Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности. Игра и действия с предметами — основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша. Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиями,— малыш играет. Это его естественное состояние. Игра доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, радуется от получения новой информации, достижения желаемого результата, общения со взрослыми и сверстниками. Игра — путь детей к познанию окружающего мира.
Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем — умение считаться с интересами сверстников.
|
|
Во время самостоятельной деятельности у детей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи со взрослыми. Они тянутся к тем, кто с ними занимается, играет; быстро перенимают тон отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и сами начинают проявлять взаимные чувства. Уже на втором году жизни дети очень чутко прислушиваются к оценке воспитателем их деятельности и ориентируются на нее.
Для воспитателя организация игровой самостоятельной деятельности детей является одним из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он должен, не подавляя инициативу ребенка, умело направлять его игру, с другой — научить малыша играть самостоятельно. Правильно организовать самостоятельную игровую деятельность воспитатель сможет лишь в том
случае, если он хорошо знает не только особенности психического развития ребенка того возраста, с которым он работает, но и особенности развития детей всей группы.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ
На втором году жизни наблюдаются определенные виды самостоятельной игровой деятельности детей. Это игры, связанные с движениями: с мячом, игрушками-двигателями (машиной, тележкой), влезание на горку и слезание с нее, на улице зимой катание на санках и др.
Большое место занимает познавательная ориентировочная деятельность малыша. Она проявляется прежде всего в рассматривании окружающего, затем в наблюдении, в рассматривании картинок, книг.
|
|
Удовлетворяя свои потребности в познании окружающего, малыш много действует с предметами — со строительным материалом, с дидактическими игрушками, простым конструктором, со складными картинками и. с орудиями — тесьмой, с помощью которой он ведет машину, молоточком, забивая гвоздики в отверстия, со специально изготовленным станочком из пластмассы или дерева и другими, предметами.
Во втором полугодии второго года жизни у ребенка наблюдаются предметн о-и гровые условные действия с игрушками — куклой, собакой, зайчонком и другими, при этом дети уже первого полугодия не только воспроизводят разученные действия с предметами, но и отображают то, что сами часто видят в жизни.
Во время самостоятельной деятельности малыши по своей инициативе по разным поводам общаются со взрослым. Большую радость доставляет им включение взрослого в игру. Ребенок наблюдает, как действует взрослый, обращается к нему, демонстрируя результаты своей деятельности, и просит вместе посмотреть книги, нарисовать ему что-то, помочь исправить сломанную игрушку и т. п.
Одним из условий, от которого в большой степени зависит развитие игровой деятельности ребенка, является правильный подбор игрушек, пособий. Определяется он характером деятельности детей определенного возраста, поэтому в группе должны быть игрушки, обеспечивающие все виды деятельности ребенка.
Для развития движений прежде всего необходим простор. Из крупных пособий, стимулирующих двигательную активность, нужно иметь горку со скатом, стол-барьер (для детей начала второго года жизни), около которого дети не только хорошо двигаются, но и играют с дидактическими игрушками. Напомним, что прикреплять игрушки к столу нельзя, это снижает активность малышей в выборе нужной игрушки, не дает им возможности обследовать игрушку, взять ее в руки.
Размещение игрушек в игровой комнате.
Из мелких пособий должны быть мячи разных размеров, коляски, машины, обручи. Крупные двигатели хранятся на участке, с тем чтобы не загромождать в комнате площадь, необходимую для движений. Не рекомендуется в помещении группы детей второго года жизни прикреплять шведскую стенку, ставить лесенку-стремянку, так как эти пособия требуют постоянного наблюдения воспитателя за их пользованием — сами дети этими»пособиями пользоваться еще не могут.
В группе должен быть материал и для рассматривания окружающего, получения разнообразных впечатлений, который время от времени меняется. Это настенные картины (2—3) с доступными детям сюжетами: «Таня кормит голубей», «Дети пляшут», «Кошка с котятами» и др. Хорошо, если воспитатель специально сделает макеты (1—2) для рассматривания. Это может быть и зимний макет (кукла катается на санках с горы), и весенний (распустившаяся ветка с сидящей на ней птичкой). Можно повесить панно по мотивам знакомых сказок. Горку лучше поставить у окна, чтобы с нее дети могли наблюдать, что происходит за окном. В группе должей быть аквариум с крупными рыбками. Для рассматривания книг и картинок следует отвести специальное место у окна. Книги, хранящиеся на полке, воспитатель дает по просьбе ребенка.
Как целесообразнее расположить игрушки в игровой комнате?
Это зависит от того, для какого возраста детей готовится игровая комната. Опыт детей первой половины второго года жизни еще невелик, и подготовку к игре осуществляет либо один воспитатель, либо (ближе к 1 году 6 месяцам) совместно с детьми. При этом воспитатель создает так называемые подсказывающие игровые ситуации: например, рядом с собачкой ставит тарелку, медведя сажает в коляску, кукол — за стол с расставленной на нем посудой, на стол-барьер кладет дидактические игрушки, на стол у окна — несколько картинок. Такие ситуации направляют внимание малыша на ту или иную деятельность.
|
|
Во втором полугодии дети уже имеют 'большой опыт и, научившись ориентироваться в группе, начинают сами готовить себе игровые ситуации. Так, например, зная, где находятся куклы, стоит посуда, они сами находят себе куклу, тарелку, ложку и начинают куклу кормить. Поэтому воспитатель, организуя игру детей второго полугодия, уже может расположить игрушки в разных местах комнаты, чтобы дети не собирались в одном месте и не мещали друг другу играть.
Место для игр с дидактическими игрушками расположено недалеко от шкафа или, полки, где они находятся. Здесь Должны быть игрушки, способствующие формированию умения различать цвет, величину, формы предметов, настольный строитель, мелкие игрушки в коробке, которые дети могут использовать в самостоятельных играх, конструктор, складные картинки и другие настольные игры.
Следует определить место и для игр с крупным строительным материалом, который расположен на полке. Здесь же крупные игрушки — животные, машины, которые используются в строительных играх. Игра с крупным строителем должна проходить на коврике, который не только не допускает переохлаждения детей, но и снимает излишний шум.
Игрушечную мебель — стол, стулья, кровать — располагают в кукольном уголке. Она должна быть достаточно крупной, прочной, так как малыши любят не только посадить на стульчик куклу, но и сами посидеть на нем. Помимо сюжетных игрушек, здесь должны быть соответствующие атрибуты: посуда, одежда, одеяла, полотенца, ванночки и ть д. Так как дети второго года жизни любят наряжаться, в кукольном уголке надо повесить зеркало и все, что нужно для ряжения: косынки, передники.
Дети второго полугодия второго года воспроизводят воображаемые действия, играют с предметами-заместителями. Для этих целей можно использовать игрушечный умывальник, около которого разыгрываются такие воображаемые действия, как мытье посуды, наливание из крана воды, купание кукол и др. При этом малыши используют кубики как мыло. Более мелкие игрушки — игрушечные ножницы, шприц, расчески (пластмассовые) обогащают игры детей и выдаются детям под контролем взрослого. Они могут хранится на верхних полках, чтобы дети их видели, но взять могли с помощью взрослого.
|
|
РУКОВОДСТВО ВОСПИТАТЕЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ
Руководя самостоятельной деятельностью детей, воспитатель прежде всего воздействует на их эмоциональное состояние, поддерживая положительные эмоции. Особенно радуют малышей совместные переживания при наблюдении за окружающим, совместные игры. При этом воспитатель направляет малышей на игру. Если ребенок не может найти себе дело, обучает его тем действиям, которыми он еще не овладел, переключает его с одного вида деятельности на другой, усложняет его деятельность, продлевая ее, оценивает поступки малыша, его действия.
Во время самостоятельной деятельности ребенка воспитатель формирует его поведение: учит выполнять правила игры, показывает, где и с какой игрушкой удобнее играть (за столом, на полу, у окна), воспитывает бережное отношение к игрушкам, учит не разбрасывать их, убирать на место. Большое внимание уделяет формированию положительного взаимоотношения между детьми: учит не мешать игре другого ребенка, вызывает интерес к играм друг друга, поощряет умение играть рядом и первые совместные игры, развивает такие чувства, как доброжелательность, привязанность друг к другу, сочувствие, помощь, умение поделиться своей любимой вещью.
При руководстве играми детей воспитатель формирует у них психические процессы — внимание, память, воображение; стимулирует речевую активность, поддерживая любые обращения к нему малышей, вызывает у них потребность в речевом общении.
Совместные с ребенком игры открывают большие возможности для формирования личности малыша, проявления им инициативы, самостоятельности, любознательности. Под руководством взрослого, играя с ним, ребенок учится выполнять определенные его требования: собрать игрушки и разложить их на свои места, возвратить отобранный у другого ребенка предмет. Дети при этом должны хорошо усвоить значение слов «нельзя» и «можно».