Самостоятельные игры детей

Умственное развитие ребенка формируется в процессе его дея­тельности. Игра и действия с предметами — основные виды дея­тельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по ини­циативе самого малыша. Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиями,— малыш играет. Это его естественное состояние. Игра доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, радуется от получения новой информации, достижения желаемого результата, общения со взрослыми и сверстниками. Игра — путь детей к познанию окружающего мира.

Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мыш­ление, развиваются такие важные качества, как активность, само­стоятельность в решении игровых задач. Именно в игре формируют­ся первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совмест­ные игры, а в дальнейшем — умение считаться с интересами свер­стников.

Во время самостоятельной деятельности у детей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи со взрослыми. Они тянутся к тем, кто с ними занимается, играет; быстро перенимают тон отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и сами начинают проявлять взаимные чувства. Уже на втором году жизни дети очень чутко прислушиваются к оценке воспитателем их деятельности и ориентируются на нее.

Для воспитателя организация игровой самостоятельной дея­тельности детей является одним из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он должен, не подавляя ини­циативу ребенка, умело направлять его игру, с другой — научить малыша играть самостоятельно. Правильно организовать самостоя­тельную игровую деятельность воспитатель сможет лишь в том


случае, если он хорошо знает не только особенности психического развития ребенка того возраста, с которым он работает, но и осо­бенности развития детей всей группы.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ

На втором году жизни наблюдаются определенные виды са­мостоятельной игровой деятельности детей. Это игры, связан­ные с движениями: с мячом, игрушками-двигателями (ма­шиной, тележкой), влезание на горку и слезание с нее, на улице зимой катание на санках и др.

Большое место занимает познавательная ориенти­ровочная деятельность малыша. Она проявляется преж­де всего в рассматривании окружающего, затем в наблюдении, в рассматривании картинок, книг.

Удовлетворяя свои потребности в познании окружающего, малыш много действует с предметами — со строительным мате­риалом, с дидактическими игрушками, простым конструктором, со складными картинками и. с орудиями — тесьмой, с помощью кото­рой он ведет машину, молоточком, забивая гвоздики в отверстия, со специально изготовленным станочком из пластмассы или дерева и другими, предметами.

Во втором полугодии второго года жизни у ребенка наблю­даются предметн о-и гровые условные действия с игрушками — куклой, собакой, зайчонком и другими, при этом дети уже первого полугодия не только воспроизводят разученные действия с предметами, но и отображают то, что сами часто видят в жизни.

Во время самостоятельной деятельности малыши по своей ини­циативе по разным поводам общаются со взрослым. Большую радость доставляет им включение взрослого в игру. Ребенок наблю­дает, как действует взрослый, обращается к нему, демонстрируя результаты своей деятельности, и просит вместе посмотреть книги, нарисовать ему что-то, помочь исправить сломанную игрушку и т. п.

Одним из условий, от которого в большой степени зависит раз­витие игровой деятельности ребенка, является правильный подбор игрушек, пособий. Определяется он характером деятельности детей определенного возраста, поэтому в группе долж­ны быть игрушки, обеспечивающие все виды деятельности ребенка.

Для развития движений прежде всего необходим простор. Из крупных пособий, стимулирующих двигательную активность, нужно иметь горку со скатом, стол-барьер (для детей начала второго года жизни), около которого дети не только хорошо двигаются, но и играют с дидактическими игрушками. Напомним, что прикреп­лять игрушки к столу нельзя, это снижает активность малышей в выборе нужной игрушки, не дает им возможности обследовать игрушку, взять ее в руки.



 

Размещение игрушек в игровой комнате.

Из мелких пособий должны быть мячи разных размеров, ко­ляски, машины, обручи. Крупные двигатели хранятся на участке, с тем чтобы не загромождать в комнате площадь, необходимую для движений. Не рекомендуется в помещении группы детей второго года жизни прикреплять шведскую стенку, ставить лесенку-стремян­ку, так как эти пособия требуют постоянного наблюдения воспита­теля за их пользованием — сами дети этими»пособиями пользовать­ся еще не могут.

В группе должен быть материал и для рассматривания окру­жающего, получения разнообразных впечатлений, который время от времени меняется. Это настенные картины (2—3) с доступными детям сюжетами: «Таня кормит голубей», «Дети пляшут», «Кошка с котятами» и др. Хорошо, если воспитатель специально сделает макеты (1—2) для рассматривания. Это может быть и зимний ма­кет (кукла катается на санках с горы), и весенний (распустившаяся ветка с сидящей на ней птичкой). Можно повесить панно по мо­тивам знакомых сказок. Горку лучше поставить у окна, чтобы с нее дети могли наблюдать, что происходит за окном. В группе должей быть аквариум с крупными рыбками. Для рассматривания книг и картинок следует отвести специальное место у окна. Книги, хра­нящиеся на полке, воспитатель дает по просьбе ребенка.

Как целесообразнее расположить игрушки в игровой комнате?


Это зависит от того, для какого возраста детей готовится игровая комната. Опыт детей первой половины второго года жизни еще не­велик, и подготовку к игре осуществляет либо один воспитатель, либо (ближе к 1 году 6 месяцам) совместно с детьми. При этом вос­питатель создает так называемые подсказывающие игровые ситуа­ции: например, рядом с собачкой ставит тарелку, медведя сажает в коляску, кукол — за стол с расставленной на нем посудой, на стол-барьер кладет дидактические игрушки, на стол у окна — не­сколько картинок. Такие ситуации направляют внимание малыша на ту или иную деятельность.

Во втором полугодии дети уже имеют 'большой опыт и, научив­шись ориентироваться в группе, начинают сами готовить себе иг­ровые ситуации. Так, например, зная, где находятся куклы, стоит посуда, они сами находят себе куклу, тарелку, ложку и начинают куклу кормить. Поэтому воспитатель, организуя игру детей второго полугодия, уже может расположить игрушки в разных местах ком­наты, чтобы дети не собирались в одном месте и не мещали друг другу играть.

Место для игр с дидактическими игрушками расположено не­далеко от шкафа или, полки, где они находятся. Здесь Должны быть игрушки, способствующие формированию умения различать цвет, величину, формы предметов, настольный строитель, мелкие игрушки в коробке, которые дети могут использовать в самостоя­тельных играх, конструктор, складные картинки и другие настоль­ные игры.

Следует определить место и для игр с крупным строительным материалом, который расположен на полке. Здесь же крупные иг­рушки — животные, машины, которые используются в строитель­ных играх. Игра с крупным строителем должна проходить на ков­рике, который не только не допускает переохлаждения детей, но и снимает излишний шум.

Игрушечную мебель — стол, стулья, кровать — располагают в кукольном уголке. Она должна быть достаточно крупной, проч­ной, так как малыши любят не только посадить на стульчик куклу, но и сами посидеть на нем. Помимо сюжетных игрушек, здесь долж­ны быть соответствующие атрибуты: посуда, одежда, одеяла, по­лотенца, ванночки и ть д. Так как дети второго года жизни любят наряжаться, в кукольном уголке надо повесить зеркало и все, что нужно для ряжения: косынки, передники.

Дети второго полугодия второго года воспроизводят вообра­жаемые действия, играют с предметами-заместителями. Для этих целей можно использовать игрушечный умывальник, около кото­рого разыгрываются такие воображаемые действия, как мытье по­суды, наливание из крана воды, купание кукол и др. При этом ма­лыши используют кубики как мыло. Более мелкие игрушки — игру­шечные ножницы, шприц, расчески (пластмассовые) обогащают игры детей и выдаются детям под контролем взрослого. Они могут хранится на верхних полках, чтобы дети их видели, но взять могли с помощью взрослого.


РУКОВОДСТВО ВОСПИТАТЕЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ

Руководя самостоятельной деятельностью детей, воспитатель прежде всего воздействует на их эмоциональное состояние, под­держивая положительные эмоции. Особенно радуют малышей сов­местные переживания при наблюдении за окружающим, совместные игры. При этом воспитатель направляет малышей на игру. Если ре­бенок не может найти себе дело, обучает его тем действиям, ко­торыми он еще не овладел, переключает его с одного вида деятель­ности на другой, усложняет его деятельность, продлевая ее, оцени­вает поступки малыша, его действия.

Во время самостоятельной деятельности ребенка воспитатель формирует его поведение: учит выполнять правила игры, показы­вает, где и с какой игрушкой удобнее играть (за столом, на полу, у окна), воспитывает бережное отношение к игрушкам, учит не разбрасывать их, убирать на место. Большое внимание уделяет формированию положительного взаимоотношения между детьми: учит не мешать игре другого ребенка, вызывает интерес к играм друг друга, поощряет умение играть рядом и первые совместные иг­ры, развивает такие чувства, как доброжелательность, привязан­ность друг к другу, сочувствие, помощь, умение поделиться своей любимой вещью.

При руководстве играми детей воспитатель формирует у них психические процессы — внимание, память, воображение; стиму­лирует речевую активность, поддерживая любые обращения к нему малышей, вызывает у них потребность в речевом общении.

Совместные с ребенком игры открывают большие возможности для формирования личности малыша, проявления им инициати­вы, самостоятельности, любознательности. Под руководством взрослого, играя с ним, ребенок учится выполнять определенные его требования: собрать игрушки и разложить их на свои места, возвратить отобранный у другого ребенка предмет. Дети при этом должны хорошо усвоить значение слов «нельзя» и «можно».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: