Как правильно работать на лекциях

Общие методические рекомендации

По самостоятельной работе студентов

Как правильно работать на лекциях

Лекция требует от студенческой аудитории максимальной моби­лиза­ции вни­мания, сосредоточения, терпения, мыслительной актив­ности и само­стоятель­ной познавательной деятельности[1].

Первая заповедь студента, пришедшего на лекцию: «лекция – это не дик­тант», поэтому приготовьтесь к совместной работе, учтите, что на лек­циях разви­ваются и тренируются ваши познавательные силы и происходит «обучение творче­ством».

Вторая заповедь – высшее учебное заведение – не место, где только учат, а место, где учатся и помогают учиться.

И третья заповедь –лекция – это подготовка будущего специа­листа выс­шей квалификации к осознанию необходимости самообра­зования как главного фактора в дальнейшем успешном профессио­нальном росте.

Взяв эти три заповеди за основу нашей целенаправленной учебно-по­знава­тельной деятельности, начинаем грамотно организовывать свое поведе­ние – по­ведение активного слушателя, личности, овладе­вающей фундамен­тальными об­щенаучными и своевременными спе­циальными знаниями, а не «записывающего устройства».

Как добиться такого состояния на лекции? Что надо сделать, чтобы этот вид учебы принес максимум пользы, стал бы интересным? Согла­ситесь, инте­ресным делом хочется заниматься, на него не жаль затра­тить время, ин­терес сможет уси­лить важность и значимость лекции. Обнаружить его можно, только «разложив по полочкам» все функции студента, присутст­вующего на лекции, все этапы его ра­боты.

Определим сначала, что такое лекция. Лекция – это процесс, в котором лек­тор (преподаватель) и аудитория находятся в состоянии творческой ак­тивно­сти и непрерывной деятельности. Слушать вузов­скую лекцию – не столь легкое и про­стое дело. Это, скорее, искусство уметь слушать и воспри­нимать 90–180 минут подряд, не теряя нити повествования. При этом требу­ется запоминать, следить за ходом рас­суждений, быстро изучать демонстра­ционный материал (формулы, ри­сунки, графики) на доске или экране, вести необходимые записи и зарисовки.

Самое сложное и важное для студента-слушателя обязать себя, порой че­рез силу активно воспринимать устную речь лектора и уметь перестраиваться, так как у всех различная манера подачи материала, да и темы лекций тоже не­одно­значны.

Какие-то темы могут подаваться живо и просто, убедительно и сво­бодно, а иные требуют представления значительного объема ценной, но су­хой, бесстраст­ной информации, что затрудняет восприятие на слух и кон­спектирование. Такие ситуации подчас вызывают у студентов заведомо оши­бочные оценки лекций и де­ление их на «интересные» и «неинтересные». Студенту надлежит сразу, с пер­вого курса, ориен­тироваться на установки «надо» и «через «не хочу» и учиться застав­лять себя слушать и конспектиро­вать любую лекцию, даже на первый взгляд скуч­ную.

Лекция «материализуется» в конспекте, т. е., в своеобразном про­дукте са­мо­стоятельной работы студента. От того, насколько высоко качество этого про­дукта, зависит и глубина понимания изучаемого материала, и характер ответов на экзаме­нах, и, следовательно, уверен­ность в собственных возмож­ностях, спо­собностях, умениях.

Исходя из сказанного, формулируем сверхзадачу – овладеть при­емами пра­вописания вузовских лекций. Эту сверхзадачу разделим на две задачи: чего де­лать не следует и что обязательно следует делать.

Решаем первую задачу:

– не записывайте все подряд за лектором (преподавателем), не стеногра­фи­руйте его речь. Здесь можно упустить главное, а за­писать второстепенное; сложно разграничить важность выводов, фактов, аргументации. Учтите, что та­кое (до­словное) конспек­тирование крайне утомительно, а значит, малоэффек­тивно;

– не стремитесь отрывочно и дословно записывать отдельные по­ложе­ния лекции, которые, по вашему мнению, являются самы­ми важными. Такая (фраг­ментарная) запись не позволит уловить логическую последовательность мате­риала в целом и снизит уровень обоснованности фактов;

– не пишите небрежно, неряшливо и поспешно. Это в последующем при­несет вам много огорчений из-за неразборчивости почерка, непонятных или по­вторяющихся в разных темах сокращенных слов (цб., соц., эк., фун.); возмож­ность восстановить смысл от­дельных положений и даже содержания всей лекции сводится к минимуму. Конечно, сокращение написания эконо­мических терминов возможно, и даже необходимо. Но так как на лекциях по экономической теории вы знакомитесь с экономическими категориями и процессами, с которыми мо­жете изучать в течение всего срока обучения в институте, обозначьте их сокра­щениями, которыми можно пользоваться по­стоянно. И тогда вы будете знать, что КПВ – кривая производственных воз­можностей, К – это капитал, МЭ – ми­ровая экономика и пр;

– не оставляйте текст записей лекции неотработанным, неуточненным, осо­бенно если какие-то факты, выводы, высказывания или слова неполностью ясны;

– не ведите записи лекций отрывочно, от случая к случаю. Таким образом поступают откровенно нерадивые студенты либо те, кто надеется на свою от­личную память. Знайте, что при напи­сании конспектов лекций рабо­тает и слухо­вой, и зрительный, и мышечный анализаторы организма чело­века, т. е. информа­ция в мозг поступает сразу по трем каналам и эффектив­ность восприятия, запо­минания и переработки материала резко воз­растает. Используйте эти особенно­сти в своих интересах, для пользы дела.

Решаем вторую задачу:

– излагайте основное содержание лекции, следуя советам и ука­занием пре­подавателя; дословно фиксируйте те моменты, которые он считает необхо­димым донести до ваших конспектов. Как правило, это обозначается усиле­нием голоса, возможно, повторением фраз или определяется словами: «Прошу отметить, прошу записать в тетрадь». Подобное положение в первую очередь касается гра­фиков, определений понятий или явлений, формул или статисти­ческих дан­ных;

– экономьте время, грамотно используя сокращения слов, напри­мер обще­принятые, включая аббревиатуры (НТП; ВВП; МРТ) или придуманные само­стоятельно. Не допускайте, чтобы экономия времени превратилась в ее противо­положность и «рас­шифровка» написанного удлинила последующую работу;

– переносите записи формул или рисунки графиков с доски или экрана в конспект, пользуясь разноцветными фломастерами для выделения главного либо чего-то принципиально нового, однако не переусердствуйте: не стоит делать «веселенькие» картинки, они отвлекут и время, и внимание;

– поставьте знак вопроса в том месте записи, которая на слух пока­за­лась не вполне понятной, и уточните смысл по окончании лек­ции или сразу, если это не нарушает хода работы;

– непонятные слова, символы, фразы не употребляйте, не разо­бравшись в их сути и содержании. Обратитесь для начала к сло­варю, справочнику, эн­цикло­педии; спросите у преподавателя – это самые верные решения, более того, это – самые полезные решения.

Произнося неизвестные слова, вы ставите себя в нелепое положе­ние, кото­рого можно избежать. Итак, задавайте вопросы, пытайтесь разобраться само­стоятельно, обучайте себя творчески, активно и интеллектуально.

Заведите для каждой дисциплины отдельную тетрадь. Ведите кон­спекты аккуратно: целесообразно каждую новую лекцию начинать записы­вать с новой страницы, это обеспечит ориентирование в запи­сях, особенно если их много.

Обязательно оставляйте широкие поля (до 1/3 страницы) в тет­ради; на них удобно делать пометки, дополнительные записи, вставки формул, цифр, мате­риалов статистики, уточнять категории, помещать интересные или но­вые факты.

Старайтесь обработать конспект каждой лекции: уточните цифры, тер­мины, формулы, выводы, сделанные на полях пометки. Такая дополнитель­ная работа позволяет глубже осмыслить и лучше воспри­нять и запомнить из­ложен­ное в тетради.

Вы сэкономите драгоценное время, так как уже готовитесь к контроль­ной работе, семинару или экзамену.

Храните конспекты лекций после сданных экзаменов, они содер­жат много ценной информации, необходимость в которой может воз­никнуть, так как порой для изучения родственной дисциплины пона­добится что-то вспом­нить или уточ­нить.

Помните на протяжении всей учебы в высшей школе, что творчес­кий по­тенциал студента изначально проявляется в его умении профес­сионально рабо­тать на лекциях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: