.
Вы сэкономите драгоценное время, так как уже готовитесь к контрольной работе, семинару или экзамену.
Храните конспекты лекций после сданных экзаменов, они содержат много ценной информации, необходимость в которой может возникнуть, так как порой для изучения родственной дисциплины понадобится что-то вспомнить или уточнить.
Помните на протяжении всей учебы в высшей школе, что творческий потенциал студента изначально проявляется в его умении профессионально работать на лекциях.